Сюжеты мировой литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:52, статья

Краткое описание

Литература — это прежде всего искусство, но вместе с тем — информация, хотя и весьма специфичная. И информационный объем мировой художественной словесности непрерывно увеличивается, разрастаясь до все более внушительных размеров. Но, в отличие от науки и техники, от идеологии, в художественной литературе новая информация не отменяет и не вытесняет прежнюю. (Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание. — М.: Олимп; Издательство ACT, 1996. — 832 с., с.11)

Вложенные файлы: 1 файл

Сюжеты мировой литературы.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

 

22.  ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ  — РАДИ СТРАСТИ. Элементы ситуации: 1) влюблённый, 2) предмет роковой  страсти, 3) то, что приносится в  жертву. Примеры: 1) страсть, разрушающая обет религиозного целомудрия («Ошибка аббата Муре» Золя), 2) страсть, разрушающая могущество, власть («Антоний и Клеопатра» Шекспира), 3) страсть, утолённая ценой жизни («Египетские ночи» Пушкина). Но не только страсть к женщине, или женщины к мужчине, но также страсть к бегам, карточной игре, вину и т. д.

 

23.  ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ  ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ,  НЕИЗБЕЖНОСТИ. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий близким человеком, 2) близкий, который приносится  в жертву. Примеры: 1) необходимость  пожертвовать дочерью ради общественного  интереса («Ифигения» Эсхила и Софокла, «Ифигиния в Тавриде» Эврипида и Расина), 2) необходимость пожертвовать близкими или своими приверженцами ради своей веры, убеждения («93 год» Гюго) и т. д.

 

24.  СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (а также почти равных или же равных). Элементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества — низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества. Примеры: 1) соперничество победительницы и её заключённой («Мария Стюарт» Шиллера), 2) соперничество богатого и бедного. 3) соперничество человека, которого любят, и человека, не имеющего права любить («Эсмеральда» В. Гюго) и т. д.

 

25.  АДЮЛЬТЕР (прелюбодеяние,  нарушение супружеской верности). Элементы ситуации: те же, что  в адюльтере, приводящем к убийству. Не считая адюльтер способным  создать ситуацию — сам по  себе, Польти рассматривает его как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных случая: 1) любовник(ца) более приятен, нежели твёрд, чем обманутый(ая) супруг (а), 2) любовник(ца) менее симпатичен, чем обманутый(ая) супруг(а), 3) обманутый(ая) сугтруг(а) мстит. Примеры: 1) «Мадам Бовари» Флобера, «Крейцерова соната» Л. Толстого.

 

26.  ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ.  Элементы ситуации: 1) влюблённый(ая), 2) любимый(ая). Примеры: 1) женщина, влюблённая в мужа дочери («Федра» Софокла и Расина, «Ипполит» Эврипида и Сенеки), 2) кровосмесительная страсть доктора Паскаля (в одноимённом романе Золя) и т. д.

 

27.  УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ  ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО (иногда  связанная с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать любимого или близкого). Элементы ситуации: 1) узнающий, 2) виновный любимый или близкий, 3) вина. Примеры: 1) узнать о бесчестии своей матери, дочери, жены, 2) открыть, что брат или сын убийца, изменник родины и быть вынужденным его наказать, 3) быть вынужденным в силу клятвы об убийстве тирана — убить своего отца и т. д.

 

28.  ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ.  Элементы ситуации: 1) любовник, 2) любовница, 3) препятствие. Примеры: 1) брак, расстраивающийся  из-за социального или имущественного  неравенства, 2) брак, расстраивающийся  врагами или случайными обстоятельствами, 3) брак, расстраивающийся из-за вражды  между родителями с той и  другой стороны, 4) брак, расстраивающийся  из-за несходства характеров влюблённых  и т. д. 

 

29.  ЛЮБОВЬ К ВРАГУ.  Элементы ситуации: 1) враг, возбудивший  любовь, 2) любящий врага, 3) причина,  почему любимый является врагом. Примеры: 1) любимый — противник  партии, к которой принадлежит  любящий, 2) любимый — убийца отца, мужа или родственника той которая его любит («Ромео и Джvльeттa»,) и т. д.

 

30.  ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ.  Элементы ситуации: 1) честолюбец, 2) то, чего он желает, 3) противник  или соперник, т. е. лицо противодействующее. Примеры: 1) честолюбие, жадность, приводящая к преступлениям («Макбет» и «Ричард 3» Шекспира, «Карьера Ругонов» и «Земля» Золя), 2) честолюбие, приводящее к бунту, 3) честолюбие, которому противодействуют близкий человек, друг, родственник, свои же сторонники и т. д.

