Создание керамического питьевого набора "Пасхальный"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является создание керамического питьевого набора "Пасхальный". Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать искусствоведческую и техническую литературу по исследуемой теме
определить особенности керамики народов Крыма
выявить исторические особенности питьевых наборов народов Крыма
раскрыть особенности традиций Пасхи

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная питьевой набор.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Следует также  отметить, что результаты исследований остатков керамического производства, обнаруженных на территории крепости Алустон, позволяют предположить следующее: в северной части городища во второй половине XIV века функционировала мастерская по производству поливной керамики с орнаментом "сграффито", специализировавшаяся, в основном, на выпуске сосудов открытых форм. Работал в ней один мастер, возможно, с небольшим количеством помощников или учеников. Человек этот был, скорее всего, приезжим, решившим наладить изготовление поливной керамики в городе, где раньше этим никто не занимался. Он был хорошо знаком с традициями керамического производства и происходил из какого-либо центра такого производства. Продукция мастера покупалась населением соседних крепостей, о чем могут свидетельствовать находки из Фуны (с. Демирджи, н. Лучистое) и Ай-Тодора.

Изготовление  художественной поливной керамики относится  к разряду городских ремёсел. Сам факт появления такого производства отмечает прогресс в развитии Алустона, как городского центра во второй половине XIV в.

Одним из средневековых  крымских центров по производству керамики являлась г. Кафа (Феодосия). Поливная керамика из Кафы и Солхата (Старый Крым), производившаяся  на месте, представляет собой те же, что и бытовавшие ранее, глубокие чаши-миски или пиалы, декор которых выполнен особенно толстыми, врезными линиями, образующими основной рисунок; с ним контрастируют сравнительно тонкие линии орнаментального заполнения. Не менее характерна и яркая полихромная расцветка (зеленая, коричневая и желтая). Ради удешевления продукции поливные изделия часто оставляли без расцветки - монохромными, зато широкое применение получил выемчатый фон, создававший на внутренней поверхности чаши или блюда не только дополнительный, тёплый коричневый тон (глазурь в соответствующих местах ложилась непосредственно на черепок, а не на ангоб, который снимали при углублении фона), но и рельефность рисунка, большей частью орнаментального. Такова поливная керамика XIV и XV вв. из Солхата и Кафы. Кстати сказать, она очень близка художественной керамике из западного Причерноморья, заселенного родственными крымцам тюркскими племенами - в Румынии и Болгарии. (Штерн Э.Р. Феодосия и ее керамика. Одесса, 1906).

В 1980 году на северо-западе окраины Феодосии в пойме реки Бай-буга была раскопана часть поселения золотоордынского времени. Керамический материал исследованного памятника делится на несколько видов: кухонная и столовая неполивная керамика, красноглиняная керамика, покрытая прозрачной поливой, подсвечники и етильники. Всего на исследованном участке поселения найдено 8 целых и 72 фрагмента красноглиняных поливных сосудов. Кроме того, в керамическом материале из Западного помещения усадьбы А содержался фрагмент светлоглиняного сосуда, покрытого зеленой поливой и в подъемном материале поселения - мелкий фрагмент стенки красноглиняного сосуда с люстровой росписью (239, с.9).

Поливные красноглиняные сосуды представлены несколькими формами: хумы, тарелки и миски, пиалы с орнаментом сграффито тонкой и толстой линией, покрытые прозрачной глазурью по ангобу, подсвечник и светильник - плошка. Также среди керамики поселения были найдены небольшие фрагменты горлышек поливных кувшинов с ручками, верхняя часть которых крепилась к середине высокого горла. Полива была нанесена на ангоб, горло украшалось врезными линиями. Эти сосуды близки к типу одноручных кувшинов, изготовлявшихся в Азаке. (Перевозчиков, Классификация археологического материала золотоордынского времени (по материалам раскопок и сборов 1960-Х-1990-х гг., Азов, 1996).

