Творчество Петра Ильича Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла.
В музыке Чайковского всегда звучит жизнь русского человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой и отчаянием. И самое главное, что любой слушатель может сказать о музыке Петра Ильича Чайковского - о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.
Пётр Ильич Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из этих жанров он сказал свое новое слово гениального художника.

Содержание

Введение……………………………………………………….….….3
Глава 1. Биография………………………………………………..… 4
Глава 2. Творчество Петра Ильича Чайковского……..……..…… 8
2.1. Чиновник или музыкант?............................................................ 8
2.2. Без творчества нет жизни …………………………………….12
2.3. На вершине ……………………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………….16
Список литературы ………………………………………………....18

Вложенные файлы: 1 файл

чайковский 1.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История экономики и экономических учений

ТЕМА:  «Первоначальное накопление капитала и его особенности в разных странах»

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 1 курса

ФЭФ п. 34

Гусева Ольга Вячеславовна

Проверил:

 

 

 

г.Урень

год 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ………………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«…Нет другой дороги, как  музыка»

Петр Ильич Чайковский всемирно известный русский композитор, большой патриот своей Родины, который жил  в 1840-1893г.

«Вы самый большой  талант современной России. Более  мощный и оригинальный, чем Балакирев, более возвышенный и творческий, чем Серов, неизмеримо более образованный, чем Римский – Корсаков,..» - писал  Герман Августович Ларош в своём  письме Чайковскому.

Среди русских композиторов-классиков  живших в России  в конце девятнадцатого века можно выделить имя Петра  Ильича Чайковского. Его имя дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают  и волнуют всех людей не зависимо от профессии и национальности,  и музыкантов-профессионалов, и широкого слушателя.

 Все своё  творчество Чайковский посвятил  человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла.

В музыке Чайковского всегда звучит жизнь русского человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой и отчаянием. И самое главное, что любой слушатель может сказать о музыке Петра Ильича Чайковского -  о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.

Пётр Ильич Чайковский писал  почти во всех жанрах, и в каждом из этих жанров он сказал свое новое  слово гениального художника.

Однако, пожалуй самым любимым  для него музыкальным жанром была опера. Можно уверенно сказать, что  в ней Чайковский явился подлинным реформатором. Его  опера «Кузнец Вакула» получила первую премию на конкурсе Русского музыкального общества.

Оперу композитор представлял себе как самый демократичный жанр. «Опера, — писал он, именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой...». В центре оперного действия, по мнению Петра Ильича — всегда находятся простые человеческие чувства и переживания. Он считал, что только опера  даёт композитору средство сообщаться с массами публики. Он утверждал, что только опера делает автора (композитора) при благоприятных обстоятельствах достоянием всего народа.

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ

25 апреля 1840 года на Урале в  небольшом городе Воткинске, в  семье горного инженера родился Петр Ильич Чайковский. Его отец работал там директором завода.

Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки  маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле». Он всегда был неразлучен с музыкой. «Никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен.»

 Вспоминая о детстве, Чайковский  писал позже: «...я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки...».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург.

В десять лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих.

 Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также много импровизировал. Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:

Ты помнишь, как, забившись  в музыкальной. Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе  идеальной – Искусство было наш кумир...

Окончив в 1859 году Училище  правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции.

Осенью 1859 года Петр Ильич  поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.

В начале 60-х годов  Чайковский с увлечением изучает  теорию музыки, а в 1862 году поступает  в только что открытую Петербургскую  консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.

В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов – Н. Зарембы и А. Рубинштейна, изучает свою любимую с детства флейту у профессора Цезаря Чиарди – знаменитого итальянского флейтиста – виртуоза, который не только преподавал в консерватории, но и был солистом оркестра Итальянской оперы в Петербурге.

В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью  и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории.

Свою первую симфонию написанную в 1866 году, Чайковский назовёт «Зимние грёзы».

Во время своего проживания в Москве, он знакомится с выдающимися  русскими музыкантами, литераторами и  артистами. Среди них драматург  Островский музыкальный писатель Достоевский, артисты Малого театра.

Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин.

Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинение  музыки, а также выступает на страницах  газет и журналов в качестве музыкального критика.

 В своих статьях он горячо  поддерживает талантливых молодых композиторов—Балакирева, Римского-Корсакова, Грига.

За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии, другие пьесы для оркестра, первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы — «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

Переломным в жизни  Чайковского оказался 1877-й год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка этих лет, постоянное переутомление.

В конце 1877 года друзья отправили  его за границу. И все жe  только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса.

Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая». И окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в этот год Петр Ильич закончил два своих великих произведения — оперу  «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

С конца 70-х годов Чайковский совершает  много поездок за границу, выступает  как дирижер. Знакомится там со многими  зарубежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне.

В летнее время он подолгу живет  на Украине, в Каменке, в имении своей старшей сестры А. Давыдовой.

