Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:40, доклад
Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места танцам. И хотя танцевальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии.
Ходы и движения белорусского танца
Основы белорусского танца зародились в эпоху древнерусского Киевского государства, на почве которого развились и сформировались три народа — русский, украинский и белорусский.
Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места танцам. И хотя танцевальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии.
И сегодня мы продолжаем тему белорусского танца. Рассмотрим основные движения и ходы белорусского народного танца.
Движение № 1. Основной ход в белорусском танце «Лявониха»
Исполнитель делает скользящий
широкий шаг вперед, затем два небольших
шага впред с проскальзыванием на низких
полупальцах. Выполняется ход по 6-й позиции,
с очень стремительным продвижением вперед,
колени присогнуты.
Исходное
положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
затакт И Правая нога, проскользнув
носком по полу, поднимается невысоко
вперед, колено свободно, подъем вытянут,
но не напряжен.
Раз Широкий
беглый шаг правой ногой вперед с носка
на всю ступню, колено присогнуто. Левая
нога, чуть отделившись от пола, подтягивается
к правой ноге на уровне стопы, колено
присогнуто.
И Левая
нога опускается около правой по шестой
позиции,
Два Небольшой
беглый шаг правой ногой вперед, проскальзывая
носком по полу и, опускаясь с носка на
есю ступню, колено присогнуто. Левая нога
поднимается невысоко вперед, готовясь
к следующему шагу
И Начало
беглого шага вперед с левой ноги. Движение
продолжается с другой ноги.
Стремительность хода не должна теряться при скользящих шагах, следующих за первым широким шагом, но высоких прыжков и движений из стороны в сторону в ходе быть не должно. Корпус во время хода прямой или слегка наклонен вперед. Характерно положение рук № 1, в парном исполнении — Положение № 6 (руки скрещены «перед собой»).
Движение № 2. Боковой ход с подбивкой (галоп)
Исполнитель делает боковой
шаг одной ногой, другая нога сбоку подбивает
опорную ногу и становится на ее место.
Ход выполняется на низких полупальцах
и присогнутых коленях, которые направлены
вперед и приближены одно к. другому. Удар
выполняется каблуком одной ноги о каблук
другой.
Исходное
положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Раз Боковой шаг правой ногой вправо
на низкие полупальцы, колено присогнуто
и направлено вперед.
И Левая
нога с небольшим подскоком подбивает
правую ногу ударом каблука о каблук и
опускается на низкие полупальцы на место
правой ноги, которая после подбивки слегка
отбрасывается вправо; колени находятся
близко одно от другого.
Два Боковой
шаг правой ногой вправо, как на счет «раз».
И Левая
нога подбивает правую ногу, как на счет
«раз-и».
Ход выполняется с одной ноги, правой или левой, с продвижением вправо или влево, по прямой или по кругу. Корпус прямой или чуть наклонен вперед. Руки находятся в положении № 1, в парном исполнении — в положении № 11, № 7 и др. Движение выполняется четко, легко, стремительно.
Движение № 3. Ход с отбивкой в белорусском танце
Исполнитель с ударом опускается
на всю ступню одной ноги позади другой,
после чего ‘переступает на полупальцы
другой ноги.
Исходное
положение ног: 3-я позиция, левая нога
впереди. Исполнитель стоит лицом к зрителю,
но корпус круто повернут левым плечом
вперед.
Музыкальный размер: 2/4.
Раз Правая нога, слегка отделившись
от пола, с ударом всей ступней опускается
на пол позади левой ноги, колено присогнуто.
Левая нога резко поднимается невысоко
вперед, в сторону зрителя, колено вытянуто,
подъем свободен, носок направлен в сторону
зрителя. Корпус направлен левым плечом
вперед по ходу движения и чуть отклонен
на правый бок.
И Левая
нога, не сгибаясь в колене, с ударом опускается
на полупальцы вперед по ходу движения
на расстоянии шага.
Два Правая
нога, слегка отделившись от пола, присогнутая
в колене, с ударом всей ступней об пол
подставляется сзади к левой ноге. Левая
нога резко поднимается вперед, как на
счет «раз»
И Повторение
движения на счет «раз-и».
Движение выполняется с одной
ноги (правой или левой) с продвижением
вперед. Одна нога все время присогнута
в колене, другая вытянута. Корпус направлен
правым или .левым плечом вперед и чуть
отклонен против хода движения, голова
приподнята и^шправ-лена лицом по ходу
движения.
Выполняется движение четко, легко, живо.
Движение № 4. Ход назад в белорусском танце
Исполнитель делает два шага
назад на полупальцы, третий шаг — на всю
ступню, поднимая свободную ногу невысоко
вперед.
Исходное
положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Раз Шаг правой ногой назад на полупальцы,
колено свободно.
И Шаг
левой ногой назад на полупальцы, колено
свободно,
Два Шаг
правой ногой назад на всю ступню, колено
чуть присогнуто. Левая нога невысоко
поднимается вперед,
И Пауза.
