Портреты П.П. Рубенса и А. Ван Дейка. Сравнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
§ 1. Портреты П.П. Рубенса……………………………………………..
§ 2. Портреты А. Ван Дейка…………………………………………..
§ 3. Сравнение портрета……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 333.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

"ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ "

Шуйский филиал ИвГУ

 

 

Кафедра культурологии и литературы

Контрольная работа

по «Мировой Художественной Культуре»

на тему:

 

 

 

ПОРТРЕТЫ П.П. РУБЕНСА И А. ВАН ДЕЙКА. СРАВНЕНИЕ

 

 

 

 

Работу выполнила:

Кабешова Юлия Николаевна

Студентка 4 курса

Факультета искусств

Специальности 050403.65 Культурология

заочной формы обучения

 

 

 

Работу проверила:

Красильникова Мария Юрьевна

Кандидат культурологии,

старший преподаватель

 кафедры культурологии  и литературы

 

 

 

 

Шуя 2014г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

§ 1. Портреты П.П. Рубенса……………………………………………..

§ 2. Портреты А. Ван Дейка…………………………………………..

§ 3. Сравнение портрета……………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы в том, что

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Портреты П.П. Рубенса

 

Петер Пауль Рубенс (1577-1640)

 

 

Питер Пауль Рубенс Автопортрет 1623-24 г.г.

Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Более 1000 картин художника — это монументальное достижение. А ведь оно только одно из многих. Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку. Но Рубенс никогда не был педантом. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле — в области политики. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс, используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины. Несмотря на свою широкую, разнообразную деятельность, Рубенс всегда находил время для семьи. Ему посчастливилось жениться на двух красивых женщинах и он был любящим и заботливым отцом для своих восьмерых детей. «У Рубенса было столько талантов, — заметил один из его покровителей, — что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».

 

§ 2. Антониас Ван Дейк

А. Ван Дейк (1599—1641)

К первой половине XVII пека относится расцвет замечательной фламандской живописной школы, одним из крупнейших представителен которой был Антоние Ван Дейк.

Ван Дейк родился и Антверпене в семье богатого коммерсанта. Десятилетним мальчиком он был отдан в ученики к широко известному в то время, но малозначительному художнику Хендрику ван Балену. Богато одаренный от природы, Ван Дейк очень рано стал вполне сложившимся живописцем («Апостол Петр», ок. 1615-1617 гг). В 1618 голу он начал сотрудничать с великим Рубенсом и вскоре был избран вольным мастером гильдии св. Луки - антверпенской корпорации живописцев.

Работая в мастерской Рубенса, Ван Дейк блистательно овладел его манерой и сделался его главным помощником в исполнении различных заказов. Однако, несмотря на такое подчинение Рубенсу, Ван Дейк сохранил и свое индивидуальное восприятие, и спой почерк, наиболее заметный в портретных произведении. В ранних портретах кисти Ван Дейка, изображающих богатых антверпенских горожан, их жен и детей, товарищей художника, при большей строгости, простоте композиции ощущается более порывистый, чем у Рубенса, темперамент («Семейный портрет», между 1618 и 1620 гг.; портрет Кор-нелиса ван дер Гееста).

В 1620 году Ван Дейк уехал в Англию. Здесь, обосновавшись на некоторое время в Лондоне, он поступает на службу при королевском дворе. Вскоре, однако, художник покидает Англию и через Антверпен направляется в Италию. Углубившись в изучение Тициана и других великих мастеров эпохи Возрождения, Ван Дейк посещает разные итальянские города, несколько лет живет в Генуе, которая в ту пору была аристократической республикой, тесно связанной с Фландрией торговыми отношениями. Ван Дейк получает множество заказов от местной знати. Именно в Генуе окончательно определяется дарование Ван Дейка как портретиста. Он создает ряд торжественных парадных портретов в духе барокко, отмеченных особой элегантностью, блестящей лекоратинностью, влиянием горячего колорита венецианцев (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623—1630 гг.; портрет Джеронимы Спинола-Дориа, ок. 1622— 1627 гг. и др.).

В 1627 году прославленным мастером Ван Дейк возвратился в Антверпен и вскоре стал придворным художником наместницы Фландрии инфанты Изабеллы.

Наряду с парадными портретами сановников и вельмож, богатых фламандских купцов, прелатов, красавиц он создает портреты юристов, причем, художники». Именно в этих работах Ван Дейка наиболее ярко проявляется стремление к строгому, но изощренному в своих живописных средствах портретному искусству, к остроте психологических характеристик. К числу наиболее значительных его произведений той поры следует отнести портреты художники Снейдерса, врача Лазаруса Махаркейзуса (1622— 1630), филолога и издателя Яна ван ден Ваувера, Марии Луизы де Тассис. Одновременно Ван Дейк работает и над своими лучшими композициями на мифологические и религиозные темы («Оплакивание Христа», ок. 1627— 1630 гг., «Отдых на мути в Египет», ок. 1632—1636 гг.), а также издает спою знаменитую «Иконографию» (1627) — сборник гравированных, но его картинам и рисункам портретов известных и, то время государственных деятелей, полководцев, художников, меценаток.

