Тадж Махал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или меч-той, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Любых эпитетов мало для того, чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величе-ственного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захваты-вающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям.
Актуальность темы
В настоящее время мавзолей потерял часть былого великолепия – ван-далы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из на-бегов неприятеля были украдены серебряные ворота (сейчас они медные), безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен, нет и золотого парапета.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 606.26 Кб (Скачать файл)

В Майсуре – в городах Белуре, Халебиде и Сомнатхпуре, в 12 –13 веках возникли замечательные по архитектуре и декору храмы т.н. чалукийской школы периода Хойсала, имеющие свои отличающиеся от южных и северных храмов черты. Покрытые тонким до ювелирности декором, эти храмы с их сильно подчеркнутыми горизонтальными членениями как бы распластаны по земле; некоторые из них не имеют башенных верхов. Несравнимы майсурские храмы по качеству резьбы. Каждый кусок наружных стен, богато украшенных скульптурными изображениями богов в строго канонизированных позах, представляется увеличенной в камне миниатюрой из слоновой кости или сандалового дерева, какие были распространены в ремесле Майсура. Майсурские храмы, окруженные многоколонными залами (с проемами, заполненными ажурными решетками), портиками и террасами, приближаются по своему характеру к гуджаратским храмам.

В Гуджарате в народном зодчестве выработались богатые традиции, основанные на виртуозном использовании дерева как строительного материала. Удивительные по конструкции колонны, состоящие как бы из 2 или 3 колонн, поставленных друг на друга, со сложными по форме кронштейнами, образующими некоторое подобие арок, перекинутых между колоннами, были воспроизведены с поразительным мастерством в гуджаратских каменных храмах. Щедрость пластического убранства на них не знает предела. Особенно блещут роскошью джайнские храмы 11-12 веков (построенные купцами, разбогатевшими на заморской торговле), целиком из белоснежного мрамора, инкрустированного внутри храма драгоценными камнями. Мелкие, бесконечно повторяющиеся фигурки и орнаменты сплошным кружевом покрывают потолок, стены, колонны, придавая интерьерам этих храмов холодный внешний на блеск. Типичные образцы джайнских храмов расположены в Палитане и других местностях Гуджарата и в горах Абу (ныне в штате Раджастхан).

Храм в Индии - это большой  дом для божества. Танджавурский храм, в частности, очень похож на сохранившееся в том же городе многоэтажное пирамидальное дворцовое здание 16 века. В трактате «Манасара» говорится о многоэтажных постройках дворцов и храмов в виде ступенчатой пирамиды с уменьшающимися кверху этажами, с той лишь разницей, что во дворцах этажи реальные, а в храмах чаще всего декоративные. Храм в Танджавуре имеет два двора, вход в которые оформляют высокие башни – гопурам, продолговатые в плане, с многоэтажной пирамидальной надстройкой,и завершенные килевидным сводом. Прототипом для них послужили монолитные ратха 7 века Бхима и Ганеша в Махабалипураме. В принципе гопурам не изменяется до конца 17 века, лишь увеличиваются их масштабы, и обогащается пластический декор. Двухэтажная цокольная часть гопурам, нередко сложенная из камня, служит основанием кирпичной пирамиды, сплошь покрытой скульптурой, изображающей необозримый пантеон индусских богов и их бесчисленных перевоплощений. Скульптура чаще всего выполнялась из ярко раскрашенных терракоты и полированного стука. С 11 века развивается новая тенденция, отражавшая широкое проникновение городского торгового и ремесленного населения в общественную и религиозную жизнь. Из культурного центра храм все более превращался в главный центр общественной жизни. На его территории совершались торговые сделки, происходили сходки горожан, помещались школы, склады, ремесленные мастерские, торговые ряды, за крепостными стенами храма в дни военной опаности население находило убежище.

С 13 века для южной Индии постоянно  существовала угроза со стороны мусульманских феодалов, завоевавших Север и распространивших к 15 веку свою власть на районы Декана. Территория независимых индусских княжеств катастрофически сокращалась. Новые храмы почти не строились. Вокруг старых наиболее популяпных храмов воздвигались новые ограды. С веками их количество возрастало, и храмовый комплекс превращался в крепостной город. В Срирангаме, например, вокруг храма 12 века за четыреста лет – образовалось семь концентрических рядов крепостных стен. С новыми стенами сооружались и гопурам, превосходящие по размерам ранее построенные. В зрительно необъятной архитектурной композиции создавшегося таким путем комплекса объемы не нарастали к центру – к главному священному объекту, как это было еще в Танджавуре, а уменьшались. Теперь все внимание сосредоточивается на импозантных входных башнях – гопурам, выполнявших роль дозорных башен и достигавших высоты около 50 метров. К этому времени еще более усложнился религиозный ритуал. Дворцы различались по степени священности. На территорию, окружавшую непосредственно главный храм, допускались лишь избранные брахманы; дворы, удаленные от главного храма носили более светский характер – на их территории размещались различные по назначению мантапам и здания, а также второстепенные храмы. В небольших нарядных мантапам совершались свадебные обряды; более простые залы служили стойлами для священных слонов или складом для колесниц, на которых вывозили статуи богов в праздники. В огромных залах, в которых насчитывалось до тысячи колонн, располагались стекавшиеся в праздники поломники.

