Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:18, реферат
Кстати, с металлом у японцев особые отношения. В японском интерьере его использование сведено к минимуму, он появляется только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна: Япония небогата металлосодержащими ископаемыми, а влажный климат вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы просто-напросто создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно. Холодный искусственный свет не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине.
Введение……………………………………………………………………………….3
Развитие дизайна в Японии…………………………………………………………..4
Архитектура Японии………………………………………………………………….6
Особенности японской архитектуры……………………………………..6
Основные произведения…………………………………………………..7
Кендзо Танге………………………………………………...7
Тадао Андо………………………………………………….9
Фумихико Маки……………………………………………10
Ландшафтный дизайн……………………………………………………………….11
Характеристика……………………………………………………………11
Основные произведения: японский сад………………………………….12
Дизайн одежды………………………………………………………………………14
Особенности японского стиля в дизайне одежды………………………14
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………… 18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Развитие дизайна
в Японии…………………………………………………………
Архитектура Японии………………………………………………………………
Особенности японской
Основные
произведения………………………………………………
Кендзо Танге………………………………………………
Тадао Андо………………………………………………….9
Фумихико Маки……………………………………………
Ландшафтный дизайн………………………………………………………………
Характеристика…………………………………………
Основные произведения: японский сад………………………………….12
Дизайн одежды……………………………………………
Особенности японского
стиля в дизайне одежды……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат.
Кстати, с металлом
у японцев особые отношения. В японском интерьере
его использование сведено к минимуму,
он появляется только в виде необходимых
мелких аксессуаров. Причина очевидна:
Япония небогата металлосодержащими ископаемыми,
а влажный климат вызвал бы довольно быстрое
разрушение ржавчиной всех металлических
конструкций. И вместо того чтобы превозносить
этот материал как нечто редкое и выдающееся,
японцы просто-напросто создали такой
интерьер, где все, чего нет в Японии в
избытке, смотрелось бы негармонично и
вычурно. Холодный искусственный свет
не сможет заменить отблесков светильника
акари на полированной черной древесине.
Японцы фантастически
тонко играют со светом и пространством.
Многостворчатые ширмы фусума и
оклеенные бумагой раздвижные экраны
создают каждый раз новую геометрию интерьера, позволяют уединяться,
оставаясь при этом в комнате. Для утонченных
японцев это крайне важно, особенно если
дом имеет один этаж почти ничем не разделенного
пространства.
Тем не менее, все это касается Японии
достаточно далекой от той, которая существует
сейчас. Верность традициям была неотступной
лишь до некоторых пор. В начале 1870-х годов,
когда Япония перестала противиться заимствованиям,
многие европейские и американские архитекторы
возвели потрясающие строения, технологии
с использованием кирпича и камня. Новые
постройки быстро завоевали популярность,
но вскоре свое слово сказала природа
– Токио и окрестности были практически
полностью разрушены землетрясением 1923
года.
К новым материалам вновь обратились после
Второй мировой войны, когда в городах
стали появляться высотные здания из стали
и бетона. Возводились мощные современные
конструкции, которые, невзирая на свой
высокий рост, не боялись землетрясений.
Сегодня архитекторы
утверждают, что Токийский муниципалитет
высотой 243 метра «будет лишь слегка покачиваться»
при 9-балльном подземном толчке.
И, несмотря на мощный индустриальный
прогресс, японцы остаются японцами: архитектор
Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает
целый ряд проектов зданий и комплексов,
в которых развивает тему «пространственной
архитектуры», уподобляя свои постройки
растущему дереву.
Сейчас гибкая
пространственная структура стала
почти обязательной характеристикой
возводимых в Японии зданий. Более
того, муниципальные власти Токио
обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах сады:
для понижения температуры в городе и
для эстетического удовольствия.
На мой взгляд, восхитительная идея. Даже
при всей окончательности и неизбежности
технического прогресса они прилагают
максимум усилий для создания продуманного
доступа к свету, природе и наслаждению
от созерцания прекрасного.
Развитие дизайна в Японии
Дизайн начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. XX в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что принципы традиционного японского искусства – свободная композиция, асимметрия, целесообразность – соответствуют новым требованиям наилучшим образом. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн. Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере.
