Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является создание декоративной композиции – «Сказки древних индейцев», состоящей из двух декоративных сосудов и тарелки, объединенных единым орнаментальным мотивом.
При выполнении курсовой работы был поставлен ряд задач:
- выбрать тему курсового проекта;
- на основе аналогов и прототипов разработать эскизы;
- выполнить композицию в материале, применяя свои знания и умения, полученные в процессе обучения;
- пополнить свои знания в области истории орнамента и истории культуры древних индейцев;
Введение…….…………………..................................................................3
Глава 1. Краткие сведения о керамике…………..………………………5
История керамики……….…………………………………….5
Основные виды керамики.…...………………………………12
Виды декорирования керамики….…………………………..14
Глава 2. Поиск художественного образа……………………………….23
2.1 Обоснование выбора темы……….……………..……………23
2.2 Эскизирование…..………………………….…………………………………….. 25
Глава 3. Технология создания керамической композиции…....……27
3.1 Приготовление глиняного сырья…………..………………...27
3.2 Инструменты и приспособления…………...………………..28
3.3 Изготовление изделия в материале ………...……………….28
3.4 Декорирование………………...………………………………30
3.5 Сушка изделия……………………………………………...…31
3.6 Обжиг……………………………....…………………………..31
Заключение...……………………………………………………………..33
Список литературы...……………………
Томление (чернение)
Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали «синюшками». Искусством изготовления синюшек особо славились в старину ярославские гончары. Небольшие керамические изделия с лощением, например всевозможные коробочки, бусы, броши, шахматные фигурки с успехом томились в любой печке. Глиняные изделия помещали в консервную банку, переложив их старыми тряпками. Закрывали крышку и замазывали щели глиной, оставив лишь крошечное отверстие для выхода газов. Банку устанавливали в топке печи так, чтобы ее не задевали дрова. После того как печь будет вытоплена и жар несколько спадет, банку доставали из печи и открывали. Извлеченные из нее глиняные изделия обычно имели глубокий черный цвет, а блестящие поверхности отливают синевой.
Инкрустация - способ декорирования - несквозное
вырезание узоров на поверхности, которые
заполняют окрашенными массами, ангобами,
глазурями.
Каннелюры - орнамент
из широких насечек или желобков.
Ложный рельеф - форма выемчатого или штампованного
орнамента в керамике, предусматривающая
удаление или вдавление глины с поверхности
сосуда в двух рядах, окаймляющих треугольники.
Зигзаг между этими рядами кажется рельефным,
хотя в действительности он не выше, чем
поверхность сосуда в других местах. Мотив
был широко распространен в древности.
Шнуровой орнамент -
широко распространен в керамике, наносится
на поверхность сырой глины при помощи
перевитого шнура. Иногда шнур обвязывался
вокруг палочки. Таким образом выполнялись
узоры (Питерборо). Отпечатки шнура могли
заменять нарезной орнамент, иногда шнуровым
орнаментом покрывалась вся поверхность
сосуда (шнуровая керамика, некоторые
разновидности кубков).
Штампованный орнамент - орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким-либо предметом. Частным случаем является штамп, когда рисунок предварительно вырезается на дереве или кости, а отпечаток затем переносится на поверхность сосуда. Промежуточным звеном являются отпечатки природных объектов, например птичьих костей или зазубренных морских раковин. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным припудриванием одной или более красками.
Штампы с контррельефом - чаще всего рельефные узоры наносятся на изделия с помощью всевозможных штампов с контррелъефом. Штампы вырезаются из глины, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева, гипса и линолеума. Работая над кантррельефом надо помнить о том, что каждое углубление в штампе будет строго соответствовать выпуклой части будущего рельефа: чем глубже углубление, тем выше рельеф. После выполнения резьбы глиняный штамп сушат и обжигают.
Контррельеф на глине можно
получить и более простым способом,
Декорирование по утилю:
Роспись ангобами. Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны, с добавлением в нее цветных керамических пигментов. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный цвет. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.
Пастилаж, фляндровка, мраморизация
Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами:
- пастилаж,
- фляндровка
- и «мраморизация».
Пастилаж. В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой (рис. 63).
Фляндровка. Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами.
Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.
«Мраморизация». Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз (рис. 66).
Крытье сплошное –
это покрытие корпуса изделия равномерным
слоем краски; полукрытье – цветная полоса
шириной 20 мм и более; нисходящее крытье
– это крытье с постепенным переходом
от сильного тона краски к слабому; при
крытье с прочисткой в краске прочищен
узор.
Негативная роспись -
техника орнаментации керамики, применявшаяся
во многих районах Америки. Рисунок наносился
на поверхность сосуда при помощи воска
или глины, затем сосуд окуривался или
погружался в черную краску, которая не
могла проникнуть через защитный слой.
Когда воск или глина удалялись, рисунок
получал первоначальный цвет на черном
фоне. Аналогичный метод окрашивания с
применением воска мог использоваться
и для тканей.
Отводка - вид
декорирования росписью, при котором на
изделие, имеющее форму тела вращения,
при помощи турнетки наносят узор в виде
узких лент, орнаментов и т.п. Декорируют
керамические изделия посредством окрашивания
массы в розовый, голубой, зеленый цвета,
нанесение декоративных глазурей (цветных,
«кракле», кристаллических, матовых и
др.), рельефными и углубленными рисунками,
но чаще всего раскрашиванием. На фаянсовые
изделия наносят также буфетную ленту
шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия
с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую
вырезной край. Эти разделки применяют
самостоятельно или в комбинации с другими.
Декорирование по
глазурованной поверхности:
Кракелюр - (франц. craquelure), трещина красочного слоя как в произведениях масляной живописи.
