Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:40, контрольная работа
Актуальность. В методических Н.Короткова рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности. Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Задачи развития самостоятельной художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………...4
2. Характер самостоятельной художественно-творческой деятельности детей………………………………………………………………………………….6
3. Современные требования к условиям организации самостоятельной художественно-творческой деятельности……………………………………...10
Практическая часть………………………………………………………………14
Заключение………………………………………
1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов деятельности. Здесь предполагается, что обучение на художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию или показу воспитателя, но и без его помощи. Руководство изобразительной деятельностью, требует от воспитателя умения тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный опыт детей, который может быть тесно связан с содержанием соответствующих занятий. Увлеченность темой – наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Оборудование, материал, работы, поделки детей, выполненные на занятиях, введенный педагогом в зону самостоятельной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.
2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников, развлечений. Любой вид художественного творчества, основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения. Все это способствует обогащению деятельности – любой, в том числе и самостоятельной. Благодаря восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества меняется установка на конечный результат деятельности, появляется внимание к изобразительному материалу, его особенностям. Особенно яркое впечатление производят изделия народного декоративно-прикладного творчества. Дети, также получают массу впечатлений от праздников и развлечений, от звучания музыки, песен, красочного художественно-оформленного помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Дети приобщаются к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающем у них желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце и т.д.
3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу. Важную роль играет семья в эстетическом воспитании, эстетической восприимчивости ко всему окружающему, художественном развитии во всестороннем развитии личности ребенка. Автор отмечает важность воспитания у детей наблюдательности, умения видеть, рассматривать, анализировать. Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, способствует обогащению содержания самостоятельной художественно-творческой деятельности, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. Поэтому, родителям необходимо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье, раскрыть смысл изобразительной деятельности, значение ее для общего развития детей, объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей, чем могут помочь ему родители.
4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность. Принципы построения предметно-развивающей среды, направленной на решение задач формирования творческого начала личности ребенка, развития его индивидуальности, активизации личностно-ориентированной модели воспитания определены для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности из них выделяется следующие:
- Принцип дистанции и сближения позиции взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. Размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять желание ребенка уединиться в творчестве, в то же время, способствовать доверительному общению со взрослым. То есть необходимо иметь в групповом помещении место, которое может быть отделено (условное зонирование) от пространства групповой комнаты, но в то же время иметь доступ и место для коллективного творчества.
Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
- Предметная среда, оснащение зоны все должно побуждать у детей инициативу, давать простор для творчества, следовательно, в размещении оборудования необходима вариативность. Для детей младшего дошкольного возраста предлагается рисование на длинной полосе бумаги, на доске, на стене, что способствует сближению детей, объединению их рисунков. Для более старших дошкольников предлагается размещение на ленточных столах, стол-«пятилистник», что способствует общению детей, обмену впечатлениями. В зоне изобразительной деятельности необходимо иметь доску, а еще лучше мольберты, которые дети могут передвигать по мере необходимости.
Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Данный принцип реализуется в смене и обогащении предметного содержания, его разумной смене, рациональном расположении, позволяющего реализовывать замыслы в любое время, в любой обстановке. Дети должны иметь возможность изменять среду по своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Также необходимо предусмотреть, чтобы место для самостоятельной деятельности было хорошо освещено, имелись шкафы или полки для размещения изобразительного материала, к которым дети имеют свободный доступ. Важно предоставить в распоряжение детей бумагу различного цвета, фактуры, формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, сангину, мел, краски, кисти для рисования и аппликации, глину, пластилин, природный и бросовый материал, всевозможные детские музыкальные и шумовые инструменты, атрибуты к театрализованным играм, костюмы, маски, наборы для конструирования и игрушки для обыгрывания построек и т.п. Качество и количество меняются в зависимости от возрастной группы. В групповой комнате также необходимо иметь место для демонстрации детских работ (паспарту, рамки, стенды), а также использовать детские работы в качестве украшения групповой комнаты. В зонах изобразительной деятельности полезно иметь альбом, папки с репродукциями картин, фотографиями предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный принцип воплощается в определении специального места и расположения материала по изобразительной деятельности, это может быть комната- студия или уголок в групповой комнате. Место для самостоятельной изобразительной деятельности может быть обозначено информативной и функциональной эмблемой. В местах, специально предусмотренных для изобразительной деятельности, можно использовать соответствующую музыку, магнитофонные записи звуков живой природы. Также необходимо предусмотреть выносной материал для изобразительной деятельности на прогулке в соответствии с сезоном. В групповой комнате, в помещении ДОУ целесообразно устраивать мини-галереи для демонстрации как детских работ, так и репродукций картин известных художников.
