Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:32, курсовая работа
Цель работы состоит в анализе особенностей архитектуры французской готики: раннего, высокого и позднего периода, а также дать определение термину «Готика». Этот стиль считается одним из самых необычных, нестандартных, противоречивых и оригинальных стилей. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и вырастало постепенно из романского стиля, преобразуя его почти незаметными на первый взгляд новшествами, однако какое впечатление производили сооружения на людей привыкшие к тяжеловесности, грузности и массивности.
Введение
1. Готика. Общая характеристика.
1.1 Готический собор.
1.2 Cкульптуры.
1.3 Витражи
2. Формирование готики в архитектуре. Обзор памятников французской готики.
2.1 Собор в Лане
2.2 Собор высокой готики
2.3 Собор поздней готики
Заключение
Список использованной литературы:
Приложения.
______________________________
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ДИЗАЙНА
Курсовая работа студента I курса группы 1-СД-47
Кравченко Анжела Максимовна
ТЕМА:
Памятники французской готики
Руководитель – Махо Петр Георгиевич
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Приложение……………………………………………………
АННОТАЦИЯ
Курсовая работа Кравченко Анжелы Максимовны на тему «Памятники французской готики» посвящена:
В основной части рассматриваются:
Для того чтобы достичь данной цели, потребуется несколько задач:
Во-первых, описание общей характеристики искусства готики.
Во-вторых, подробное изучение готики в архитектуре Франции.
В-третьих, рассмотреть наиболее выдающиеся памятники французской готики.
Список использованной литературы насчитывает восемь наименований.
В приложении содержатся иллюстрации.
Данная курсовая работа посвящена теме «Памятники французской готики». Актуальность данной темы, заключается в том, что интерес людей к такой масштабной, великолепной, красоте не проходит с векам и остаётся актуальной и в наши дни. Жители нашей планеты не перестают и не перестанут восхищаться искусством готики. Архитекторы, искусствоведы, художники и многие другие, так же заинтересованы данным искусством. Цель работы состоит в анализе особенностей архитектуры французской готики: раннего, высокого и позднего периода, а также дать определение термину «Готика». Этот стиль считается одним из самых необычных, нестандартных, противоречивых и оригинальных стилей. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и вырастало постепенно из романского стиля, преобразуя его почти незаметными на первый взгляд новшествами, однако какое впечатление производили сооружения на людей привыкшие к тяжеловесности, грузности и массивности. Этот стройный и высоко возводящийся над головою лес сводов, огромные окна, с бесчисленными переплётами, присоединение к этой ужасающей массе самых мелких, пестрых украшений создавали и создают колоссальное впечатление. В строительство соборов вкладывалось совершенно иное видение мира. Цель данной курсовой работы является рассмотрению и изучению памятников готической Франции. Так же выявление особенностей данного стиля. Для того, что бы достичь данной цели имеются несколько задач. Первая задача заключается в описании общей характеристики искусства готики, когда о ней впервые было упомянуто, как она развивалась в разных отраслях искусства. Вторая задача более подробно изучить, как готика развивалась именно в архитектуре Франции. И третья задача состоит в том, чтобы рассмотреть наиболее выдающиеся памятники архитектуры французской готики. Объектом исследования данной курсовой является искусство французской готики. Предметом исследования является непосредственно памятники этого стиля. Такие как: Собор в Лане, Амьенский собор, Реймский и Руанский соборы. И в соответствии с задачами и целью построена и структура моей работы.
Готика - (от итал. gotico, от названия германского племени готов), готический стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Термин «Готика» был введён в эпоху Возрождения. Есть предположение, что слово «Готика» впервые употребил великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль Санти в докладе Папе римскому Льву Х о ходе строительства собора Св. Петра. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. С начала XIX в., когда для искусства X-XII вв. был принят термин, романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики. В ней выделяли:
1. Ранняя готика (последняя треть XII и первая четверть XIII в.)
2. Зрелая или Высокая «лучистая» готика (с 20-х. гг. до конца XIII в.)
3. Поздняя «пламенеющая» готика (XIV – XV вв.) Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Основным стимулом формирования искусства готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Развитие искусства готики отражало серьёзные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания эстетического осмысления реального мира; зарождались новые архитектурные типы и тектонические системы. Быстро развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто застраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-х, реже 3-х этажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов понемногу превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
Обычно в центре города, находился замок или собор, становившийся центром городской жизни. В нём совершались не только богослужения, но и читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления (мистерии) и даже заседал парламент. Собор считался своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. [7,с 177-179] Готический собор, по сравнению с романским - новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все э элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих выложенных из камня ребер-нервюр , внутренние и внешние контрфорсы. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. Главный неф делился на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные тонкими, чем прежде, оболочками свода. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.
Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Взаимодействие скульптуры с архитектурой порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора . Большую эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть. Глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появилась человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, конкретными. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями. Готический художник передавал тонкие душевные движения, тревогу и радость, гнев, сострадание, страстную взволнованность, томительное раздумье.
Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора. Окно-роза, ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленников корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать световое и цветовое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность.
Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета.
Делая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. Разные, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными – это усиливало художественный эффект, производимый витражом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился и играл. В XII-XIII вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремлённость в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, даже уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.
Родиной Готики считается Франция. Именно экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань, сыграли важнейшую роль в формировании готического искусства. После подчинения Нормандии власти короля особенно возросло значение главного города Иль де Франса, затем столицы Франции — Парижа. Так как устье Сены оказалось в пределах королевского домена, что дало выход к морю. Расширились не только междугородняя, но и международная торговля Парижа, которая целиком находилась в руках горожан. Совершенствовались городские ремесла, причем ремесленники объединялись в цехи.
В Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики. Каменщики были не только исполнителями смелых проектов выдающихся зодчих своего времени, но и сотрудниками, вносившими в общее дело свое умение, творческий опыт и художественное чувство. Поэтому, французские соборы богаче, чем любые другие, украшены скульптурой и размещение её более продумано. Витражи её церквей не только больше, но и роль их несравнима с витражами в других странах: они последовательно развивали дидактическую программу и были органической составной украшения храма. В XIII в. никто не сомневался в том, что готическая система разработана во Франции, и называли ее «строительством на французский манер».
Главными заказчиками стали города и отчасти король. Основным типом сооружений — городской собор вместо господствовавшей ранее монастырской церкви. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и деамбулаторием (полукруговым обходом хора), к которому примыкают венец капелл (радиальные капеллы).
Их простой, и высокий интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом трифорий (аркад верхней галереи).
Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок.
Структура здания складывается из травей (прямоугольных ячеек), ограниченных четырьмя столбами и четырьмя арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью аркбутанов (опорных арок) на контрфорсы (наружные столбы).
Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. Две башенные западные фасады французских соборов с тремя "перспективными" порталами и узорной "розой" (круглым окном) в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений.
На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали: узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.