История дизайна в Японии происходило на фоне общего стремительного роста промышленного производства, в результате которого Япония превратилась в страну высокоразвитой индустрии. Происшедшие перемены поставили Японию перед необходимостью решения целого комплекса экономических проблем, среди которых наиболее острыми были проблемы реализации продукции, повышения его качества и конкурентоспособности, расширения внешнего рынка сбыта. Естественно, что в этих условиях стали уделять все более серьезное внимание дизайну как средству стимулирования спроса. Пожалуй, ни одна другая страна не предпринимала столь решительных шагов, направленных на поощрение дизайнерской деятельности, и не демонстрировала столь наглядных результатов в достижении поставленных целей. Япония сумела в удивительно короткий срок преодолеть отставание в области дизайна от передовых в этом отношении стран и обеспечить конкурентоспособность своих изделий на мировом рынке. Достижения японских дизайнеров получают сегодня самое широкое международное признание. Все чаще делаются попытки дать анализ причин этого явления, охарактеризовать его специфику, очертить исторический путь и выявить культурные корни. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековыми традициями художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которых всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм, сдержанность и чистота форм. Японскому жилищу издавна присущи такие характерные для современных архитектуры и дизайна качества, как модульность и вариантность. В основу его планировки и проектирования внутреннего убранства положены стандартные размеры циновки.
Передвижные и
раздвижные стенки и перегородки
позволяют варьировать площадь
помещений, изменять в зависимости
от погоды, времени дня и года
освещенность и приток наружного
воздух. Художественное начало пронизывает
весь быт японцев. Гармоничное визуальное
единство предметной среды, сохранявшееся
вплоть до начала индустриализации страны,
сформировалось в условиях феодального
строя и длительного периода изоляции
Японии от всех контактов с внешним миром,
конец которому положила революция Мэйдзи
(1868 г.). Политические, социальные и экономические
реформы осуществлялись одновременно
с проникновением в Японию западной культуры.
Индустрия как таковая начинает развиваться
в Японии только после установления контактов
с зарубежными странами, соответственно
становление ее индустриального дизайна
происходило в общем русле заимствования,
освоения и творческого преобразования
научных, технологических и эстетических
достижений Запада. Все исследователи,
занимающиеся историей японского дизайна,
прослеживают его истоки в дизайне европейском,
однако они существенно расходятся в датировке
начала самого процесса. Так, И. Утимура
считает, что европейские идеи художественного
конструирования, в частности идеи Морриса,
а затем деятелей Веркбунда и Баухауза,
начали прорастать на японской почве с
возникновением в Японии студий художников-абстркционистов
(1930 г.) и созданием японского художественно-промышленного
общества (1936 г.).
Один
из старейших дизайнеров Японии К. Акаси
относит зарождение дизайнерского движения
в стране к 1901 г., когда в Токийском высшем
политехническом училище было открыто
отделение промышленного проектирования.
Профессор С. Койкэ утверждает, что японское
правительство сформулировало свою политику
в области дизайна в 1877-1880 гг. Х. Цуруока
считает дизайн результатом послевоенных
заимствований из американской промышленности
и относит его возникновение приблизительно
к 1955 г.
В
Японии, как и во многих других странах,
термин «дизайн» вошел в широкое употребление
лишь после второй мировой войны, хотя
аналогичные понятия существовали и раньше.
Например, «дзуан» - чертеж, набросок, проект,
или «исе» - замысел, проект, рисунок, а
также «кие» - хитрость, придумка).
В послевоенный
период понимание сферы
Японское правительство
всячески поощряет развитие дизайна
в стране. За два послевоенных десятилетия
Япония приобрела более полутора
тысяч лицензий и патентов, немалая
часть которых принадлежит сфере дизайна. За эти патенты
и лицензии в целом было выплачено 400 миллионов
долларов; они окупились прибылью в 4-8
миллиардов долларов. С начала 1950-х гг.
Японская ассоциация содействия развитию
экспортной торговли Джэтро регулярно
посылала японских дизайнеров на учебу
в высшие художественно- конструкторские
учебные заведения в США и ФРГ (Чикаго,
Лос-Анджелес, Ульм). Многие дизайнеры
регулярно стажировались в США, Италии,
Франции, Англии, скандинавских странах,
знакомясь с последними достижениями
дизайна.
При этом процесс освоения зарубежного
опыта в Японии происходил не так просто,
легко и последовательно, как иногда кажется.
