Пещера Ласко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:33, реферат

Краткое описание

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Содержание

Введение
Наскальная живопись
Пещера Ласко – «Сикстинская капелла наскальной живописи»
Классификация
Датировка
Описание пещеры
Художественные приемы
Интерпретация
Архиологические открытия
Туризм и проблемы сохранности
Ласко II
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

искусство.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

2.3. Описание пещеры

 

Ласко относительно небольшого размера, общая длина галерей  составляет около 250 метров при средней  высоте в 30 метров. Древние изображения  находятся в основном в верхней  части пещеры. Современный вход в  нее практически соответствует  доисторическому, но из-за обрушившегося  в древние времена потолка  он стал короче. Образовался скат, по которому спускались посетители, так  же в современной входной части  было выделено три отсека-тамбура. Уровень  пола пещеры был значительно понижен  в результате археологических раскопок и для удобства туристических посещений.

Анри Брейль условно разделил пещеру на ряд зон:

Первый зал — «зал быков» ,в нем находится самая красочная композиция Ласко. «Зал быков» или «Ротонда» 17 метровой длины, 6 метровой ширины и высотой 7 метров. Здесь находится одна из самых красочных композиций — два ряда зубров, расположенных на противоположных стенах. Два с одной стороны и три с другой. Размеры некоторых фигур достигают 5 метров. Двум зубрам с северной стороны сопутствуют десяток лошадей и удивительное фантастическое изображение «Единорога».

Рядом с тремя большими зубрами на южной стороне расположились  шесть оленей, медведь, нарисованный на животе одного из быков и три  маленькие фигуры зубров красного цвета

«Зал быков» переходит  в «Осевой проход», более узкую  галерею такой же длины, идущую в  том же направлении. В этой зоне пещеры изображены быки, окруженные лошадьми, оленями и горными баранами. Здесь  можно увидеть фигуру «Перевернутой  лошади», она была нарисована по окружности камня таким образом, что художник не мог видеть весь рисунок одновременно, однако когда изображение было развернуто при помощи фотографии, оно оказалось  совершенно пропорциональным. Также в этом месте находятся многочисленные геометрические знаки — палочки, прямоугольники и точки.

Некоторые животные изображены на потолке и создают впечатление  перехода с одной стены на другую. Для нанесения изображений на верхние части стен и потолок  использовались леса — в «Осевом  проходе» сохранились углубления для  балок, которые должны были поддерживать эти конструкции.

Из «Зала быков» еще  можно попасть в «Пассаж», вход в него расположен справа от «Осевого прохода». Эта зона представляет собой  пятнадцатиметровую галерею. Изображения  этой части из-за движения потоков  воздуха сильно повреждены.

За «Пассажем» находится  «Неф», он более высокий и имеет  длину 20 метров. «Неф» насчитывает  четыре группы фигур: отпечатки рук, черную корову, плывущих оленей и изображения  пересекающихся бизонов. Эти группы дополняет большое количество геометрических символов, в том числе с закрашенной  плоскостью, поделенной на равные квадраты. Аббар Брейль видел в этих символах охотничьи ловушки, подобие шалашей  или предметы одежды из раскрашенных шкур.

«Неф» переходит в часть  пещеры, где нет рисунков, а за ней находится «Кошачий лаз» —  узкий труднодоступный коридор  длиной 20 метров. Этот зал получил название такое из-за изображённых здесь шести представителей кошачьих (в пещерной живописи хищников редко изображали). Кроме кошек на стенах снова присутствуют быки, олени, лошади, а также какие-то знаки.

В этой части встречается  единственное изображение лошади анфас (животных, как видно выше, древние  художники чаще всего рисовали сбоку).

В восточной части пещеры, в месте соединения «Прохода»  и «Нефа» находится круглый зал, получивший название «Апсида». Тут  обнаружено около тысячи гравированных  изображений. Некоторые, из которых, нанесены поверх рисунков, выполненных краской. Здесь находятся многочисленные символы и животные, в том числе, великолепное гравированное изображение северного оленя.

За «Апсидой» расположена  «Шахта», чтобы попасть сюда, необходимо спуститься на 4–5 метров. В «Шахте»  находится одна из самых известных  и загадочных сцен Ласко — падающий птицеголовый человек между бизоном  и носорогом. Бизон изображен  пораженным дротиком, а носорог удаляющимся  от этой сцены. Рядом с человеком  изображен удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы. Кроме этого в  композиции присутствуют две группы интересных знаков — три пары точек  между человеком и носорогом  и сложный зубчатый символ под  изображением человека и бизона. Такие  же знаки можно найти на других стенах пещеры, например в «Кошачьем  лазе», на остриях дротиков и на светильнике  из песчаника, которые были найденны неподалеку от этого места. По мнению А. Леруа-Гурана, эта сцена является отсылкой к какому-либо мифу. Возможно, древний мастер изобразил трагедию, произошедшую с одним из соплеменников: человек увидел бизона, смертельно раненного носорогом, и приблизился  к нему. Но умирающий бизон неожиданно бросился на охотника и сбил его  с ног. Удивительно в этом изображении  то, что среди всех найденных археологами  рисунков мадленского периода он единственный имеет композицию, объединяющую фигуры животных и человека.

2.4. Художественные приемы

 
Среди художественных приемов, которые  использовались первобытными художниками, следует отметить: 

  • Полихромия,
  • Растушевка,
  • Перспектива,
  • Незакрашенные места в картине,
  • Искаженное изображение.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал  естественные красители и окиси  металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой  или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками  волосков диких зверей на конце, а  порой выдувал через трубчатую  кость цветной порошок на влажную  стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение, желтой, красной, коричневой охрой.

