Творческий путь Ф.Гойя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Работы великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытка раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романтиками в середине прошлого столетия. В 1842 году Теофиль Готье посвятил ему до сих пор не утратившую интереса статью. Вместе с ней был опубликован первый, еще весьма приблизительный каталог эстампов Гойи, составленный друзьями Делакруа Эженом Пио и Фредериком Вилло.
Наиболее сильное влияние оказало на Гойю творчество мастеров XVII века — эпохи расцвета европейской живописи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….. 3
Глава I. Краткая биография художника. Ранние работы.…………….….. 5
1.1. Начало творческого пути …………………………….….….……. 8
1.2. Графика в творчестве Гойя ..…………….……….………………. 9
Глава II. Карьера при дврое ………………………………………………… 12
2.1. Новый этап жизни ………………..……………………………….. 15
2.2. Вторжение французов в Испанию ……………..…….…………… 19
Заключение …….……………………………………………………………. 25
Список использованной литературы ………..……………………………... 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.70 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….…..   3          

Глава I.   Краткая  биография  художника. Ранние работы.…………….…..  5 
      1.1.    Начало творческого пути …………………………….….….……. 8 
      1.2.    Графика в творчестве Гойя ..…………….……….………………. 9

Глава II.  Карьера при дврое ………………………………………………… 12 
      2.1. Новый этап жизни  ………………..………………………………..  15

      2.2. Вторжение французов  в Испанию ……………..…….……………  19

Заключение  …….…………………………………………………………….  25

Список использованной литературы  ………..……………………………...  26

 

 

 

Введение

 

В Испании XVIII столетия, еще не расставшейся с феодализмом, всячески подавлялась национальная самобытность искусства. Ко двору привлекались в основном  иностранные художники, и даже главой Академии искусств Сан Фернандо, учрежденной в Мадриде в 1774г., был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. Влияние Менгса, с одной стороны, и работавшего при мадридском дворе в 1767-1770гг. Дж. Тьеполо – с другой, было определяющим для испанских художников в этот период. Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи. Как Давид во Франции, Гойя с его художественным мировоззрением, с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романизма.

     Работы великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытка раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романтиками в середине прошлого столетия. В 1842 году Теофиль Готье посвятил ему до сих пор не утратившую интереса статью. Вместе с ней был опубликован первый, еще весьма приблизительный каталог эстампов Гойи, составленный друзьями Делакруа Эженом Пио и Фредериком Вилло.

Наиболее сильное влияние оказало на Гойю творчество мастеров XVII века — эпохи расцвета европейской живописи. Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта.

Творчество выдающегося испанского мастера Ф. Гойи развивалось в  сложных условиях, связанных с бурными событиями истории: Великой французской революцией, национально-освободительными войнами с Наполеоном, народными восстаниями. И художник выразил это в своем искусстве, создав произведения, проникнутые подлинно национальным духом. Развитие его творчества шло по пути наполнения художественных образов социальным пафосом, к правдивому отображению сцен народной жизни, к острой критике современного ему общества.

Уже ранние портреты, эскизы к шпалерам для королевской шпалерной мастерской показали великолепное живописное мастерство Гойи, его умение остро видеть действительность.

Но все здесь свидетельствует  об одном: Гойя ненавидел социальное зло, боролся с невежеством, ханжеством, выступая против угнетения народных масс.

Гойя опрокидывает все предрассудки сословного общества; он оценивает потенциальные возможности личности, невзирая на ее официальное положение, не испытывая почтения к сану и рангу. И чем дальше, тем все очевиднее идеалом его становится та «святая вольность», которую обожествляли первые романтики. Новый, появившийся в эпоху французской революции человек свободного волеизъявления и дерзостного самоутверждения раньше всего заявил о себе у Гойи именно в портретной живописи.

Гойя вошел в историю искусства  как живописец, отрицающий классические правила композиции, сумевший показать человеческие существа вне окружающей среды. Художественное восприятие мира художника предвещает живопись сюрреализма.

 

 

 

 

 

Ранние работы и жизнь  художника

 

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, величайший художник Испании, родился 30 марта 1746 года в городе Фуэндетодос, что в провинции Сарагоса. В это время его родина, некогда владевшая почти полмиром, давно уступила первенство на политической и экономической арене другим европейским странам.

Франсиско происходил из семьи ремесленника-позолотчика. До наших дней сохранился официальный  акт о смерти его отца с лаконичной припиской: «не завещал ничего, ибо  нечего было завещать». Матерью его  была дочь разорившегося идальго, из тех, кто, как писал Сервантес, «имеет родовое копье, древний, щит, тощую клячу и борзую собаку».     