В залах мантапам 15-16 века скульптура затмевает архитектуру, на фоне которой выделяются самостоятельные, сложные до громоздкости, фантастически причудливые скульптурные композиции. Так, в мантапам в Веллуре, Виджаянагаре, Канчипураме, Срирангаме, созданных в 15-16 веках, мы видим залы с лесом колонн, буквально обросших со всех сторон каменными изваяниями вздыбленных коней, леогрифов, чудовищных и фантастических фигур, как будто замерших в различных позах и готовых вновь ожить, так ярко и непосредственно запечатлена порывистость их движенийя.

В южной Индии насчитывается  около 30 храмовых комплексов, разросшихся в течение нескольких столетий до размеров города; в числе наиболее значительных из них – храмы в Чидамбараме, Рамесварами, Мадураи и др. Последние крепостные стены с величественными башнями гопурам во многих из этих комплексов были воздвигнуты в 16-17 веках при государстве Найяков. Храмовый комплекс в его столице Мадураи превосходит все остальные законченностью архитектурной композиции и красотой форм самых высоких в Индии гопурам, с их чуть выгнутыми линиями контура.

Два ряда стен и многочисленные пристройки окружают главные сооружения храмового комплекса: старый храм 12 в., "Тысячеколонный зал" – мантапам с плоским перекрытием и множеством колонн, сплошь покрытых резьбой и скульптурой, священный пруд, оформленный по прямоугольному периметру каменным ступенчатым спуском и низкой колоннадой; в водах пруда отражается богатейшая красочная скульптура, украшающая гонурам. Перед главным входом расположен зал, разделенный четырьмя рядами мощных столбов, называемый «Пуду-мантапам» (начат в 1623), в центре которого находятся приставленные к столбам скульптурные изображения 10 представителей царской династии Найяков. В Мадураи находится один сохранившихся на Юге четырех дворцов (17в.). В его интерьере встречаются аркады, купольные и сводчатые перекрытия – характерные формы биджапурской мусульманской архитектуры. Это влияние стало проникать в гражданскую архитектуру юга с 15 века.

Постройки государства Найяков были последними значительными средневековыми сооружениями на юге Индии.

В период владычества часто занятых  преимущественно вопросами военно-политической власти раннеисламских правителей возникает множество культовых сооружений – в первую очередь мечети и минареты, медресе (исламские учебные заведения), надгробные памятники, подчас больших размеров и исключительной красоты, мавзолеи властителей и видных людей страны, которые были совершенно новым явлением на территории Индии и не имели ничего общего со старыми индийскими обычаями. Именно к этому периоду в истории Индии относятся самые ранние, целиком сохранившиеся города с укреплениями, дворцами или замками и целые ряды улиц с домами горожан и базарами.

 Первой по величине и важности  мусульманский архитектурный комплекс сохранился в Дели. Он относится к началу XIII века и характеризуется высокой башней – гигантским минаретом Кутб-Минар. Строительство его было законченно примерно в 1230 году. Диаметр его основания – 16 метров; в 1794г. он был высотой более 70 метров. Позднее при его восстановлении высота увеличилась еще на несколько метров. Четыре выступающих вперед опоясывающих балкона расчленяют его на несколько ярусов, причем причем нижний балкон находится на высоте - 33 метров, второй – 49-ти, третий –63метров, четвертый – на высоте 71 метра. Ярусы постепенно уменьшаются, как по высоте, так и в диаметре. По вертикале башня орноментально расчленена 24 выступами, из которых одни прямоугольные, а другие круглые. Над третьим ярусом в него вделаны полосы из белого мрамора. Предание гласит, что делийский султан возвел Кутб-Минар для того, чтобы его дочь могла любоваться по утрам видом долины и рекой Джамной на горизонте. По-видимому, существовало еще одно назначение башни как сторожевой, дозорной.

Мечеть Куттуб-ад-Дина, переделанная их древнего храма Вишну имеет высокий портал со стрельчатой аркой-айваном. Высеченный в камне орнамент выполнен местными мастерами по мотивам индийской флоры. Каменные столбы интерьера напоминают своим силуэтом колонны индуистских храмов, но фигурные изображения были стесаны с них при правлении мусульман. Рядом расположена знаменитая железная колонна, установленная еще при Гуптах и совершенно не поддающаяся коррозии.