Очень интересна  находка донца монохромной миски  с зеленой поливой, декорированной фигурами из спиралевидных завитков и прямых линий (сохранилась часть  донца). Этот мотив применяется в  декоре монохромных мисок из Азова (Романчук, Перевозчиков, рис.8-30, 9-28, 10-29. Глазурованная керамика из Азова, АДСВ - Свердловск, 1990). По форме подобные миски являются широко распространенным типом красно-глиняной поливной посуды, они встречаются в слоях Азова золотоордынского времени (240, 1996, с.32). Подобные миски широко представлены в керамике местного производства, в частности, в Кафе, где они, в основном, являются полихромными с подглазурным орнаментом сграффито. (242, с.11).

Интересен фрагмент миски с подглазурной росписью ангобом. Полива прозрачная, зеленая. Орнамент сохранившейся стенки представляет собой два ряда одинаково направленных, слегка изогнутых "капель", нанесенных белым ангобом. Ангобная роспись выполнена густым раствором, что придает не только зрительную выпуклость орнаменту, но и легкую рельефность поверхности сосуда.

Орнамент в виде изогнутых  капель широко известен в декоре кашинных мисок и блюд, на которых эти  элементы рисунка выполнены так  же в легком рельефе. Сосуды из кашина могли поступать в Крым с конца XIII до конца XIV века в период тесных контактов с городами Поволжья и среднеазиатскими центрами, в частности из Сарая и Хорезма. (Айбабина Е. Кашинная керамика из Кафы. МАИЭТ-Симферополь, 1991).

Среди сосудов открытых форм, найденных на поселении, кроме тарелок и мисок с орнаментом сграффито и монохромных, выделяются чаши в форме пиал на низком или высоком поддоне, со сферическими стенками и тонким прямым или слегка отогнутым венчиком. Они покрыты глазурью желтого и зеленого цветов по ангобированной поверхности и желтого цвета, нанесенной без ангоба, с подглазурной подцветкой марганцем по ангобированной поверхности.

Сосуды этой формы и орнаментации найдены  в слоях XIV - первой половины XV века в  ряде памятников Крыма, в материале  золотоордынского Азова, городищ Поволжья.

Анализ керамического  материала поселения у р. Байбуга (Феодосия) позволяет считать его  уникальным среди исследованных и опубликованных памятников Крыма. Весь керамический комплекс находит аналогии в производстве Азова золотоордынского времени и городищ, что позволяет датировать комплекс в целом второй половиной - концом XIV в. Некоторые отличия декора, главным образом, поливной керамики сграффито, от азовских и поволжских аналогий и, напротив, схожесть орнаментации с керамикой крымских центров, в частности Кафы, позволяет говорить о местном, крымском ее производстве. По мнению Айбабиной, центром этим являлся Солхат (Старый Крым), расположенный в непосредственной близости от поселения. (Айбабина Е.А. Керамика из раскопок золотоордынского поселения близ Феодосии. "Исторические связи Причерноморья и Средиземноморья X-XVIII вв. (по материалам поливной керамики). Симферополь, 1998

1.3 Традиции  Пасхи

Крымская восточнославянская культура - представляет собой удивительный симбиоз традиций украинского, белорусского и русского народов, проживающих  на одной территории.

В обрядах славян Крыма, как  и других славянских народов, не могут не угадываться обряды, сохранившиеся со времен язычества. Многие праздники, хотя и приурочены к датам религиозных событий, представляют собой культы почитания предков, солнца, различных природных явлений.

Традиции празднования Пасхи  в Крыму аналогичны традициям в других регионах Украины. Воскресные школы проводят совместно с библиотеками, городскими домами культуры и Домами детского творчества пасхальные концерты, утренники, музыкально-литературные программы (например, в Евпатории, Феодосии, Симферополе, Саках, Джанкое, Севастополе, Алуште, Керчи, Раздольненском, Советском благочиниях). Ежегодно на Пасху дети из каждой воскресной школы для своих сверстников готовят праздничные концерты, выставки, конкурсы на лучший пасхальный стол и конкурсы пасхальных открыток.

Симферопольская и Крымская епархия УПЦ Московского  патриархата ежегодно на Пасху проводит фестивали церковных хоров, "Славим Христово Воскресение", которые становятся настоящим праздником, так как  проходят в центре Симферополя на открытом воздухе. Ежегодно члены Общества православных врачей Крыма на Пасху посещают все крымские больницы, детские дома и вместе со священнослужителями раздают пасхальные куличи и яйца.