Кракле - вид глазури, покрытой сетью
волосяных трещин, часто окрашенных по-иному,
чем основная глазурь. Получают путем
втирания керамических пигментов в трещины,
образующиеся в результате цека на глазури,
и последующего обжига. Иногда ограничиваются
окрашиванием трещин органическими красителями.
Шелкография –
это одно- или многокрасочный рисунок
с тонкими и точными штрихами. Получают
его продавливанием краски через шелковый
трафарет-сетку.
Глава 2. Поиск художественного образа
Издревле человек стремился к красоте. Это стремление привело к появлению подлинных образцов прикладного искусства. Многие интерьеры были бы скучны и безлики без причудливых скульптур, живописных полотен, изысканных ваз, которые радуют взгляд, украшают, оживляют, приносят особый колорит в дизайн помещения.
2.1 Обоснование выбора темы
2.2 Эскизирование
Эскизирование – это непростой и длительный процесс, проходящий после того, как была выбрана тема композиции. Самым сложным моментом на этом этапе является понимание художником того, что он хочет видеть в конце работы. Именно на этапе эскизирования происходит воплощение идеи автора, его мыслей и задумок. Чем лучше художник представляет свои задумки, тем быстрее происходит разработка и утверждение эскиза.
Эскизирование можно разделить на три основных этапа
- выбор темы проекта, предпроектное исследование;
-проектирование формы изделия и декора;
-расчет габаритных размеров изделия; выполнение эскиза в полигамном цветовом изображении.
Выбор темы проекта, его стиля, цвета, объёма.
На этом этапе художник детально продумывает все возможные элементы эскиза. Непосредственная разработка эскиза. После того, как направление работы выбрано, начинается дальнейшая разработка эскиза.
На основе изучения темы, аналогов и прототипов происходит выбор основных объемов, пропорций, декора.
На завершающем этапе эскиз уточняется, приходит к наиболее гармоничному состоянию. В зависимости от необходимости применения цвета в композиции разрабатываются различные цветовые сочетания, из которых выбирается наиболее удачное. Для композиции курсового проекта были выбраны два сосуда различной формы и тарелка (Прил. 5.; 6.), выполненные в едином стилевом решении, объединены орнаментальным мотивом, и композиционно дополняют друг друга.
-
Глава 3. Технология создания керамической композиции.
Процесс изготовления керамических изделий состоит из нескольких этапов: подготовки глины, приготовления массы, формования изделий, декорирования, обжига и глазурования.
Природа богата глинами почти любого цвета: желтовато-коричневыми с краснотой, серовато-белыми с пропадающей голубизной, зеленовато-бурыми в черноту. При обжиге простая глина, имевшая зеленоватую или голубоватую окраску, благодаря примесям растительного характера, приобретает свой настоящий цвет, т.е. желтоватые, розоватые или красноватые тона.
Глины, содержащие мало песка называются "жирными", если песка много, то глины "тощие". Чересчур "жирную", пластичную глину формовать нелегко. Сделать её "тощей" помогают песок, шамот, керамический бой. На необычной пластичности пропитанной водой глиняной массы основано все керамическое искусство. Из этой массы, послушной легчайшему нажиму человеческой руки, возможно, пользуясь самыми примитивными орудиями производства, изготавливать сложнейшие изделия. Весь успех в керамическом производстве зависит от добротности глиняной массы, от ровности и чистоты её консистенции.
Предварительно небольшой кусок глины, при необходимости, рекомендуется обжечь и по цвету, приобретенному ею после обжига, определить, какая это глина - беложгущаяся или красножгущаяся. Бывают черные глины, которые после обжига становятся абсолютно белого цвета. Определив цвет глины после обжига, подготавливаем необходимое количество пластичной массы для формования изделий курсового проекта.
Глину надо разбить молотком на мелкие кусочки и замочить горячей водой в эмалированной посуде (глиняные частицы набухают, поэтому заливать нужно в два-три приема, пока поверхность глины не покроется водой на 4-5 см). В течение 8-12 часов смесь периодически перемешивают, добавляя воду. Затем массу пропускают через сито несколько раз и полученный шликер выливают на гипс, чтобы лишняя вода ушла и глина была пригодной для лепки. Готовая для работы глиняная масса напоминает тесто, легко отстает от руки, отпечаток пальца на ней получается четким, не расплывается. Глина достаточно пластична для лепки, когда на кольце свернутой из нее колбаски нет трещин. Чтобы убедиться в отсутствии в промятой глине воздушных пузырьков, нужно придать ей форму шара и разрезать его тонкой стальной проволокой. Если обнаружатся пустоты, глину следует промять снова до полного их исчезновения воздуха.
3.2 Инструменты и приспособления
Для изготовления керамических изделий применяются основные инструменты: стеки и петли. В процессе работы понадобятся также банка с водой для увлажнения глины и смачивания рук, губка для удаления лишней воды, кронциркуль и проволочка с деревянными ручками для снятия изделия с турнетки. В данном проекте так же широко использовались заранее подготовленные штампы из гипса. Применялась рейки и скалка для раскатки глиняных пластов равной толщины, для нанесения декора заостренные палочки, различные фактурные материи. Для присоединения налепных деталей понадобится кисточка (для работы со шликером).
3.3 Изготовление изделия в материале
Существует несколько способов формования изделий: свободная лепка; свободное формование на гончарном круге; пластическое формование ручным оттиском в форме; пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона; шликерное литье в гипсовые формы. При изготовлении керамических изделий сложной конфигурации часто комбинируют способы формования. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном со шликерным литьем широко распространено при изготовлении чайников, чашек, кувшинов и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и приставных деталей.
Информация о работе Технология создания керамической композиции