Таким образом, современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий - чуткого косвенного руководства, в случае, если ребенок отдает предпочтение какой-либо деятельности, необходим индивидуальный подход, внимание взрослого к продуктам детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное, имеющей развивающий характер.
Практическая часть
Итак, педагогический процесс в ДОУ № 27 г. Новочебоксарска, условно разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.
Одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности. Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.
Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.
Анализ ситуации в группе «Ладушки» показал, что большинство детей отдают предпочтение в самостоятельной художественной деятельности рисованию, особый интерес вызывает рисование гуашью, которая дает яркий, контрастный след на листе бумаги, а также интерес к действиями с данным изобразительным материалом связан с тем, что у детей имеются сформированные навыки в работе с ним. Но имеется категория детей, которые не проявляют интерес к какой-либо художественно-творческой деятельности.
Как правило, желание рисовать самостоятельно у детей группы возникало после занятий изобразительной деятельностью. Учитывая это, занятия по рисованию старались планировать с учетом того, чтобы у детей было достаточно времени для проявлений самостоятельности в данном виде деятельности. В своих рисунках дети чаще изображают то, что видели в окружающем мире, при рассматривании иллюстраций, различные предметы, явления. Также данный анализ выявил, что дети группы не интересуются аппликацией, конструированием из бумаги в процессе самостоятельной
деятельности. Что позволило определить перспективу дальнейших задач воспитательной деятельности по обогащению содержания самостоятельной деятельности детей в аппликации и конструировании из бумаги.
На данном же этапе была намечена работа по насыщению эмоционального опыта детей, самостоятельно выбирать из уже освоенных средств выразительности и способов выражения своих впечатлений на задуманную тему. А также по обогащению в процессе занятий умений и навыков детей, необходимых для воплощения своих замыслов.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей требует от воспитателя знания того, что представляет из себя детское творчество, особенно детское, знания, умения и навыки изобразительной деятельности детей, умение тонко и тактично поддерживать инициативу и самостоятельность, а также способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности, к которой дети проявляют огромный интерес, им необходимы навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами овладеть не могут, а также наличие развивающей и побуждающей к деятельности предметно-развивающей среды.
В связи с интересами детей, работа по развитию самостоятельной художественной деятельности была проведена следующим образом:
1. Пополнен уголок изобразительной деятельности разнообразными изобразительными материалами и оборудованием, соответственно возрасту. По возможности, было спланировано нахождение его в непосредственной близости с природным и книжным уголком.
2. Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной деятельности рекомендуется осуществлять за столами, которые могут быть расставлены в форме круга, буквой П и т.п. За столом должно быть предусмотрено и место для воспитателя (такая подготовка рабочих мест, считает автор, отвечает особенностям возраста, дети 4 – 5 лет нуждаются в своевременном участии взрослого). Ежедневно после вечернего приема пищи на столах расставляется изобразительный материал. В рабочем состоянии столы сохраняются до завтрака следующего дня.
3. В уголке изобразительной деятельности располагаются кисти, двойные баночки для промывания кистей, тряпочки для промакивания кисти, фартуки, гуашевые краски по требованию детей готовит воспитатель, а также цветные карандаши, мелки, сангина, цветные шариковые ручки, бумага различных цветов и фактуры, глина, пластилин, бросовый и природный материал. Все располагается в доступном для детей месте. Детские работы вначале демонстрировались на стенде в групповой комнате, в приемной, а затем после полного высыхания попадали в распоряжение детей.
4. Были подобраны и составлены конспекты занятий, тематика которых отвечала интересам детей. В связи с тем, что понятны и близки детям образы сказочных героев, впечатления от окружающей действительности, в тематику занятий художественно-продуктивной деятельности были включены занятия. Данная работа заключалась в вызывании у ребенка интереса к изобразительным материалам, желание действовать, побуждении потребности посильно вносить элементы изображения в свои игры. Укрепление в каждом ребенке веры в свои силы, желания добиваться результата и всячески помогать ему в этом.
Заключение
В процессе проведения работы по развитию самостоятельной художественно-творческой деятельности дети группы активно пользовались изобразительными материалами, в основном использовали для рисования гуашевые краски, цветные карандаши.
Анализируя уровень развития самостоятельной художественной деятельности, был получен следующий результат:
- повысилось количество детей,
предпочитающих
- на момент окончания работы, в группе не осталось детей, которые не имели каких-либо определенных увлечений, каждый из них смог реализовать себя в каком-либо виде художественно-продуктивном виде деятельности;