Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:04, шпаргалка
Основные вопросы и ответы
Формообразование.
Замкнутая композиция – такие изображения вписываются в раму так, чтобы оно не стремилось к краям, а замыкалось само на себе. Взгляд переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, т.е. стремится с любого места композиции к ее центру. Все композиционные элементы тесно связаны меду собой, пластически компактны. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины или это большое открытое пространство, в которые погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае оно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием неизображенной частью. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или скольжению по спирально-расширяющейся траектории. Она может быть сложной, но в итоге уходящей от центра. Не редко и сам центр отсутствует, вернее композиция складывается из множества равных мини-центров, заполняющих поле изображения. Симметричная композиция – ее основная черта – равновесие. Оно же является и базой целостности. Симметрия стремится к устойчивости. Она гармонична. Асимметричная композиция – не содержит оси или точки симметрии, формотворчество здесь свободнее, но асимметрия не снимает проблемы уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях уделяется особое внимание уравновешенности как предметному условию грамотного построения. Статичная композиция- устойчивое, неподвижное, часто симметрично-уравновешенные, композиции – спокойны, молчаливы, вызывают впечатления самоутверждения, несут в себе иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию. Динамичная композиция – внешне неустойчива, склонная к движению, асимметрии, открытости, прекрасно отражает наше время с его культом скорости. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность.
Фронтальная
(плоскостная) композиция – заполненность
изображением всей плоскости листа. Такая
композиция не имеет осей и центра симметрии,
не стремится стать компактным пятном,
не имеет ярко выраженного одиночного
фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет
целостность композиции. Фронтальная
композиция часто используется при создании
декоративных произведений (ковров, росписей,
орнаментов тканей, а так же в абстрактной
и реалистической живописи, в витражах,
в мозаике). Эта композиция тяготеет к
открытости.
Отличие
объёмной композиции от остальных форм
в том, что восприятие произведения
происходит последовательно из нескольких
точек наблюдения в различных
поворотах. Она включает в себя новое
качество – протяжённость во времени;
она рассматривается с разных сторон,
не может быть охвачена единым взглядом
полностью. Исключение – рельеф, как промежуточная
форма, в которой объёмная светотень играет
роль линии и пятна. Объёмная композиция
чувствительна к освещённости, где основную
роль играет не сила света, а его направленность.
Рельеф должен быть освещён скользящим,
не лобовым, светом, но этого мало, надо
ещё учитывать, с какой стороны должен
падать свет, т. к. от смены направления
теней, вид произведения совершенно меняется.
Объёмную композицию создаёт автор, а
завершает её освещённость.
Пространственная
композиция строится из объёмных художественно-декоративных
элементов, каким-либо образом расположенных
в пространстве. 1)сценическая композиция
(декорации, бутафория, мебель и т. д.); 2)ритмическая
организация групп в танце (цвет и форма
костюмов); 3)выставочные комбинации декоративных
элементов в залах или витринах. Во всех
этих композициях активно используется
пространство между предметами. Здесь
большую роль играет освещение. Игра света
и тени, объёма и цвета может кардинально
изменить восприятие пространственной
композиции. Нередко путают пространственную
композицию как форму с картиной, передающей
иллюзию пространства. Картина по форме
плоскостная (фронтальная) композиция.
Фронтальная
композиция часто используется при
создании декоративных произведений (ковров,
росписей, орнаментов тканей, а так
же в абстрактной и реалистической
живописи, в витражах и мозаике). Эта композиция
тяготеет к открытости. Не следует считать
плоскостную (фронтальную) композицию
только такой, в которой видимая объёмность
предметов исчезает и заменяется плоскими
цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая
картина с передачей пространственных
и объёмных иллюзий по формальной классификации
относится к фронтальной композиции (формат,
масштаб и пропорции, ритм, метр, контраст,
нюанс, цвет, композиционные оси, симметрия,
фактура, текстура, стилизация).
(формат,
масштаб, пропорции, ритм, метр, контраст,
нюанс, цвет, композиционные оси,
симметрия, фактура, текстура, стилизация.)
Нельзя называть какую-либо
Замысел
идёт от идеи, идея от вдохновения, а
вдохновение, в свою очередь, от личных
впечатлений. Даже самый простой
орнамент или ощущение от конкретного
цвета или места, полученное в какой-то
момент может послужить вдохновением,
которое рождает идею, а из этой идеи разрастается
замысел всего проекта, путём накопления
и объединения каких-либо дополняющих
элементов к замыслу. Источниками проектных
замыслов в дизайне может служить абсолютно
всё: увиденное, услышанное и почувствованное.