Пасха, как известно многим, день воскрешения Иисуса Христа. Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Однако, тем не менее, многие на Пасху пекут куличи, замешивают паску и красят куриные яйца в разные цвета, так принято. Почему же этот праздник всегда был одним из самых массовых? Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Строгий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста. Во время всенощной люди освящали в церкви традиционные блюда, чтобы потом подать их на стол, в светлый праздник Пасхи. Традиционно в день праздника люди христосовались - говорили друг другу "Христос воскресе" - "воистину воскресе" и обменивались троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.

Итак, как же происходит само празднование? Пасхе  предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник. Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга, в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать генеральную уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу. Ну а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи. Перед пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

Куличи пеклись  с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме,пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью.Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Наверное, в  каждой семье есть свой рецепт и паски, и кулича (нет строгих канонов), а краски для яиц сейчас продают и в магазине, как и полиэтиленовые наклейки, имитирующие крашенки. Наши хозяюшки красили яйца крепким отваром луковой шелухи, шелуху приходилось собирать задолго до праздника. Для такой покраски большое количество шелухи заливалось водой и бурлило около получаса, после в кипящую воду погружали сырые куриные яйца и варили около 10 минут. Так же окрашивали яйца свекольным соком, черникой, красной капустой и куркумой. Яйца оставляли остывать в этой же воде, для лучшего закрепления цвета. После яйца вытирали насухо и смазывали маслом, для блеска. Для образования различных узоров скорлупу обматывали ниткой, заливали парафином и вырезали узоры, обматывали тонкой тканью и так варили. Современные краски красят ярче, результат более предсказуем, но все же, покрашенные натуральными красителями яйца намного красивее.

Ограничения в  еде Великим постом, кулинарные хлопоты  перед Пасхой, разговление в пасхальную ночь делают Воскресение Христово самым "вкусным" праздником. Особое внимание уделялось убранству стола. Белоснежная скатерть, красивая посуда, живые и искусственные цветы, на самом видном месте яркие ритуальные блюда со всевозможными украшениями. Каждая хозяйка стремилась сделать свой стол неповторимым. Для яиц использовались специальные плоские блюда. Одни из них просто лежали на столах, у других были высокие ножки-подставки и они как бы возвышались над всем остальным угощением.

В некоторых  домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием именно пасхальных атрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы: ХВ, что, как известно, означало "Христос Воскресе". Вышивались к такой скатерти и салфетки. Материал для таких изделий выбирался простой: лен, лен с лавсаном, холст, плотный хлопок. Цвета были в основном светло-серые и белые. И, конечно, яркие праздничные узоры. Была и специальная посуда, все с теми же предметами, которые олицетворяли этот светлый праздник. Такая посуда хранилась в домах и доставалась только на праздник.

На Пасху  готовят куличи и пасхи, запекают окорок, жарят телятину. Пасхальный стол не имеет никаких запретов, но рыбные блюда на нем обычно не присутствуют. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Пасхальный стол накрывали на весь день. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались открытки дальним родственникам и знакомым. Пообедав, люди сидели за столами и играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг друга.

 
Глава 2. Разработка керамического питьевого набора "Пасхальный" 2.1 Основная идея и замысел питьевого набора

Мы живем  в особую историческую эпоху; в период небывалого скептицизма, религиозной полемики и богоотрицания; в век массового сомнения, неверия и богоборчества.

Мы живем  в такое время, когда вера в  Бога и основные догматы подлинного Христианства, как никогда раньше, подвергаются яростной атаке поборников невежественного материализма и воинствующего безбожия.

Мы живем  в такой отрезок времени, когда  молодежь и народные массы буквально  засыпаны антирелигиозной литературой, печатающейся в громадном количестве экземпляров, на государственные средства и в государственных типографиях. Не располагая ни правами, ни возможностями знакомиться с теми фактами, на которых покоится подлинное Христианство и христианское мировоззрение, люди поддаются ловкой пропаганде атеистических идей и обману лженаучных аргументов. Приходится только пожалеть об этих невинных людях, которые стали жертвами такой беспринципной политической пропаганды, не имеющей, кстати сказать, ничего общего с истинной наукой, философией или богословием.

Информация о работе Создание керамического питьевого набора "Пасхальный"