Цветовой символизм в истории и культуре человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:05, реферат

Краткое описание

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.).

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

1. Аффективное возбуждение (АВ): нетерпение, гнев, ярость (характерно для дисфорий)              К<С<З

2. Функциональное возбуждение (ФВ): эмоции, связанные с удовлетворением потребности, радость              К<З<С

3. Функциональное расслабление (ФР): спокойствие              З<К<С

4. Функциональное напряжение (ФН): настороженность              З<С<К

5. Функциональное торможение (ФТ): эмоции, связанные с неудовлетворение потребности, печаль              С<З<К

6. Аффективное торможение (АТ): «пассивные» аффекты — растерянность, дискомфорт, страх (характерно для глубоких депрессий)              С<К<З

 

 

Проекция функциональных состояний НС на цветовые выборы по Цветовому тесту Люшера была проведена Плишко, как на теоретическом уровне (таблица 4.4.3.), на основе гипотезы о лучшем восприятии той части спектра, которая оказывает более выраженное воздействие на НС, так и экспериментальным путем (таблица 4.4.4.), с помощью вычисления усредненных рангов цветов ЦТЛ.

 

Таблица 4.4.3.Функциональное состояние              Функция цвета

1. Аффективное возбуждение (АВ)              +3 -2

2. Функциональное возбуждение (ФВ)              +3 -1

3. Функциональное расслабление (ФР)              +2 -1

4. Функциональное напряжение (ФН)              +2 -3

5. Функциональное торможение (ФТ)              +1 -3

6. Аффективное торможение (АТ)              +1 -2

 

 

Экспериментальные результаты показали, что связь между функциональными состояниями НС и цветовыми выборами не носит столь однозначного характера. Если ранги зеленого и синего при ФР и зеленого при ФТ соответствуют предсказанному соотношению, то в случае ФВ и особенно — ФТ экспериментальные результаты, скорее, противоположны теоретическим предсказаниям и носят другой характер, чем при проведении методики Э.Т. Дорофеевой. Продуктивное обсуждение результатов Н.К. Плишко, к сожалению, затрудняется тем, что автор не представил данных о достоверности различий в цветовых предпочтениях в зависимости от функциональных состояниях НС и не сообщает, проводился ли учет фоновых цветовых выборов.

 

Таблица 4.4.4.Цвета              Функциональные состояния

ФВ              ФР              ФН              ФТ

Средние ранги цветов

Серый              6.7              6.2              6.85              7.1

Синий              5.3              5.06              6.35              5.95

Зеленый              2.0              2.12              1.85              2.65

Красный              3.8              3.37              2.6              2.45

Желтый              3.7              3.95              4.65              3.15

Фиолетовый              1.8              2.47              2.15              2.25

Коричневый              5.4              5.03              5.8              5.02

Черный              7.3              7.3              6.8              6.45

Ранговый ряд              52431607              25346107              25346170              53246170

Экспериментальные соотношения              +2 =1              +2 -1              +2 -1              +3 —1

 

 

Несмотря на это, подход, предложенный Н.К. Плишко, безусловно, является перспективным, что подчеркивает необходимость новых исследований в данном направлении.

 

Резюме

 

Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам. В этом понятии, кроме указания на скоростной характер тестирования, неявно содержится и намек на определенную поверхностность данных методов, как чересчур «торопливых». Но, как можно было убедиться, ознакомившись с содержанием заключительной главы, у цветовых методик в большей степени присутствует первое достоинство, чем второй недостаток.

 

Большинство цветовых тестов классифицируются как проективные методы. Если исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое, то это так, но если рассматривать процедуру цветового ранжирования, то «проективного» в ней совсем мало, если есть вообще, при условии, что понятие «проективный» не толкуется слишком широко.

 

Важно отметить и такое достоинство цветовой психодиагностики, как ее игровой характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию и рассматривает вопросные методы в качестве провокационных и «опасных» для себя. Когда такой испытуемый знакомится с цветовым тестом и соглашается на тестирование «этой игрушкой», это не означает, что его негативизм магически устраняется, но разве можно «серьезно» относится к какому-то там цвету.

 

Не следует забывать и о не выраженности эффекта привыкания по отношению к цветовым тестам. Это освобождает от проблемы создания эквивалентных форм и т.п. Тестирование цветовыми методике может носить характер мониторинга. Цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале практического психодиагноста.



Информация о работе Цветовой символизм в истории и культуре человека