Макеты служат в основном для того, чтобы ясно представить будущий проект в трёхмерном виде. Масштабность макетов относительно проектов во много раз уменьшается. С помощью макета можно относительно точно увидеть, каким будет проект в законченном виде, увидеть его функциональность, эстетичности соотношение с окружающей средой.
Обучение
основам композиции – макетирование.
Было вызвано стремлением сделать
более эффективным изучение пластических
качеств формы, развить объёмно-пространственное
мышление. Чтобы уметь находить самый
простой образ, нужно научиться через
определённые упражнения развивать комбинаторные
навыки.
Материал
для макетов может
Макетирование
в пректно-исследовательских задачах
позволяет более глубоко проникнуть в
суть проекта и во взаимосвязь его деталей
между собой. Устранить некоторые недочёты,
выявленные в ходе макетирования и добавить
что-то, если при макетировании выявилась
явная незаконченность проекта, когда
«чего-то не хватает».
С помощью
принципов создаётся порядок
форм в композиции, где каждая часть
целого расположена подобающим образом
по отношению к другим частям, с
учётом их функций – гармоничная
композиция. Композиционные принципы:
ось, симметрия иерархия (подчёркнутое
выделение формы или пространства с помощью
размеров, очертаний или расположения
относительно других форм и пространств
в композиции), ритм, базовый элемент (линия,
плоскость или объём, которые своей правильностью
и протяжённостью собирают, задают измерения
одинаковой или модифицированной формы),
трансформация (этим принципом структуру,
архитектурный замысел, организацию можно
изменить отдельными манипуляциями и
перестановками, отвечая на требования
контекста или условий, без потери самоидентичности
или базовой концепции).
Сооружения
редко состоят из одного пространственного
объёма. Обычно они заключают в
себе целый ряд помещений, связанных
друг с другом по назначению, по расположению
или по направлению движения. Организация
форм пространство в пространстве (большое
пространство заключает в своём объёме
малое), взаимопроникающие пространства
(большое пространство – трёхмерное поле
для заключённого в нём меньшего), смежные
пространства (большее пространство заключает
в себе меньшее такой же формы, но иначе
ориентированной), пространства связанные
общим пространством (внутренний объём
отличается по форме от внешнего).
Вариабельность
– видоизменение зависящее от
выбора одной или нескольких функций,
методом вариации, т. е. малых изменений
второстепенных элементов, частностей
формы при сохранении того, что
является основой этой формы. Мобильность
– быстродвижущийся.
Комбинаторика
как формообразование в дизайне
заключается в том, что в одном
проекте комбинируются разные материалы
и средства формообразования. При
этом вся композиция в целом должна
оставаться целостной, органичной и пластичной.
Комбинаторика может быть и количество
комбинаций, подчинённых тем или иным
условиям, которые могут составить из
заданного конечное множество объектов
(безразлично какой природы).
Функционально-содержательное
направление в комбинаторике
– определяется прежде всего функциональным
назначением. Именно назначение диктует
качество и количество возможных
комбинаций. Содержание определяется
габаритами формы. Формально-образное
направление в комбинаторике – насыщенность
элементами, различающимися по форме,
размеру, цвету, ориентации. Элементы делятся
на две противоположные группы: позитивные,
которые воспринимаются в виде фигур и
негативные, которые составляют фон для
фигур. Формально-образные комбинации
составляются в зависимости от того, как
мы интерпретируем взаимодействие между
этими позитивными и негативными элементами
в поле зрения, не теряя своей целостности.
Форма может
трансформироваться по одному или нескольким
измерениям и сохранять свою идентичность
какому-либо классу форм (по высоте, по
ширине и т. д.). Трансформация форм
на основе дефрагментации (преображение
изъятием части объёма либо в другой класс
форм). Трансформация форм на основе присоединения
(преображение добавлением элементов
к объёму). Сохранение или изменение идентичности
формы.
В последние
годы разработано немало образцов удобных
и современных по своим формам
предметов обстановки, которые позволяют
максимально использовать кубатуру
жилого и офисного (рабочего) помещения.
Предметы дизайна должны учитывать
физические параметры человека и пространства
занимаемого им. Они должны быть рациональными,
целостными и эстетически полноценными.
Архитектурные формы и пространства заключают
в себе человеческое тело, служат его продолжением
и должны соответствовать его измерениям.
От размеров и пропорций человеческого
тела зависят размеры вещей и предметов,
которыми пользуется человек, высота и
дистанция, на которых находятся вещи
и предметы.