Романский стиль в предметном мире средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Главной идеологической силой на данном этапе развития была католическая церковь - крупнейший феодальный властитель. В ряде государств церковь держала в своих руках до трети всех земельных угодий страны. В рыцарских замках возникла относительно свободная от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая любовь и воинственные подвиги. В среде народа продолжали жить и развиваться эпос, лирика, поэтический мир сказок. В деревнях и городах создавались несмешные, полные наблюдательности поговорки и притчи.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….. 3
2. Романский стиль в быту средневековья………………………….. 5
3. Заключение…………………………………………………………. 19
4. Литература…………………………………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

КР Романский стиль в предметном мире средневековья..docx

— 89.55 Кб (Скачать файл)

Сохраняя традиционные формы, такая мебель лишь облегчает свои пропорции, освобождаясь от излишнего  запаса материалов. В городской мебели, начиная с XIV в., уже начинают встречаться элементы готического декора, нанесённые на романскую конструкцию.

Помимо деревянной мебели изготавливалась мебель и из ивняка: плетеные колыбели, корзины, клети.

С ХV в. средневековый дом перестает быть логовом, крепостью. На смену однообразию, примитивности, простоте интерьера приходит изобретательность и комфорт. В период позднего Средневековья городские дома самых состоятельных и именитых горожан, а также частные дворцы стали отличаться просторными и многочисленными помещениями. Примером могут служить палаццо ХV в. семейств Медичи, Строцци, Питти во Флоренции. Их дома делились на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную – для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. Этажом выше располагались женские и детские спальни, гардеробные, лоджии для хозяйственных надобностей и отдыха, кладовые. Комнаты, однако, соединялись друг с другом и уединиться было весьма трудно. Вся жизнь такого шумного, многолюдного дома проходила в больших комнатах, бывших одновременно гостиными и спальнями. Но как и прежде, дворцам, подобно домам скромных обывателей, недоставало расчлененности пространства, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. В этой связи уместно упомянуть, что жизнь палаццо не скрывалась и от глаз сограждан. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выплескивались за пределы семьи и дома.

Серьезной проблемой средневекового интерьера являлось освещение. Оконные  проемы часто оставались открытыми (особенно на юге) и небольшими, поскольку  долгое время не была решена проблема, чем их покрывать. Стекла были редкостью  и использовались в основном в  церквах. Дабы защитить дом от холода и ветра, окна в частных жилищах  затягивались промасленной тканью, бумагой, слюдой и пергаменом, кроме того, они просто зарешечивались и закрывались  деревянными ставнями. Летом в  таком доме было более или менее  светло, но зимой света не хватало. Со временем от церкви позаимствовали одноцветное стекло (впрочем, не отличавшееся совершенством). Толстые, непрозрачные, неровные, неправильные по форме и  маленькие по размеру куски стекла заключались в толстую, тяжелую  свинцовую оправу и так крепились  к неподвижной раме. Стоили такие  окна очень дорого и все же полностью  не решали проблему освещения, хотя, конечно, с ними в дом пришло значительно  больше света. Источниками искусственно освещения служили открытый очаг, факелы, масляные светильники (лампы), лучина, восковые и сальные (сильно коптившие) свечи. В состоятельных  домах в ходу были масляные лампы  из глины, стекла и металла, которые  подвешивались на стенах. Но от этих светильников всюду садилась сажа и  стоял смрад, стены помещений  и мебель покрывались копотью. Поэтому  те, кто имел возможность, старался покупать свечи. Особенно ценились восковые (самые дорогие) свечи. Ими пользовались сеньоры и церковники.

