Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:14, реферат
Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.
Введение........................................................................................................... 2
1. Раннее творчество Д. Г. Левицкого............................................................ 3
2. Расцвет творчества художника................................................................... 5
3. Поздний период творчества...................................................................... 11
Заключение.................................................................................................... 14
Список литературы....................................................................................... 15
3. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
В конце 80-х — начале 90-х годов новое появляется и в интимных портретах Левицкого. В эти годы он написал ряд полотен, в которых нейтральные фоны, типичные для его прежних интимных портретов, заменяются, не без влияния идей сентиментализма, пейзажными, не получивших, однако, того значения для характеристики модели, как в произведениях В. Л. Боровиковского или позже О. А. Кипренского.
В полотнах этих художников чувства потретируемого как бы одушевляют природу. Человек и пейзаж, его окружающий, проникнуты единым настроением, что очень повышает эмоциональную выразительность образа. В поздних работах Левицкого, таких, как портреты Н. И. Новикова, баснописца И. И. Дмитриева, художника И. Гауфа, отличающихся большой выразительностью и высокими художественными достоинствами, этого эмоционального, образного единства нет. Существует только смысловая, аллегорическая связь между портретируемым и фоном, на котором он показан, что во многом является обращением к уже пройденному самим художником этапу развития искусства портрета.
Среди поздних произведений Левицкого очень важен, интересен и значителен портрет Н. И. Новикова. Новиков представлен на фоне тревожного облачного неба. Этот фон может вызвать у нас самые общие ассоциации со сложной, трагически сложившейся судьбой Новикова или быть истолкован как выражение его неколебимой веры в победу света над тьмой, просвещения над невежеством. Это, конечно, расширяет возможности толкования образа. Но изображение Новикова само по себе настолько глубоко и содержательно, что не нуждается в дополнительных комментариях, а кроме того, в портрете все-таки нет органической внутренней связи между человеком и тем, что его окружает. Напряженное, взволнованное звучание фона не передается самому портретируемому. Он спокоен и сдержан.
При первом же знакомстве с портретом Новикова возникает ощущение живого общения с человеком, запечатленным на полотне. Кажется, что непосредственно к каждому из нас обращены внимательные глаза Новикова, разъясняющий жест руки. Простота и естественность выражения — вот что подчеркивает художник в этом образе. Но, тем не менее, мы сразу же чувствуем всю необычайную значительность человека, изображение которого мы видим перед собой.
Творчество Левицкого, его
мировоззрение, его понимание задач
искусства в силу замечательной
одаренности и удивительной чуткости
мастера к запросам современности
вобрали в себя почти все лучшее
и прогрессивное (особенно если это
касалось понимания ценности человеческой
личности), что выработали к этому
времени передовая
В портретах Левицкого
просветительские представления о
прекрасном и гармонически развитом
человеке находили воплощение в образах
живых, исполненных неповторимого
своеобразия. Левицкий, как никто
другой среди его современников
— художников, умел соединить поэтичность,
эмоциональную приподнятость
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство Левицкого не сразу стало высшим выражением идейных и художественных исканий своего времени. Художник прожил долгую жизнь, в течение которой создал большое количество очень отличающихся друг от друга произведений.
Творчество его постоянно развивалось, изменялось, обогащалось, и прежде всего на протяжении того двадцатилетия (70— 80-е годы), которое представляет период расцвета его деятельности.
Творчество Левицкого
представляет собой один из важнейших,
значительнейших этапов сложения русской
национальной портретной школы. Его
работы, являющиеся органической частью
культуры XVIII века, соединившие в
себе и сильные и ограниченные
ее стороны, несут в себе такие
присущие произведениям последующих
поколений отечественных
Острота восприятия действительности,
большая и крепкая
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). – Л., 1985.
2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998.
3. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998.
4. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994.
5. Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. – СПб., 1996.
6. Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7. С. 61-68.
7. Столбова Е.И. Д.Г. Левицкий и масонство // Д.Г. Левицкий. 1735—1822. Сборник научных трудов. — М.: ГРМ., 1987.
8. 50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970.
9. http://www.abcgallery.com/L/
http://rusportrait.ru/gal5/