Рассказы о молодости Гойи очень  похожи на легенды. Однажды в Сарагосе за ним охотилась инквизиция, потому что дракой в день церковного праздника он оскорбил святыню. Он бежит в Мадрид. В столице Франсиско как-то нашли на улице истекающим кровью, с ножом соперника в спине. Позднее он скитался по Испании вместе с бродячими тореадорами. 
   При том рано обнаружились необычайные художественные способности Франсиско, поэтому юноша был определен в 1760 году учеником сарагосского живописца и «ревизора благочестия» Святой инквизиции Хосе Лусано Мартинеса.

Известен такой случай: в детстве  великий испанский живописец  Франсиско Гойя однажды изобразил  Деву Марию с синими усами, а старого Иосифа с трубкой в зубах, за что тут же понес суровое наказание

Он начал учиться в родном городе Сарагосе, дружил с семейством Байе и в середине 60-х годов переехал в Мадрид, где уже работал старший из братьев Байе – Франсиско, ставший учителем Гойи.

В то время в художественном мире Мадрида царило большое оживление. Карл III, вошедший на престол в 1759 году, употреблял большие усилия на поднятие искусства, которое он считал важнейшим  мотором в процветании промышленности, Экономный во всем прочем, но щедрый в тех делах, которые он считал нужными для блага государства, умный король не щадил при этом средств. Не находя среди испанцев достаточно сильных мастеров для своих грандиозных целей, он обратился к лучшим иностранным художникам — к Джованни Тьеполо и к Рафаэлю Менгсу.

Первое пребывание Гойи в Мадриде  протянулось приблизительно до 1766 года, Точных сведений об этом пребывании не сохранилось, но, по всей вероятности, как раз в это время Гойя окреп в технике, приглядываясь  к работам художников, занятых при дворе, и образовал свой вкус на изучении старых мастеров, которыми были так богаты королевские и частные собрания Мадрида,

Покинуть столицу заставил его, как рассказывают, случай, находившийся, вероятно, в связи с одним из бесчисленных любовных похождений этого страстного человека.

Из портового города Гойя отправился в Рим, но опять-таки и относительно его пребывания в Риме ничего не сохранилось верного. Лишь легенда  сохранила воспоминания о бесчисленных его похождениях, Обстановка здесь была наиболее подходящая для любовной авантюры.

Там Гойя совершил дерзкий  налет на женский монастырь в  Риме, чтобы выкрасть оттуда прекрасную итальянку. За этим последовала дуэль, в которой победил Гойя, и любовная связь с украденной итальянкой.

Вечный город был тогда центром  всяких увеселений, всякого разврата. Художники всех стран чувствовали  себя там как дома, и слабая папская  полиция не в силах была бороться с этими космополитическими бандами, Два характерных случая из цикла  анекдотов о Гойе достойны быть отмеченными,

Желая сохранить память о своей  отваге, он, рискуя сломать себе шею, пролез к самому скату купола св. Петра и там выгравировал свое имя. По-прежнему невоздержанный в своих  страстях, он пробрался ночью в  монастырь, чтобы похитить из него любимую девушку, и за эту неудавшуюся авантюру чуть не поплатился головой, если бы не заступничество испанского посланника, выхлопотавшего Гойе «разрешение бежать» из папских владений.   

В 1771 году Гойя побывал в Италии, где в Пармской академии удостоился второй премии за картину «Ганнибал, взирающий с высот Альп на итальянские земли».

В этом же году Гойя возвращается на родину в Сарагосу, и начинается профессиональный творческий путь мастера. Гойя развивается  медленно, его яркая индивидуальность полностью себя выявила только к сорока годам. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, исполненными, несомненно, под влиянием Тьеполо, работы которого Гойя вполне мог видеть в Мадриде.

 

 

 

 

 

 

Начало творческого пути художника

 

В 1775г. Гойя женится на Хосефе Байе. Брак этот не был вполне счастливым как вследствие любовных похождений неисправимого Гойи, так и благодаря тяжелому характеру Хосефы. К тому же супруга Гойи расходилась с мужем во взглядах на искусство, Это не помешало чете иметь детей, из которых, впрочем, лишь один пережил своих родителей. Они уезжают в Мадрид, где Франсиско получает большой заказ на картины для шпалер, работа над которыми, по сути, продолжалась до 1791г. Гойя выполнил в общей сложности 43 эскиза. Первые его эскизы пространственны и «картинны», но художник быстро усваивает требования производства – перевод картона в полосу коврового тканья. Обычно заполняющего пространство между окнами. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции. Жизнь улицы, игры и празднества, драка перед деревенским трактиром, фигуры нищих, контрабандистов, разбойников нападающих на знатных путешественников, - самые демократические мотивы находит Гойя возможными для украшения королевских зал. «Игра в жмурки» 1791. безупречно по сочетанию белых, красных, желтых, темных пятен.