Ход продолжается с левой ноги.
Корпус прямой.
Ход встречается в танце «Лявониха», идет
в быстром темпе, легко и свободно.
Движение № 5. Притопы в три удара
Три удара всей ступней об пол,
поочередно одной и другой ногой. Выполняются
на при-согнутых коленях.
Исходное
положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Раз Притоп всей ступней левой ноги
около правой ноги по 6-й позиции. Правая
нога слегка отделяется от пола, согнутая
в колене, с невытянутым подъемом.
И Притоп
всей ступней правой ноги около левой
ноги по 6-й позиции. Левая нога слегка
отделяется от пола, согнутая в колене,
с невытянутым подъемом,
Два Притоп
всей ступней левой ноги около правой
ноги по 6-й позиции,
И Пауза.
Во время притопов корпус слегка наклоняется вперед. Притопы сочетаются с ходом «Лявонихи», «Кружачка» и других танцев.
Движение №6. Основной ход из белорусского танца «Кружачок».
Исполнитель делает подскок
с проскальзыванием вперед на низких полупальцах
одной ноги, поднимая вперед другую ногу,
круто согнутую в колене, затем три шага
вперед на низких полупальцах.
Исходное
положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
затакт и Исполнитель, чуть подскочив,
проскальзывает вперед на низких полупальцах
левой ноги, колено присог-нуто. Правая
нога поднимается вперед, круто согнутая
в колене; колено направлено вперед, подъем
вытянут, но не напряжен.
Раз Небольшой
шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы,
колено присогнуто.
И Небольшой
шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы,
колено присогнуто.
Два Небольшой
шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы,
колено присогнуто.
И Исполнитель,
чуть подскочив, проскальзывает вперед
на низких полупальцах правой ноги, как
на «затакт». Ход продолжается с левой
ноги. Движение выполняется спокойно,
ровно, задорно, с продвижением вперед,
по прямой, по «затакт и» кругу или с вращением
на месте. Во время всего хода колени присогнуты
и направлены вперед. Корпус прямой и не
должен быть утрировано отклонен назад.
Руки могут быть в положении № 1 и № 2, в
парном танце — в положении № 8 и др.
Движение № 7 (женское). Основное движение в белорусском танце «Бульба».
В движении сочетается подскок
на одной ноге с ударом другой ногой по
6-й позиции.Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
затакт и Правая нога поднимается невысоко
вперед, свободная в колене и подъеме.
На вторую шестнадцатую подскок на низких
полупальцах левой ноги, колено свободно,
раз Удар подушечкой стопы правой ноги,
не сгибая ее в колене, около левой ноги
по 6-й позиции,
и Второй подскок на низких полупальцах
левой ноги, колено свободно. Правая нога
поднимается невысоко вперед, свободная
в колене и подъеме,
два Перескок на низкие полупальцы правой
ноги, колено свободно. Левая нога.
поднимается невысоко вперед, свободная
в колене и подъеме,
и Пауза.
На вторую шестнадцатую подскок на правой
ноге, как на «затакт».
Движение продолжается с другой ноги.
Подскоки следует выполнять, пружиня в
подъеме, колени свободны.
Движение № 8. Подскок и переступания
на месте в белорусском танце. Женское-движение
из танца «Бульба».
Сделав подскок на одной ноге, исполнительница
вслед за тем опускается на полупальцы,
другой ноги.
Все движение выполняется на присогнутых
коленях.
Обычно в танце «Бульба» это движение
сочетается с движением рук, воспроизводящим
вырывание ботвы из картофельной грядки.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
затакт и Подскок на полупальцах левой
ноги. Правая нога отделяется от пола,
согнутая в колене, колено направлено
вперед, подъем свободен.
Раз Правая
нога сверху опускается на полупальцы
около левой ноги по 6-й позиции. Левая
нога, сгибаясь в колене, отделяется от
пола. Обе руки, приближенные одна к другой,
протягиваются впереди опускаются вниз,
кисти зажаты в кулак, как бы вырывая ботву.
Корпус сильно наклонен вперед.
И Подскок
на полупальцах правой ноги, колено слегка
присогнуто. Левая нога
в том же положении. В руках исполнительница
как бы держит ботву.
Два Левая
нога сверху опускается на полупальцы
около правой ноги по 6-й позиции. Обе руки
невысоко поднимаются влево, кисти разжимаются,
как бы отбрасывая ботву.
И Повторение
движения на «затакт». Выполняется движение
четко, ритмично.
Движение № 9. Подскоки с тройным переступанием на месте. Женское движение из танца «Бульба»
Исполнительница делает подскок
на одной ноге, затем три раза переступает
одной и другой ногой на месте. Движение
выполняется на присогнутых коленях.
С этими подскоками в танце «Бульба» может
быть связано движение рук, имитирующее
прополку картофельных грядок.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный
размер: 2/4.
затакт и Подскок на полупальцах левой
ноги, согнутой в колене. Правая нога, согнутая
в колене, отделяется от пола, подъем свободен.