Большое распространение получил  в эту эпоху и тип наземной усыпальницы-мавзолея. Одним из самых ранних памятников является мавзолей Шах Рукн-и-Алам в городе Мультане (Северный Пакистан). Это монолитное сооружение крепостного типа: у него мощные стены с полубашнями, низкий и широкий купол, напоминающий полусферу ступы. Очень красив и хорошо сохранился мавзолей Шер-шаха (1540-1543). Он сделан из древнего строительного материала - чунарского песчаника, и вплане представляет собой восьмиугольник. Пропорции этого мавзолея исключительно гармоничны. На ступенчатом основании стоит двухэтажное здание, поддерживающее купол. Маленькие купола, которые повторяют вид большого купола, венчают мавзолей и представляют ступенчатый подъем к куполу.

 Как пример индийских городов,  судьба которых постоянно менялась, подчиняя их власти то индийских,  то снова мусульманских правителей, интересен и характерен город Гвалиор. Он был заложен уже в VI веке, одноко от этого периода его истории остались всего лишь несколько скульптурных фрагментов. Один из его правителей Ман Сингх построил в Гвалиоре дворец. Гвалиор попал под власть мусульманской династии Лоди, а затем был покорен Монголами. В XV веке мастерами были вырублены скульптуры из скал: одна из этих гигантских скульптур достигает высоты 19 метров. Такие города являются примером, как мало исламская культура повлияла на само существо индийской культуры. Исламской культуре не удалось заглушить традиции индийского национального искусства.

 На период XVI – XVII веков падает последний расцвет архитектуры и искусства феодальной Индии, когда вся северная и центральная часть страны была объединена династией Великих Моголов. Столицей Могольской империи был Дэли.

 Образование централизованного  государства способствовало большому развитию культового и гражданского зодчества. Повсюду воздвигались мечети, мавзолеи, крепости, дворцы. Архитектура XVI – XVII веков развивается от мощного монументального типа (например, мавзолей Шей-Шаха Сур).

В мавзолеи Хумаюма (1572) в Дели ощущается влияние ближне-восточной архитектуры (стрельчатая аркада, купол, портальный вход). В здании использовано перекрытие «панч-ратна», мавзолей помещен на плотформе и превосходно гармонирует с симметрично расположенным парком. В мавзолее применяется красный песчаник в сочетании с белым мрамором.

 Внук основателя династии  Акбар построил форт Агру, а в 70-х годах XVI века, в 37 км западнее Агры, начал строительство новой резиденции - Фатехпур-Сикри, города без улиц, где существовали одни дворцовые постройки среди садов. Крепостные стены из красного песчаника, соборная мечеть с мощной оградой, триумфальные ворота – пример сооружений внушительных и величавых.

Индийские традиции крепостной архитектуры  нашли свое отражение и в форте  Дели. Знаменитый Красный форт, над  стенами которого в 1947 году взвился  флаг независимости Индии, представляет собой комплекс приемных залов и  жилых построек, расположенных среди  парков и цветников и обнесенных красной песчаниковой стеной с башнями. В крепость ведут несколько ворот с башнями и куполами наверху. Постройки, расположенные внутри, и Жемчужная мечеть составляют свободно распланированный среди зелени дворцовый комплекс, среди которого находятся два одноэтажных павильона – красный зал общественных приемов и беломраморный зал частных приемов. Их наружние стены прорезаны аркадой, которая в холодные дни закрывается коврами. По углам крыш поставлены шатры. Интерьеры щедро украшены резьбой и инкрустацией. Ими украшены пилоны арок, и бордюр вокруг бассейна с ароматической водой, и ажурная решетка, отделяющая зал судилища, и многое другое.

Венцом  архитектуры Индии и одним  из прославленных памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал  в Агре (1632-1650).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Тадж-Махал-жемчужина  Индии

2.1 Легенда Тадж-Махала

Прежде  чем описывать красоты усыпальницы, рассуждать о параметрах здания и говорить об инженерных и архитектурных особенностях Тадж-Махала, следует поведать увлекательный рассказ о Шахе Джахане и его возлюбленной.

Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет «королем мира»  впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам (будущую Мумтаз-Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Оказалось, что Арджуманад была его двоюродной сестрой. Ее отец был братом матери Хуррама и занимал высокий пост первого министра. Но они очень рано полюбили друг друга. Однако путь к соединению двух сердец был долгим. Отец Хуррама, грозный Шах-Джангир по политическим соображениям женил сына на персидской принцессе, которая, узнав о чувствах мужа к другой, впала в ярость. Гаремы тех времен были местом постоянных интриг. Есть сведения, что принцесса чуть не отравила соперницу. Жизнь Арджуманад во дворце стала невыносимой. К тому же, ей уже исполнилось 19, а ее все не выдавали замуж. За спиной ее дразнили старой девой. Моголы были мусульманами, поэтому никаких портретов, и быть не могло, но о красоте Арджуманад ходили легенды. Император Джаханджир и его первый министр были не прочь поженить своих детей. Бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамом не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так «родилась» Мумтаз-Махал (значение имени: «Украшение Дворца»).

Информация о работе Тадж Махал