Архитектура Японии
Особенности японской архитектуры
Большое влияние на японскую архитектуру оказало китайское зодчество. Но если китайские храмы устремлены вверх, то японские не смотря на внешнюю похожесть, как бы стелятся по земле. Основой всех строительных конструкций выступают комбинации квадратов и прямоугольников. Жесткость постройкам придаётся не с помощью диагоналей, а благодаря использованию твёрдой древесины. Постоянные микроземлетрясения для каменных зданий, в отличие от деревянных, плачевны. Из-за этого вплоть до первой половины прошлого века строительство в Японии оставалось в рамках малоэтажной традиции. Однако прогресс идёт вперёд, иногда не обращая внимания даже на здравый смысл. Форсированная каменная и кирпичная застройка Токио, в результате разрушительного землетрясения 1923 года, была погребена под руинами, породив ценой огромного числа жизней концепцию безопасного жилья. Которая реализовалась с приходом в строительство железобетонных конструкций.
Появление железобетона вкупе с экономическим подъёмом вызвал рост мегаполисов. Один за другим поднимаются небоскрёбы. Новый материал потребовал новых форм, многие из которых нашлись за границей. Например, идея больших многоквартирных домов - данти пришла из СССР. Считается, что в наступившем периоде японцам при всех заимствованиях удалось сохранить национальный колорит. Сомнительная хоть и распространенная точка зрения. Количество этих самых заимствований было столь велико, что приходится говорить скорее о формировании абсолютно нового стиля - японского модернизма.
Для традиционной японской архитектуры
характерны сооружения с массивными
крышами и относительно слабыми
стенами.
При возведении дома сначала устанавливались
опоры и балки конструкции, позволяющие
поддерживать крышу. Пространство дома
организовывалось крышей и модульным
расположением опор; дизайн сводился к
заполнению промежутков между опорами
и балками. С одной стороны, плоскости
стен делили внутреннее пространство
на отдельные комнаты, а с другой - сами
стены, в зависимости от их материала и
роли барьера, изменяли взаимоотношение
между отдельными опорами конструкции
дома. В этом суть традиционного японского
дизайна: если структура заранее задана,
дизайн состоит в выравнивании и перестановке
уже существующих отношений.
Таким образом, можно говорить о том, что японские домостроители уже с давних времен применяют принцип «навесных фасадов» в технологии каркасного домостроения. Частые землетрясения послужили причиной появления сейсмоустойчивых технологий, позволяющих минимизировать разрушения, травмирование и гибель людей.
Яркое тому подтверждение - производимые в широчайшем ассортименте фасадные панели для наружной облицовки зданий. В технологии производства облицовочных материалов учтены все требования, которые только может предъявить требовательный заказчик: многообразный дизайн, пожаростойкость, технологичность монтажа, сейсмоустойчивость, простота эксплуатации.
Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри. Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.
Современная японская архитектура
развивается в основном в рамках
конструктивизма. Следует помнить,
однако, что этот интернациональный
стиль немало заимствовал из принципов
постройки традиционного
Основные произведения
Кендзо Танге
Самый влиятельный японский архитектор XX века. Отталкиваясь от традиционной японской эстетики и структурных принципов, проектировал в «интернациональном стиле» (муниципалитет Токио, 1952-57) и стиле «хай-тек» (штаб-квартира Fuji Television, 1996). Среди его общепризнанных шедевров — католический собор Святой Марии и Олимпийский центр (оба — в Токио, закончены в 1964 г.) Одним из первых использовал перекрытия-оболочки: Олимпийский центр и собор Святой Марии в Токио, конгресс-холл в префектуре Эхимэ. С середины 1960-х в центре интересов Тангэ и его архитекторского бюро — масштабная городская планировка (новый центр Скопье, столица Нигерии Абуджа, деловые кварталы Болоньи и Неаполя). Лауреат Притцкеровской премии (1987). Одной из главных достопримечательностей «страны восходящего солнца» является панорама Токио. Пожалуй, не найдется ни одного туриста, который бы не посетил смотровую площадку, расположенную в (сокращенно Tocho). С высоты птичьего полета перед восхищенной публикой открывается потрясающий вид - как на ладони, предстает ультрасовременный Синдзюку – «район небоскребов». Однако двойственность японской архитектуры прослеживается и здесь: на востоке располагаются традиционные низкие домики, петляют узкие улочки, а на западе доминируют «каменные джунгли» небоскребов.
Информация о работе Особенности японского стиля в дизайне одежды