Руки поднимаются вправо. Корпус наклоняется
слегка вперед и на левый бок, голова поворачивается
лицом вправо.
Раз Правая
нога опускается на полупальцы около левой
ноги по 6-й позиции, колено согнуто.
И Левая
нога отделяется от пола, согнутая в колене.
Руки, опускаясь, проводятся перед исполнительницей,
как бы вырывая траву. Корпус наклонен
вперед. Голова опускается, сопровождая
движение рук. Левая нога опускается на
полупальцы, рядом с правой ногой по 6-й
позиции. Правая нога отделяется от пола.
Колени согнуты и направлены вперед.
Два Правая
нога опускается на полупальцы, как бы
по 6-й позиции, колено согнуто. Левая нога,
согнутая в колене, отделяется от пола,
подъем свободен. Руки поднимаются влево,
как бы отбрасывая вырванную траву. Корпус
слегка наклоняется на правый бок, голова
поворачивается лицом влево, сопровождая
движение рук.
И Подскок
на полупальцах правой ноги, левая нога
в том же положении.
Второй вид этого движения выполняется
на свободных коленях: на «затакт» нога
отбрасывается от колена назад.
Движение № 10. Полька с вращением в белорусском танце.
Исполнитель делает легкий подскок
на одной ноге, отбрасывая другую ногу
от колена «азад, затем выполняет три переступания
на полупальцах, с поворотом вправо или
влево, или с боковым продвижением по кругу.
Полька существует в нескольких видах.
1-й вид. Полька выполняется с продвижением в сторону и полным поворотом за два такта. На счет «два-и» работающая нога поднимается от колена назад и чуть в сторону.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
Движение занимает два такта
затакт и Исполнитель делает легкий подскок
на полупальцах левой ноги, поднимая
правую ногу, согнутую в колене назад и
чуть вправо, подъем свободен.
1-й такт
Раз Исполнитель
делает небольшой боковой шаг правой ногой
вправо на полупальцы, колено присогнуто.
И Левая
нога подставляется на полупальцы к правой
ноге.
Два Исполнитель
делает небольшой выворотный боковой
шаг правой ногой на полупальцы, начиная
поворот вправо, колено присогнуто. Корпус
поворачивается левым плечом к зрителю.
И Исполнитель
делает легкий подскок на полупальцах
правой ноги, поворачиваясь на полкруга
вправо, спиной к зрителю. Левая нога от
колена поднимается назад и чуть влево.
2-й такт
Движение продолжается с левой ноги. На
счет «два-и» на подскоке исполнитель
поворачивается еще на полкруга вправо
лицом к зрителю, заканчивая полный поворот.
Полька выполняется с поворотами несколько
раз вправо или влево. Корпус прямой. Для
рук характерны положения № 1 и № 4, в парном
танце — положения № 10″и №11. Иногда полька
с вращением исполняется в парах, с боковым
продвижением по кругу.
2-й вид
Полька выполняется на месте с полным
поворотом за один такт. Поворот начинается
на подскоке и продолжается с каждым переступанием
на месте одной и другой ногой. На счет
«два-и» одновременно с подскоком на опорной
ноге работающая .нога поднимается назад,
накрест опорной ноги.
Вращение выполняется несколько раз в
одну сторону, вправо или влево.
Корпус прямой. Для рук характерны положения
№ 1 и № 4.
В танце «Бульба» девушки по двое или по трое, лицом друг к другу и обняв друг друга •сзади за талию, выполняют движение польки, продвигаясь на переступаниях по кругу, вправо или влево так, что весь кружочек медленно вращается.
Движение № 11. Полька с поворотом из в белорусского танца. « Янка»
Исполнитель делает легкий подскок на полупальцах одной ноги, поднимая другую ногу, «согнутую в колене, затем выполняет три переступания на всей ступне с акцентом на первом «з них, поворачиваясь на полкруга.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает
два такта.
затакт и Исполнитель делает легкий подскок на низких полупальцах левой ноги, одновременно отделяя правую ногу от пола, согнутую в колене, подъем свободен. Корпус чуть наклонен на правый бок, к поднятой ноге.
1-й такт
Раз Правая
нога с ударом опускается на всю ступню
около левой, колено чуть присогнуто, носок
направлен вперед. Левая нога чуть отделяется
от пола, согнутая в колене.
И Левая
нога опускается на всю ступню около правой
ноги по 6-й позиции, колено чуть присогнуто.
Правая нога отделяется от пола. Корпус
выпрямляется.
Два Правая
нога опускается на всю ступню, направляя
носок вправо, колено чуть присогнуто.
Начинается поворот вправо.
И Исполнитель
делает легкий подскок на низких полупальцах
правой ноги,
поворачиваясь на полкруга, т. е. спиной
к зрителю. Левая нога отделяется от пола,
присогнутая в колене; подъем свободен.
Корпус наклоняется на левый бок, к поднятой
ноге.