Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:02, доклад
Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) – отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида.
Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы:
-генерацию идеи;
-концептуальную проработку;
-эскизирование;
Разновидности дизайна
Существует около 14 направлений дизайна и столько же специализаций в каждом из них. Мы рассмотрим самые популярные направления современного дизайна:
1. Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) – отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида.
Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы:
-генерацию идеи;
-концептуальную проработку;
-эскизирование;
-макетирование;
-трехмерное моделирование;
-визуализацию;
-конструирование;
-прототипирование.
Промышленный дизайн как вид деятельности
включает в себя элементы искусства, маркетинга
и технологии. Промышленный дизайн охватывает
широчайший круг объектов, от домашней
утвари до высокотехнологичных, наукоёмких
изделий. В традиционном понимании к задачам
промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного
и воздушного транспорта (в том числе автомобилей, самолётов,
2. Ландшафтный дизайн – это создание искусственных и живых, а также реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология, озеленение окружающей среды и жилых помещений, флористика.
В отличие от садоводства и огородничеств
Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:
- посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
- при посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.
Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы -
сами здания, формирующие
центр ландшафтного проекта, основная
цель которого — сгладить неестественность геометрически
- газонное покрытие, формируемое разного рода травами;
- зелёные насаждения в форме
отдельных деревьев, кустарников, цветов,
а также их комбинаций и целых ансамблей
(сад, клумба, рабатка и т. д.)
- различные крупные декоративные
элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, к
- более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т. д.)
3. Архитектурный дизайн – творческая деятельность, связанная с проектированием и руководством процесса создания сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей.
Существуют архитектурные стили, которые менялись с течением времени:
1. Первобытное общество (мегалиты – начало архитектуры. К ним относятся:
а) менгиры
б) дольмены
в) кромлехи)
2. Архитектура Древнего Египта.
3. Древняя Греция.
4. Древний Рим.
5. Архитектура Византии (падение Римской империи).
6. Романский стиль.
7. Готика.
8. Ренессанс – (фр. «Возрождение»)
9. Барокко.
10. Рококо.
11. Классицизм.
4. Дизайн одежды – это проектирование и создание швейных изделий.
Кутюрье – именно таким модным словом сегодня называют дизайнера одежды. Профессия эта невероятно популярная, престижная. Имена Джоржио Армани, дизайнерский дуэт Доменико Дольче и Стефано Габбана тому весомое подтверждение. Это профессия не теряет актуальности. Ведь люди всегда хотят хорошо выглядеть, носить красивую одежду. С английского языка слово дизайнер (designer) так и переводиться – создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров.
Дизайнер одежды – это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни. В противном случае, как бы красиво и роскошно не выглядели идеи, они не будут востребованы.
5. Графический дизайн. К графическому дизайну относятся искусство оформления книги, рекламно-информационной продукции, упаковка, разработка этикетки торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе.
Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которая была получена по окончании работы.
6. Компьютерный дизайн. Специальные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трехмерную графику и мультипликацию, сегодня заменяют целую группу смежных специалистов.
Компьютерный дизайн переходит
из сферы прикладного состояния,
обслуживающего ранее сложившиеся
виды дизайнерского проектирования
в самостоятельный вид
Не найдя ответа на вопрос о происхождении термина «компьютерный дизайн» в работах российских авторов, будет логично предположить, что, как и большинство профессиональных терминов в дизайне, понятие «компьютерного дизайна» имеет корни в английском языке. Тем не менее, термин «computer design» означает буквально проектирование компьютеров. С другой стороны, этимология выражения «компьютерный дизайн», по видимому, восходит к англоязычному термину CAD (Computer-Aided Design), что можно перевести как «средства (система) автоматизированного проектирования» или «дизайн (проектирование) средствами компьютера». Данная технология была впервые разработана в США в 50-х годах ХХ столетия сотрудниками Массачусетском технологического института и, конечно же, не могла появиться раньше самих компьютеров.
7. Арт-дизайн – это ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием. Это может быть проектирование таких объектов, которые не имеют прямого назначения, но, будучи созданные по всем законам формообразования, колористики и гармонии, эти объекты будут отвечать высоким требованиям, предъявляемым к произведениям искусства, поэтому их могут демонстрировать в выставочных залах.
В композициях арт-дизайна соединялись
приемы, авангардного изобразительного
искусства и промышленного дизайна. Эти
странные произведения составлялись из
бытовых предметов, обломков механизмов,
промышленных деталей, фрагментов политических
плакатов, фотографий, манекенов, муляжей
- в самых нелепых сочетаниях. Они были
призваны выявить непривычные, нетрадиционные
стороны обычных утилитарных вещей и,
тем самым, вскрыть абсурдность, банальность
массовой культуры социалистического
общества, примитив политической агитации.