2.5. Интерпретация

В пещере Ласко было найдено  не очень много костяных и кремневых  орудий: судя по всему, в пещере никогда  не жили, её в основном посещали ради наскальных изображений. 
   Животные, изображенные на стенах Ласко, — те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).

Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых  люди палеолита охотились, и которых  они использовали в разнообразных  целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных). 
 
   Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры, ни ландшафтов в отличие от многих других палеолитических наскальных изображениях.

Несомненно, некоторые элементы рисунков несут символическую нагрузку. Такая интерпретация касается трех пар точек, которые нашли в  глубине «кошачьего лаза» и в  «шахте» на границах изображений. Это  же относится и к зазубренным  символам, «гербам» и отдельным точкам, расположенным в разных частях пещеры.

А. Леруа-Гуран считает, что  пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей  того времени.

2.6. Археологические открытия

 

Большая часть археологических  открытий была сделана А. Глори  во время оборудования отсеков–тамбуров у входа в пещеру и самих залов, а затем при более методичных раскопках, особенно плодотворных в «шахте». В число найденных артефактов, входят предметы, сделанные из камня, кости, материалов растительного происхождения, украшения, многочисленные угольки и кусочки красных и черных красящих пигментов-охры и двуокиси марганца, приспособления для измельчения красителя, напоминающие ступу и пестик. На рабочих поверхностях этих предметов сохранились следы порошка, ставшего основой древних красок. В участке пещеры, содержащем гравировки, были найдены каменные орудия, при помощи которых наносились изображения. При внимательном изучении на них было обнаружены царапины и затертости — следы использования. Также было восстановлено множество маслянных ламп, одна из которых, изготовленная из красного песчаника, представляет собой особенно интересный образец.

 

 

 

 

2.7. Туризм и проблемы сохранности

 

  В 1948 году вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днём всё больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. Были проведены серьёзные земляные работы, изменившие уровень и свойства грунтов в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «зал быков». Вход в пещеру был закрыт тяжёлой бронзовой дверью.

В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого  газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения  вступили в реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей  изображения и защищавшей их как  слой лака. В результате образовался  хорошо растворимый гидрокарбонат  кальция — Ca(HCO3)2, разъедающий и  повреждающий наскальные рисунки. В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать  атмосферу и стабилизировать  температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек  в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и  около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер — около 1500 м³. А. Глори, который занимался в  это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы  не мешать потоку посетителей.

 

В 1960 году в Ласко проявилась так называемая «зелёная болезнь»: избыток углекислого газа, слишком  высокая температура и искусственное  освещение стали причиной распространения  колоний водорослей по стенам пещеры. Затем обогащение среды диоксидом  углерода стало причиной «белой болезни», кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то, что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963-го Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.

 

С 1965 по 1967 годы системы, регулирующие тепловые и гигрометрические процессы, смогли, наконец, восстановить прежние  условия циркуляции воздушных масс, которые ранее позволяли Ласко  сохраняться на протяжении тысячелетий. Принцип этой статичной охлаждающей  системы состоял в естественной конвекции для конденсации водяных  испарений в определённом месте.

 

В 2000 году аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 Брюно Депла и Сандрин ван  Солинь, служащие, уполномоченные следить  за пещерой, заметили появление плесени  в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был  связан с установкой новой системы  гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями  для дезинфекции подошв обуви  посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с  бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила  на нет используемый до тех пор  фунгицид. Поэтому его стали комбинировать  с антибиотиком.

 

В 2002 году министерство культуры создало «Международный исследовательский  комитет по пещере Ласко», который  должен был решить эту проблему. В 2006 году заражение было почти полностью  подавлено, но каждые две недели специальная  команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены  от грибных волокон, так как они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь.

 

Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности  исчезновения.

2.8. Ласко II

 После закрытия пещеры  для широкой публики по причине  увеличения проблем сохранности  наскальных изображений в конце  1960-х гг. Национальный географический  институт Франции (IGN) провел стерео-фотограмметрическую  съемку всех расписанных поверхностей  пещеры.

После этого сообщество, владеющее Ласко, выдвинуло предложение  сделать точную копию части пещеры («осевого прохода» и «зала быков»). Проект частично финансировался за счет продажи Ласко государству в 1972 г. Он был приостановлен в 1980 г., а затем продолжен департаментом Дордонь.

Было построено бетонное сооружение, внутри которого точно  воспроизвели наскальные изображения  выбранных частей Ласко благодаря  ранее проведенной съемке IGN. Воспроизведение  наскальных рисунков было осуществлено группой во главе с М. Пейтраль. Копия Ласко, названная Ласко II, находится  в 200 м от настоящей пещеры. Она была открыта для посещения 18 июля 1983 г. Некоторые другие репродукции живописи Ласко (олений фриз, два бизона и чёрная корова из «нефа», сцена из «шахты») были выставлены в парке То (фр. parc du Thot) в нескольких километрах от Монтиньяка.

 

 

 
Заключение

Первобытное искусство - отражение реальности определенного времени, в котором жил человек. Оно развивалось в течение очень длительного времени.

На разных этапах ( мезолит, палеолит, неолит и т.д.) человек изображал  животное разными техниками и  разными стилями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал  животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим  или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие  фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль -- условное название распространенных в искусстве древности стилизованных  изображений животных (либо их частей).

Информация о работе Пещера Ласко