Приобщение дошкольников к традициям народной культуре посредством народных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:37, практическая работа

Краткое описание

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Содержание

1. Информация о опыте..............................................................................3
2. Технология опыта .................................................................................8
3. Результативность опыта…………….………………………………...10
4. Библиографический список ………………………………...................12
5. Приложения к опыту……………………………………………….....13

Вложенные файлы: 1 файл

опыт.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Литовкина Алена Владимировна

Управление  образования   администрации Красногвардейского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Приобщение дошкольников  к традициям

народной культуре посредствам  народных праздников»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Автор опыта: Литовкина Алена

                                            Владимировна

                                        Воспитатель

                                                  МБДОУ «Детский сад «Колобок»

                                   с.Засосна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

 

Содержание

  1. Информация  о  опыте..............................................................................3
  2. Технология опыта  .................................................................................8
  3. Результативность   опыта…………….………………………………...10
  4. Библиографический список ………………………………...................12
  5. Приложения к опыту……………………………………………….....13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация  об опыте

                      «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

                                                                                          должно быть народным» Ушинский К.Д

 

Условия возникновения, становления опыта

Опыт формировался в  условиях муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» с. Засосна» с детьми средне дошкольного возраста.

Данную группу посещают психологически и физически здоровые дети, интеллектуально развитые, достаточно эмоциональные и подвижные. Воспитываются дети в благополучных семьях, с атмосферой доброжелательности и взаимопонимания.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:

  • Многофункциональные уголок в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
  • Центр «Театр», где размещены различные виды театров.
  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • Музей народного быта «Русская изба». Организация экскурсий.
  • Организация и проведение народных  праздников, праздников народного календаря.
  • Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта.
  • Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира.
  • Картотека народных игр, народная игрушка.
  • Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».
  • Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

 

Актуальность

В настоящее время  возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений  к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям  народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также  особенности развития детей средне дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период 4- 5лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народным культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, нами не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура». Исходя из этого, автор считает, целесообразным рассмотреть определения, которые смогли бы раскрыть значение понятия и сущность традиционной народной культуры. В качестве таковых ключевых терминов мы рассмотрим понятия культура, народная художественная культура, традиция.

 

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре по средствам народных праздников.

 

Длительность  работы над опытом

Опыт по данному направлению - «Приобщение дошкольников  к традиционной народной культуре посредствам народных праздников» ведется мною с 2009 года. Имеющийся материал рассчитан для детей средне дошкольного возраста.

 За это время я составила себе четкое представление, что в народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно для решение данного вопроса приобщение дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Усвоение материала, занимает достаточно длительный период, поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребѐнка в мир народной культуры.

    Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

 

Диапазон опыта

В опыте представлены: перспективные планы для детей  средне  дошкольного возраста, народные игры, проводимые в дни православных праздников. Разработан цикл  занятий.

Процесс Приобщение дошкольников  к традиционной народной культуре посредствам народных праздников можно обеспечить следующим.

  1. Ежедневное организованное наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
  2. Проведение экскурсий;
  3. Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
  4. Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры);
  5. Ознакомление детей с искусством  народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.

 

          Теоретическая база опыта

Народная культура — предмет, который  человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно  добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден.

Подтверждением тому могут служить  обучающие программы таких авторов, как Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Е.Г. Воронина; методические разработки по различным направлениям: А.Н. Зимина — русские народные игры с пением; Л.И. Мельникова — земледельческие и календарные песни; А.Н. Рытов — обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее, остаётся актуальным вопрос организации учебного процесса в дошкольном учреждении, вопрос выбора методов, приёмов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного), а также подбор музыкального материала.

В результате рассмотрения понятия «Традиционная народная культура» можно сделать вывод, что это сложное общественное явление, в котором нашло выражение духовная и материальная жизнь народа. Заложенный в нем эстетический, нравственный, эмоциональный заряд бесспорен: он противостоит злу, агрессии, насилию над личностью, человеконенавистническим взглядам, деструктивным силам. Гуманистическая идея утверждения жизни и ее ценности является доминирующей ценностью в традиционной культуре.

Краеведческий, региональный подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В практике работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время используются разнообразные программы и методики приобщения детей к традиционной народной культуре русского народа, а так же программы регионального значения, целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

К анализу разных программ автор и считает целесообразным, обратиться.

В действующих современных программах заложены разные требования к приобщению детей к народной культуре и традициям.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой не выделено отдельного раздела отражающего задачи по приобщению детей к народной культуре. Но вместе с тем в данной программе предусмотрено знакомство детей с народными культурными традициями русского народа, а также различных народов России и других стран. Данные задачи решаются в процессе организации знакомства детей с народной музыкой, фольклором и подвижными играми.

В настоящее время существует множество  региональных программ (Г.Т. Алифанова, Н.В. Бибикова, З.А. Серова и др. –  Санкт-Петербург; Н.В. Алешина и др. – Москва; С.В. Никитина, О.Ю. Тимонина - Великий Новгород и др.), предоставляющих возможность ознакомления с историческим, культурным, национальным своеобразием родного региона.

Таким образом, в современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ, которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем, все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической группы, не учитывая при этом особенности поликультурной среды, в которой воспитываются дошкольники, тем самым, оставляя без внимания потребности в национальной самоидентификации детей других национальностей. Исходя из вышесказанного, необходимо рассмотреть особенности формирования представлений о традиционной народной культуре у детей дошкольного возраста.

По утверждению К.Д.Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с  педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и  игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.

Народные праздники, по мнению Р. Гареевой, К. Жигульского, могут быть производственными, семейно-родовыми и обрядовыми, уже в самих названиях могут нести этническую нагрузку и выступают специфичными во всем своем оформлении.

Поэтому задача дошкольной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

Информация о работе Приобщение дошкольников к традициям народной культуре посредством народных праздников