Предпосылки возникновения ВХУТЕМАС в культурном пространстве 20-30 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС) сыграли главенствующую роль в формировании и развитии советской архитектуры. ВХУТЕМАС просуществовал не долго, но, тем не менее, ознаменовал вектор развития отечественной архитектуры на долгие годы вперед, сыграли ведущую роль в формировании современного стиля.

Содержание

Введение 1
Предпосылки возникновения ВХУТЕМАС в культурном пространстве 20-30 годов. 2
Методы преподавания. 3
Основное отделение. 5
Архитектурный факультет. 8
Факультет живописи. 10
Металлообрабатывающий и деревообрабатывающий факультеты. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15

Вложенные файлы: 1 файл

ВХУТЕМАС_доработанный.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)

В 1927 году ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕИН (Всероссийский Художественный Технический институт). В 1930 году ВХУТЕИН был расформирован. Его закрытие было поводом дискуссий общественности. Одни считали «игра в инженеры» привела к развалу, другие расценивали закрытие вуза «как разгром художественного искусства».

Факультет живописи.

 

          Как было выше сказано, на факультете живописи превалировали преподаватели левых убеждений. Среди них А. Куприн, К.Малевич, В Кандинский, Древин, Фальк, Осьмеркин, Штернберг, Лентулов, Машков и др.Факультет живописи в оказался местом нешуточной борьбы. Преподаватели пользовались в студенческой среде абсолютным авторитетом. Творчество ВХУТЕМАСовцев было широко востребовано. Все московские демонстрации и оформления комсомольских и антирелигиозных шествий украшались молодыми художниками ВХУТЕМАСа .

 В клубе ВХУТЕМАСа на втором этаже дома №21 на б. Мясницкой очень часто устраивали выставки картин преподавателей. ВХУТЕМАСа и самих студентов. На этих выставках всегда происходили горячие дискуссии около самих произведений. Причём эти дискуссии носили товарищеский и творческий характер.

В1920 году художественный факультет стал местом нешуточной борьбы футуристов и реалистов. Интересы футуристов представлял С. Сенкин,а в свою очередь реалистов – С.Богданов. Противостояние было настолько серьезным, что потребовалось личное вмешательство Ленина и Луначарского. Именно это прецедент спровоцировал реформу ВХУТЕМАСа в целом. Консенсус был достигнут и студенты-реалисты получили право на создание собственных мастерских. Однако «левая» профессура (Родченко, Малевич, Лентулов) отказались признать решение комиссии. Так этот вопрос и не был окончательно разрешен и противоречие не прекращалось до конца существования ВХУТЕМАСа.

Металлообрабатывающий  и деревообрабатывающий факультеты.

 

До 1922 года преподавание на металлообрабатывающем факультете было традиционным. Студенты осваивали мастерство рисунка, лепки, чеканки, скани. Но с приходом на факультет в 1922 году А. Родченко  появились новые дисциплины ,такие как техническая грамота, пропорции технических форм, развитие изобретательных, комбинаторских и композиционных способностей. Вторым этапом в обучении была специализация на двух отделениях: конструкторском и композиционном. Третий этап обучения – изучение специальных теоретических предметов (машиноведение, детали машин, технология обработки  металлов, химия, искусство обработки металлов, искусствоведение, организация производства, история).  И завершенность курсу предавали практические занятия в мастерских по кузнечному, слесарному, токарно-давильному, литейному делу. А так же чеканке, монтировке, гравировке, эмали, скани, гальванопластике, декоративной обработке металлов.

Учебные задания строились по мпринципу « от простого к сложному». От освоения одной функции к многофункциональности. Осваивалось и сочетание материалов.

Деревообрабатывающий факультет отвечал на  заказ массового производства общедоступной мебели.  Дерфак подвергся серьезной перестройке инженерно-технологической части. Для преподавания привлекли квалифицированных инженеров. Появились новые технические дисциплины.  С 1922 года, с приходом на факультет В. Киселева, началось преобразование деревообделочного факультета в дизайнерскую школу.  Готовилась разработка общей концепции обучения. Составлялись новые прграммы, привлекались новые специалисты в преподавательский состав. В результате всех изменений образовалось четыре концентра дисциплин.

1Научно-технический - техника  производства, технология материалов, машиноведение, материаловедение.

2 Производственный –  модели конструкций, принципы современного  массового производства, дерево  в новейших конструкциях, шаблоны, проекты мебели и оборудования.

3 Экономический – расчет  и составление смет, экономика  промышленности, заводоуправление  и организация труда.

4 Исторический – искусствоведение, история стилей, стильная композиция, история социального быта, критика  фетишизма формы

В 1926 году Дерфак и Метфак были объединены в факультет по Обработке дерева и металла с двумя специализациями (ориентированной на материал). Первый выпуск Дерметфака состоялся в 1929 году. И это событие ознаменовало собой рождение центра по подготовке дизайнеров. На факультете преподавали А. Родченко, Эль Лисицкий, В. Татлин. Основными принципами работы были: рациональность использования пространства, экономичность, многофункциональность, гигиеничность, мобильность изделий. Таким образом, сформировались основные принципы отечественного дизайна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Существование ВХУТЕМАСа  стало важной вехой в мировой художественной культуре. Прежде всего, важен опыт создания комплексного высшего художественно-технического заведения с сильным Архитектурным факультетом и Основным отделением (такая структура учебного заведения существенно отличает ВХУТЕМАС от Баурхауза).

ВХУТЕМАС стал средоточением формообразующих и стилеобразующих идей. Масштаб этого явления имеет мировое значение в истории искусства 20 века. Был сформирован новый стиль архитектуры и новый вид проектно-художественной деятельности.

Творчество бурлило в этом учебном  заведении, бушевали страсти, шла борьба различных творческих концепций. Здоровая конкуренция мастерских не могла не отразиться на качестве курсовых и дипломных работ. Проекты учеников Ладовского и Веснина вошли в историю архитектуры  20 века.

Важным является то, что ВХУТЕМАС явился колыбелью отечественного дизайна. Современные исследователи дизайна отмечают, что значение наследия ВХУТЕМАСа выходит далеко за рамки разработанных методик. Положительный и ощутимый результат дали взаимодействие разных видов искусства и инженерного творчества.

Сегодня наследие ВХУТЕМАСа до конца не оценено и не изучено, хотя пользуется успехом учебно-методические материалы ВХУТЕМАСа в вузах, где готовят архитекторов и дизайнеров.

ВХУТЕМАС отвечал веяниям времени и был одним из важнейших центров советского авангарда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС.-М.: Издательство «Ладья», 1995

2. Хан-Магомедов С.О.ВХУТЕМАС. –М.: Издательство «Ладья», 2000

3.Иконников А. В. Архитектура  XX века. Утопии и реальность. Том  I.-М.: Издательство «Прогресс-Традиция»,  2001.

4.Интернет ресурсы: http://lunacharsky.newgod.su/lib/lenin-i-lunacharskij/borba-realistov-i-futuristov-vo-vhutemase-novye-materialy

5. http://archi.ru/events/extra/event_current.html? eid=3466&fl=2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предпосылки возникновения ВХУТЕМАС в культурном пространстве 20-30 годов