Б 1632 году Ван Дейк, приняв приглашение поступить на службу к английскому королю Карлу I, переезжает в Лондон. Созданный им в Генуе тип официального парадного портрета получает дальнейшее развитие и завершение. Подчеркивая благородство и элегантность модели, художник и некоторых своих работах не останавливается и перед тонкой лестью заказчику. Подобно Рубенсу, он создает большую мастерскую и начинает прибегать к помощи учеников. Со временем у Ван Дейка вырабатывается некий стандарт аристократического портрета. Однако в ряде случаев художник создает произведении очень высоком эстетической ценности (портрет Карла 1, 1635; портрет Томаса Челонера, ок. 1632—1640 гг.; портрет Джеймса Стюарта, герцога Ричмондского, ок. 1632 1640 гг. и др.).

В 1639 году, окруженный богатством и почестями, художник вступает в брак с представительницей очень древней, но обедневшей дворянской фамилии Марией Ретвен и укрепляет свои связи с английской аристократией.

Между тем, в Англии росло революционное движение. Экономический кризис привел к сокращению придворных заказов, и Ван Дейк решил покинуть Лондон, чтобы попытать счастье на континенте. Он рассчитывал получить большие заказы в Брюсселе на службе у Филиппа IV Испанского в качестве преемника только что скончавшегося Рубенса, а затем в Париже. Не добившись этого, видимо, в силу своих чрезмерных финансовых притязаний, художник тяжело больным вернулся в Лондон для ликвидации своих дел и здесь умер.

Как создатель идеализированного портрета, Ван Дейк в течение трех столетий был образцом для многих европейских художников, работавших в этом области живописи.

 

В собрании портретов XVIII века Государственного Исторического музея в Москве храниться один любопытный мужской портрет Неизвестного с необычной историей. Портрет изображает старика с длинной седой бородой,  облаченного в бархатный халат брусничного цвета с меховым воротником. На обороте портрета имеется надпись, которая в достаточной степени создает интригу вокруг изображенного на портрете персонажа:  
«Светлейший князь Александр Данилович Меншиков. 
Списана с портрета имеющегося у Дениса Ивановича Чечерина Генерал Губернатора Тобольска и всей Сибири. 
Кн. Ал. Дан. Меншиков родился в Москве 17 ноября 1672 года. Скончался в Тобольской Губернии в Городе Березове 22 Октября 1729 года 
Жития его было 56 лет 11 месяцев и 5 дней. 
Послание Иоаковле.Глава 1-я, стих 12-ой Блажен муж, иже претерпит искушение Да не искусен быв примет венец жизни. 
Притчи Соломоновы, глава 3-я, стих 12-ой Его же любит Господь наказует биетже всякаго сына его приемлет. 
Писал сосланный живописец и иностранец Карл Иванович Фрок. Тобольск в 1770 году».

Действительно ли на портрете изображен бывший светлейший князь Александр Данилович Меншиков во время своей ссылки в Березов? 
Данный портрет упоминается в примечании к статье про портреты А.Д. Меншикова в   “Подробном словаре русских гравированных портретов” Д.А.Ровинского (СПб., 1887).  В примечании к статье указывается, что художник В.Г. Перов в 1881 году обнаружил, что портрет, хотя и подписан как копия портрета Меншикова, на самом деле являет собой точную копию находящегося в Эрмитаже этюда Ванъ-Дика (Ван Дейка в современной транскрипции).  
Из данных художника В. Г. Перова, сообщенных им в фельетоне «Нечто в роде легенды о портрете князя Александра Даниловича Меньщикова»  в мартовском номере Художественного  журнала за 1881 год,  следовало, что оригинал этого портрета был прежде в собственности Тобольского Генерал Губернатора Д.И. Чечерина. На момент публикации статьи оригинал портрета находился в Москве в собственности «Госпожи В.». Списком же с него кисти К.И. Фрока владел граф Н.Б. Разумовский. После картина попала в собрание московского коллекционера и археографа статского советника В. А. Юни, скончавшегося в 1857 году. После его смерти вдова покойного передала его лечащему врачу «М-ву».  От доктора «М-ва», портрет перешел к самому В.Г.Перову. Затем этот портрет был приобретен у В.Г. Перова г-ном Ценкером и дарован Румянцевскому музею. 
Однако, уже в 1915 году  в каталоге  картинной галереи отделения изящных искусств Императорского московского и Румянцевского музея портрет под таким названием уже отсутствовал. Возможно, странное совпадение изображений на двух портретах привело к тому, что портрет более не называли "Портретом Меншикова" и на 1915 год он уже мог числиться как, например, «Голова старика» художника Яна Ливенса (№675 в каталоге Румянцевского музея), 3 авторство которого в каталоге стоит под вопросом. Других вариантов изображений стариков в сочетании с неизвестным или сомнительным авторством  и предмета изображения – головы старика, или мужского портрета, тем более «голландской» или «нидерландской» школ (как обозначено в каталоге). Если изучить историю атрибуции портрета по архивным документам Румянцевского музея, то будет ясно, под каким именно именем выставлялся исследуемый нами портрет. После закрытия Румянцевского музея в 1924 году рассматриваемый нами портрет был передан в Государственный Исторический музей в Москве, где и находится на хранении в настоящее время.  