Основным типом отопления  в средневековом доме был открытый очаг, расположенный подальше от стен. Кухонные печи появляются только в  ХV в. Кроме того, тепло дому давали, появившиеся в период позднего Средневековья, жаровни и камины. Однако последние были доступны далеко не каждому и даже в очень богатых домах Англии и Франции они имелись лишь в немногих помещениях. Позднее камины превратились в настоящие произведения искусства, были богато украшены скульптурой, барельефами, фресками и являлись своеобразными центрами интерьера. Но технически они оставляли желать лучшего: дымоход был устроен так, что из-за сильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать, устанавливая посреди комнаты жаровни. В Испании, например, они заменяли и камин. С середины ХV в. в Германии начинают играть всё большую роль кафельные печи, особенно широко распространившиеся с ХVI в. и преимущественно к северу от Альп. Они делались из кирпича, камня, глины и (иногда) облицовывались фаянсовыми плитами. Перед такой печкой или вокруг нее устраивали лежанку или лавку, на которой спали. Тем не менее тепла в домах всё равно недоставало. Нередко обогревалась только одна спальня и обитатели дома ходили тепло одетыми.

Водопровод и канализация  в домах отсутствовали. Снабжение водой было самым простым, примитивным. Как правило, во дворе дома вырывали колодец. На Юге (в частности, в Италии) в специальные цистерны (они размещались на чердаках) собирали дождевую воду. Кроме того, за водой в городах ходили к городским фонтанам. До конца ХV в. неотъемлемой принадлежностью спален были кувшины и тазы для умывания. По утрам (вместо умывания даже в высших слоях общества) было принято обтирать лицо и руки мокрым полотенцем. Ванных комнат не было (они появились лишь в ХVI в.). Общественными банями западное Средневековье вплоть до ХШ в. практически не пользовалось: в иерархии христианских ценностей тело имело крайне низкую оценку; церковь призывала к смирению плоти и в уходе за телом видела роскошь и признак изнеженности. Считалось, что крещение раз и навсегда должно “отмыть” христианина в прямом и переносном смысле слова, поэтому культура бани не поощрялась. И лишь с ХШ в. общественные бани, наконец-таки, широко распространились в Европе, и далее вплоть до конца ХV- начала ХVI вв. (до появления в Европе сифилиса, принявшего в ХVI в. характер эпидемического заболевания) посещались весьма охотно и мужчинами, и женщинами, которые, как правило, мылись вместе. В домашних условиях на кухне полоскались в кадках, ушатах, лоханях, тазах и, как ни странно, в основном после еды. Первый туалет со сливом воды был изобретен в Англии только в конце ХVI в., но даже в королевских дворцах подобное новшество не было правилом .

 

 

 

Заключение.

 

Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они  должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил.

В целом культура 11-12 столетий была подчинена интересам религии.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись  сосуды, лампады, витражи - цветные и  бесцветные, геометрический узор которых  создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись  ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой  эмали по меди и золоту.

Для романского искусства  характерно широкое использование  железа и бронзы, из которых изготавливались  решетки, ограды, замки, фигурные петли  и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно  простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых  розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась  яркими красками.

Не смотря на суровость нравов и стиля жизни, именно в этот период в быт вводится декорирование помещения, появляются первые обои, ковры на стенах и мебели. Весь список предметов, используемые в быту подчинялся строгому нраву, были просты и лаконичны, массивны и основательны. Однако со временем стремление  к прекрасному привела к красивейшим элементам декора интерьера и быта.

 

 

Литература.

 

  1. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991;
  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ-ХУП вв. Т.1. Структуры повседневности. М.,1988;
  3. Вейс Г. История цивилизации. В 3 т. Т.2. “Темные века” и Средневековье 1У-Х1У вв. М., 1998;
  4. Виоле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997;
  5. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. М., 1999;
  6. Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели. М., Архитектура-С, 2007;
  7. Гуревич А.Я. Многозначная повседневность средневекового человека // Искусство кино. 1990. № 6. С.109-112;
  8. Гюлльманн К.Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб., 1839;
  9. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1981;
  10. Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Мн., 1999;
  11. Средневковый быт / Сб.статей под ред. О.А. Добиаш-Рождественской. Л., 1925;
  12. Ястребицкая А.Л. Западная Европа Х1-ХШ вв. М., 1978;

 


Информация о работе Романский стиль в предметном мире средневековья