 С триумфом проходят симфонические  концерты под его управлением  в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне.

В 1891 году Чайковский побывал в  Америке, в 1893—в  Англии, где ему  присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета.

 Активное участие принимает  Чайковский и в русской музыкальной  жизни. В 1885 году его избирают  одним из директоров Московского  отделения Русского музыкального  общества.

В последнее десятилетие жизни  он создает свои гениальные пятую  и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» и многое другое.

Наиболее значительные по замыслу  произведения Чайковского этих лет  отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха; когда всякое проявление свободной мысли преследовалось и душилось.

 Находясь за рубежом, Чайковский писал брату: «...в России теперь что-то неладное творится... В здешних газетах уже давно печатаются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то

живее и больнее сознавать настоящее  положение дел у нас и часто  испытываю серьезную гражданскую  скорбь, читая о том, что у нас  творится...».

Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу.

Настроения и переживания русской  интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения.

 Но наряду с тем были  созданы и такие произведения, как лирически светлая опера  «Иоланта», балеты «Спящая красавица»  и «Щелкунчик», первая и вторая  симфонические сюиты, «Серенада  для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».

Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой  — в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная  творческая работа. «Вдохновенье—гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают», - писал он.

 День композитора отличался  строгим распорядком, от которого он никогда не отступал.

Умея ценить время, Чайковский выработал  высокую культуру и дисциплину труда.

16 октября 1893 года Чайковский  дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой  симфонии, а в ночь с г 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.

«Я желал бы всеми силами души, - писал Чайковский, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского  своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.

В музыке Чайковского  каждый человек  может узнать себя, свои мысли, переживания  и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.

Музыка Чайковского оказала  плодотворное действие на композиторов, творивших вместе с ним, или пришедших  в музыку позднее. Одним из таких  композиторов был Сергей Прокофьев.

Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры XIX века – вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО

2.1. Чиновник или музыкант?

«Не подумай, что я  воображаю сделаться великим  артистом, просто я хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей», - писал П.И. Чайковский сестре.

На Малой садовой  улице, против нынешнего Дома радио, есть большое здание. До 1917 года весь этот дом и соединенный с ним выходящий на Итальянскую улицу особняк Шувалова, занимал департамент министерства юстиции. Сюда, в первое распорядительное отделение, и был назначен Петр Чайковский сразу после окончания училища. Впоследствии его произвели в коллежские асессоры, а затем, в надворные советники.

Петр Ильич служил в “Столе прошений” и составлял  доклады и проекты решений. Дела, которыми приходилось заниматься Чайковскому, были, главным образом, крестьянские, ими вообще тогда завалили министерство.

В 1861 году была проведена  крестьянская реформа, отменено крепостное право.

“В воскресенье объявлена  свобода. Я нарочно ходил в  приходскую церковь, чтобы видеть впечатление, которое манифест произведет на мужичков,” - писал Чайковский сестре.

Наступал вечер, кончались служебные  часы, и Чайковский становился светским молодым человеком. Прогулки по Невскому и Летнему саду, рестораны и  встречи со знакомыми. Он бывал в  Итальянской опере и на французских  спектаклях в Михайловском театре; посещал Александринку, там шли пьесы классического репертуара и водевили с участием Каратыгина, Мартынова, Самойлова.

От своего двоюродного брата  Чайковский узнал, что существуют классы теории музыки.

Итак, Петр Ильич Чайковский стал посещать классы Русского музыкального общества (РМО), которые помещались в нижнем этаже левого крыла Михайловского дворца (там, где сейчас Русский музей).

Первое время Чайковский занимался  в классах довольно небрежно. На легкомыслие молодого человека обратил внимание Антон Григорьевич Рубинштейн. Рассказывают, что он поговорил с молодым музыкантом достаточно решительно и предложил Чайковскому ”или учиться усердно или покинуть классы”. С того дня Петр Ильич начал заниматься с большим упорством, которое не покидало его всю жизнь.

8 сентября 1862 года в Петербурге  открылась консерватория (в то  время она называлась музыкальным  училищем). Одним из первых учеников  стал Петр Чайковский, решивший  окончательно посвятить себя  музыке, на что его дядя, Петр Петрович, отреагировал так: ”А Петя-то Петя! Какой срам! Юриспруденцию на гудок променял!”

В консерватории он занимается у  А. Рубинштейна (сочинение и инструментовка), у Н. Зарембы (контрапункт и формы), одновременно обучается игре на флейте у знаменитого в то время Чезаре Чирарде и на органе у Генриха Штиля.

В 1861 году, будучи чиновником Министерства юстиции, Чайковский подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию и осенью 1862 года он становится ее учеником. В течение года Петр Ильич совмещал службу в министерстве и музыкальные занятия, но уже в мае 1863 года он отказался от жалования и штатного места, но остался “причисленным к министерству”, то есть он мог вернуться в должность при необходимости.

Информация о работе Творчество Петра Ильича Чайковского