 

В 2006 году старший научный сотрудник музея  хранитель фондов XVIII века Людмила Юрьевна Руднева подтвердила автору идентичность изображений на портрете Неизвестного и работе «Голова Старика» кисти Антониса Ван Дейка, экспонирующимся в Государственном Эрмитаже в Санкт Петербурге.  Аннотация к портрету в Эрмитаже гласит: «Ван Дейк, Антон1599, Антверпен – 1641, Лондон,  Голова старика.  Пост. В 1764, приобр. из собр.И.Э. Гоцковского в Берлине».

 
Кто же в действительности изображен на портрете? Может ли портрет являться неизвестным изображением бывшего светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, сделанным в ссылке в Березове?

 
При разговоре с сотрудниками Государственного Эрмитажа автору удалось узнать, что известна и еще одна версия портрета, хранящегося в США в музее Нельсона-Аткинса. В 2007 году автор отправил запрос в музей Нельсона-Аткинса в Канзас Сити, штат Миссури, (Nelson-Atkins Museum of Art) о наличие у них портрета аналогичного портрету старика кисти Ван Дейка. 

 

Копия изображения  «Головы старика» А. Ван Дейка из Государственного Эрмитажа была приложена к запросу.  
В полученном ответе из музея Нельсона-Аткинса содержалась копия с портрета и полная информация о бывшем у них в музее портрете:

     

Ил. №1. Фотография автора с картины Голова старика Антона Ван Дейка, хранящейся в Государственном Эрмитаже

   
     

 

Сотрудник департамента европейской живописи и скульптуры музея MacKenzie L. Mallon сообщил, что данная картина была в их коллекции и представляла собой портрет известного английского долгожителя «Старины (Томаса) Парра» («Old Parr»). Однако в начале 20 века картина была продана в частную коллекцию, и все что у них осталось – это черно-белый фотоснимок, копия с которого  и была прислана автору. По сведениям из музея, на обороте картины имелась рукописная надпись на французском языке: “C’est le portrait d’ Old Parr peint par Rubens quand il e’tait ambassadeur. Parr avait 142 ans ett mourut a l’age 145”4. Впоследствии эта надпись на портрете была утрачена. Интересно, что даты, указанные Рубенсом и известная хронология жизни Парра не совпадают. Томас Парр скончался, когда ему было 152 года 5. Согласно надписи на надгробном памятнике «Старины Пара», он жил с 1483 г. по 1635 г. и был похоронен 15 ноября 1635 года (после  смерти, наступивший от переедания на королевском приеме в свою честь).

Сотрудник музея Нельсона-Аткинса также прислал подробную сопроводительную документацию на картину. В частности, в ней сообщается 6, что портрет принадлежит кисти Питера Пауля Рубенса, фламандца. На полотне отсутствует  подпись и дата. Сотрудники музея в Канзас Сити датируют этот портрет 1629-1630 годом. Атрибуция и датировка картины за свою историю претерпела несколько превращений. Из-за несовпадений известных дат в хронологии жизни Рубенса и надписи на обороте картины 7, портрет, который считался изображением Томаса Парра кисти Рубенса, в 1862 году стал Портретом Старика (“PortraitofanOldMan”) работы неизвестного мастера. Однако, спустя один век, в 1960 году, после расчистки полотна, портрет прошел повторную экспертизу, и был безоговорочно атрибутирван кисти Питера Пауля Рубенса. Незадолго до этого, в начале 1950-х годов дата создания портрета в 1629-30 году была поставлена под сомнение Эриком Ларсеном 8, который, основываясь на изучении техники и характера письма на картине, сделал предположение о более вероятном периоде написания портрета: с 1612 по 1614 год.

Ил. №2. Portrait of an Old Man, said to be Thomas Parr, ca. 1620 Oil on oak panel Overall: 24 3/4 x 19 1/4 in. (62.865 x 48.895 cm) Nelson-AtkinsMuseumofArt.

   

Информация о работе Портреты П.П. Рубенса и А. Ван Дейка. Сравнение