Главное выразительное средство
- шок, вызов - нехудожественной природы,
но оно создавало, парадоксально, своим
демонстративным антиэстетизмом некую
эстетическую ситуацию (поскольку реальная
действительность была еще хуже!). В некоторой
мере арт-дизайн был преемником поп-арта
1950-х гг.
Но если в поп-арте демонстрацией
привычных обыденных предметов вызывалось
ощущение нелепых, алогичных связей, то
в арт-дизайне 1980-х - скорее наоборот, элементарными
средствами создавался сложный идеологический
подтекст. Поэтому арт-дизайн и стал дерзкой
(но более безопасной, чем традиционная
живопись) формой протеста художника против
окружающей его лжи общественной жизни.
8. Дизайн интерьера – отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми.
Интерьерный дизайн сочетает в себе
художественный и промышленный дизайн.
Дизайнер выполняет оптимизацию труда
в помещении, улучшает навигацию в крупных
помещениях, разрабатывает оформление
специализированных помещений (студий звукозаписи, киномонтажа, фото
В дизайне интерьера, как в части архитектуры существует м
9. Веб-дизайн – веб-разработки и разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских веб-интерфейсов для сайтов или веб-приложений.
Веб-дизайн — вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества. Подобная трактовка отделяет веб-дизайн от веб-программирования, подчеркивает специфику предметной деятельности веб-дизайнера, позиционирует веб-дизайн как вид графического дизайна.
10. Световой дизайн (проектирование, разработка, конструирование, расчет освещения) – это направление дизайна, базирующееся на трех основных аспектах освещения. Эстетическое восприятие. Эргономический аспект. Энергоэффективность.
Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтён в работе светодизайнера. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства, понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном (сливаться или выделяться из него), какие эмоции при этом будет вызывать свет. Необходимо помнить и то, что объект будет виден не только ночью, но и днём; учитывать дневной свет и требования безопасности в ночное время (чрезмерная блескость в поле зрения наблюдателя, цветовое и световое загрязнение и т.д.)
Световой дизайн, как и архитектура, не является по отдельности ни искусством, ни наукой, а скорее производной от них отраслью. Профессиональному светодизайнеру необходима не только креативная идея (с точки зрения искусства), но и понимание физических свойств света и принципов работы светильников и источников света (с научной точки зрения).
11. Экодизайн – направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла изделия. В расчет берутся, в комплексе, все стороны создания, использования и утилизации изделия. Экодизайн, наравне с очевидным и обыкновенными требованиями красоты, удобства и цены. уделяет особое внимание:
- потреблению ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации;
- происхождению материалов. В расчет берётся множество аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем (поставщиком) и заканчивая соблюдением прав работников на предприятиях, корректным отношением к фермерам и т.п. Существует сертификация разного рода, подобная той, какую осуществляет Лесной попечительский совет;
- безопасности в использовании изделия, отсутствии вреда здоровью, сведению к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации и т. п;
- простоте и безопасности утилизации, возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.
Разработаны особые методики и стандарты, позволяющие проводить комплексный анализ всех этих аспектов.
12. Футуродизайн – направление в дизайне, превентивно (в перспективе) разрабатывающее концепции дизайна, соответствующие смыслам будущего. Подход футуродизайна основан на футурологическом моделировании и прогнозировании эволюции технологий, социальных и культурных изменений в обществе будущего и ориентирован на проектирование инноваций, адекватных будущему и актуальных для него.
В рамках футуродизайна проектирование р
Отдаленность футуродизайна от коммерческой выгоды рассматривается как важная его особенность, которая может способствовать изменению фокуса промышленного дизайна в целом с маркетинговых (экономических, производственных, эксплутационных) аспектов на социальные, культурные и экологические аспекты и общественное процветание в целом.
Одним из критериев, по которому может оцениваться эффективность решений в футуродизайне до их воплощения, может являться критерий прироста качества жизни.
Футуродизайн имеет и прикладной аспект — создание дизайна декораций, одежды, техники и прочего для фильмов, действие которых разворачивается в будущем.
13. Звуковой дизайн -
это процесс определения, приобретения,
управления или создания звуковых элементов. Он используется
в различных областях, включаякинопроизводство,
ТВ-производство, театр, звукозапись, живое
исполнение, искусство звука, пост-продакшн
и разработку компьютерных игр. Звуковое
оформление чаще всего включает в себя
манипуляции из ранее составленного или
записанного аудио, подобного музыке или
звуковым эффектам. Иногда оно может включать
в себя комбинирование или манипуляцию
с аудио, для создания нужного эффекта
или настроения.
В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design –
дизайн звука, саунд-дизайн) – вид дизайнерской
деятельности, объектом которой является
звук, его носители (цифровые, аналоговые)
и в некоторых случаях акустика пространств
и помещений. Сама формулировка «звуковой
дизайн» указывает на деятельность, относящуюся
к сфере производства звуков и акустических
сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных
проектов, проектированию и разработке
звукошумового сопровождения экранных
и мультимедийных продуктов, в первую
очередь для коммерческого и массового
использования.