 

31.  БОГОБОРЧЕСТВО (борьба  против бога). Элементы ситуации: 1) человек, 2) бог, 3) повод или предмет  борьбы. Примеры: 1) борьба с богом,  пререкание с ним, 2) борьба с  верными богу (Юлиан отступник) и т. д.

 

32.  НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ. Элементы ситуации: 1) ревнивец, завистник, 2) предмет его ревности  и зависти, 3) предполагаемый соперник, претендент,4) повод к заблуждению  или виновник его (предатель). Примеры: 1) ревность вызвана предателем, которого побуждает ненависть  («Отелло») 2) предатель действует из выгоды или ревности («Коварство и любовь» Шиллера) и т. д.

 

33.  СУДЕБНАЯ ОШИБКА. Элементы  ситуации: 1) тот, кто ошибается, 2) жертва ошибки, 3) предмет ошибки, 4) истинный преступник Примеры: 1) судебная ошибка спровоцирована  врагом («Чрево Парижа» Золя), 2) судебная ошибка спровоцирована близким человеком, братом жертвы («Разбойники» Шиллера) и т. д.

 

34.  УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ.  Элементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва  виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий  виновного, старающийся его разоблачить.  Примеры: 1) угрызения совести убийцы («Преступление и наказание»), 2) угрызения  совести из-за ошибки любви  («Мадлен» Золя) и т. д. 

 

35.  ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ. Элементы ситуации: 1) потерянный 2) находимый(ое), 2) нашедший. Примеры: 1) «Дети капитана Гранта» и т. д.

 

36.  ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) погибший близкий человек, 2) потерявший близкого человека, 3) виновник гибели близкого человека. Примеры: 1) бессильный что-нибудь предпринять (спасти своих близких) — свидетель их гибели, 2) будучи связанным профессиональной тайной (врачебной или тайной исповеди и т. д.) он видит несчастье близких, 3) предчувствовать смерть близкого, 4) узнать о смерть союзника, 5) в отчаянии от смерти любимого(ой) потерять всякий интерес к жизни, опуститься и т. д.

 

 

 

Споры о том, сколько и  каких сюжетов существует в литературе, ведутся до сих пор. Предлагаются разные варианты, разные цифры, но исследователи  не могут прийти к единому мнению. В принципе каждый человек может  найти свои варианты этого списка и, при должном желании, избавившись  от всего лишнего, оставив только «скелет», найти подтверждение своей  версии во всех произведениях мировой  литературы.

 

В наших исследованиях  с помощью факторного анализа  из 36 сюжетов было выделено всего 5:

 

1. Адюльтер (прелюбодеяние,  измена) с местью

 

2. Восстановление справедливости

 

3. Поиск, достижение.

 

4. Жертва в семье и  ради семьи

 

5. Жертва ради идеи.

 

Как минимум 4 из них очень  похожи на предложенные Борхесом истории.

 

 

 

С точки зрения психологии предпочтение или выбор того или  иного сюжета в литературе или  в кино представляется отражением как  минимум состояния человека и  как максимум его психологического (ценности, цели, нормы, интересы, способности) и психофизиологического (особенности  восприятия, обработки информации в  зависимости от физиологического типа функционирования, от типа ведущей  нервной системы, способа реагирования) типа человека, продолжением которых  является его мировоззрение, которое  и включает в себя «пристрастие» к определенным сюжетным линиям жизни, и литературы в частности. Кроме этого интересным представляется рассмотрение сюжетов, которые повторяются во всех произведениях, как символического отражения генетических программ, заложенных и оцениваемых в неспецифическом отделе нервной системы.

 

Поэтому интересным представляется Ваше предпочтение сюжетов в связи  с психофизиологическими данными.

 

 

 

Анализ.

 

В данном случае эта анкета должна рассматриваться Вами как  отражение Ваших интересов к  сюжетным линиям. Ваша задача рассмотреть  наиболее близкие и наиболее отвергаемые  Вами сюжеты в связи с вашим  типом активации. В анализе данных при описании своего типа включите описание не интересующих и интересующих Вас сюжетов с уточнением возможных  причин этого и связи между  ними, а также постарайтесь обобщить сюжетные линии и связать их с  Вашим типом активации и другими  психологическими данными, то есть объяснить  данные взаимосвязи.


Информация о работе Сюжеты мировой литературы