«Завтрак на берегу Мансанареса» (1776), «Маха и ее поклонники» (1777), «Слепой гитарист» (1778), «Продавец посуды» (1779), «Игра в пелоту» (1779), «Раненый каменщик» (1786), «Деревенская свадьба», (1787), «Майский праздник в долине Сан-Исидоро», 1788), В пластическом и линейном ритме, в колористическом решении эти картины для шпалер ближе всего стилю рококо. Они жизнерадостны, в изображении быта, пейзажа. Народных типов много чисто национальных черт.

 

 

 

Графика в творчестве Гойя

 

В эти же 70-е годы Гойя начинает заниматься графикой и в гравюре  избирает технику офорта. Первым мастером, которого начал копировать в гравюре  Гойя, был Веласкес, отныне и навсегда его постоянный предмет изучения и культа.

О гравюрах Франсиско Гойи "Капричос" и "Бедствия войны" написано немало. Есть серьезные исследования, детально прослеживающие судьбу того или иного образа. Гойя оставил подписи к большинству своих гравюр, и историки искусства рассматривают их как своеобразные комментарии. Но не следует забывать, что подобные тексты у художников иногда служат не для раскрытия смысла произведения, а для известного рода маскировки. Очень, казалось бы, невинная подпись Гойи - сказочного характера или в виде обычной шутки - скрывает большой политический смысл.

Каждую гравюру Гойи пронизывает  беспощадной остроты сарказм: в  каждой фантасмагория соседствует  с подлинным реализмом, который  характерен для всего испанского искусства. Перед нами не просто ведьмы, летящие на шабаш, не просто тупоголовые бездельники, внимающие птице, не просто герой известной сказки "молодой дурак тащит на себе осла"... Все они имеют второй, скрытый смысл.

В числе эрмитажных гравюр - "Ленивцы". Она изображает человекообразные существа, у которых вместо голов плохо сколоченные деревянные сундуки, и каждый из них заперт тяжелым замком. А среди этих "красавцев" главенствует фигура с ослиными ушами и завязанной мордой..

Да, должно быть, вопреки подписи, эта  гравюра говорит отнюдь не о ленивых  и тупых людях, а скорее о сквалыгах, богачах, заперших свои чувства на замок, потому что эти чувства могут помешать извечной борьбе за золото.

Ведьмы, летящие на шабаш, и ведьмы прихорашивающиеся, чудовища,  пожирающие друг друга, страшные фигуры в капюшонах - все это не простая и простодушная насмешка над суевериями или верованиями своих соотечественников. Нет, это сама действительность, сама страна, превращенная в огромный каземат или сумасшедший дом. Не случайно ведьмы на офорте Гойи похожи на светских дам, а история о мужике, который тащит на себе осла, заставляет подумать о народе, на плечи которого взгромоздилась целая свора угнетателей!

Серия открывается автопортретом  Гойи, в котором нет следа ухарства и горячности, свойственных художнику  в молодости, – пишет К.В. Мытарева. – Большая тяжелая голова, мрачное немолодое, полное сарказма лицо, настороженный взгляд глаз, смотрящих из-под нависающих век, – это уставший, много передумавший и многое понявший человек. Трезво и внимательно посмотрев на мир, он увидел царящие в нем ложь, ханжество, тупость, суеверие и, воспылав негодованием, запечатлел их. Не давая сюжетной связи между отдельными листами, прибегая к иносказанию, органически сплетая воедино фантастическое и реальное, мастер создал сатиру на общество, зло посмеялся над церковью и высшим светом, человеческими слабостями и пороками.

Целый ряд листов посвящен современным  нравам. На одном изображена, например. Женщина в маске, подающая руку уродливому жених. Кругом шумит толпа людей  тоже в масках (надпись: «Они говорят  да и отдают руку первому встречному»). Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Молодая женщина. В ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Целый ряд листов – сатира на церковь: благочестивые прихожане молятся дереву, обряженному в монашескую рясу; попугай проповедует что -  то с кафедры ( Какой златоуст).

Для передачи страшной реальности Гойя сознательно пользовался не реалистическим, а аллегорическим языком. Это не исключало намеков самого конкретного значения. Эзоповым языком, в форме басни. Притчи, сказания, он наносил меткие удары двору и обществу.

Гойя был гуманистом в нашем  понимании. Ему были близки идеи французской  революции и ненавистен захватнический пафос французской буржуазии. Король называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли. Художнику не раз грозили расправой представители святой инквизиции. Но он оставался смелым и решительным человеком, готовым отстаивать свои права и свои взгляды.

Информация о работе Творческий путь Ф.Гойя