Шпоры по теории искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 14:25, шпаргалка

Краткое описание

№1.Социальная природа художественно-педагогического образования.
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно - техническому прогрессу, уровню развития современной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_teoria_i_istoria_razvitia_khud_obrazov.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 

№16 «Копировальный метод» ,его суть, использование  в истор. методики. Допустим ли этот метод в современной шк.

   

 Интерес к рисованию  как к учебной дисциплине  возник  очень давно. За историей его  развития мы можем проследить  в двух направлениях — за  рисованием как общеобразовательным  предметом и как специальным,  связанным с подготовкой профессиональных художников.

Например, рисование как  общеобразовательный предмет и  методы его преподавания в Древней  Руси были связаны в основном с  обучением грамоте (рукописная книжная  графика и миниатюра) вместе с  грамотой ученики овладевали и рисунком.

Сегодня трудно с полной определенностью сказать, как проходило  обучение рисованию и какие методы препода¬вания для этого использовались. Скорее всего, в основу был положен  копировальный метод, перерисовывание  образцов, и обучали этому вначале  греческие и византийские учителя, а в дальнейшем представители русского духовенства.

Методы нанесения изображений  близки к приемам работы древнегреческих  художников — методам работы стилусом на буковых дощечках, покрытых воском. Здесь также изображения и  буквы процарапаны острой палочкой по свежей поверхности бересты. Метод работы на буковых дощечках был широко распространен среди художников почти всей Европы в течение двух тысяч лет. Рисовали на буковых дощечках и художники эпохи Возрождения.

Сложность приготовления буковых дощечек для учебных работ заставила заменить их берестой. Берестяные листы не требовали особой обработки и всегда были под рукой. В X—XII веках на берестяных листах ученики рисовали острой палочкой, в дальнейшем (с XIV века) стали употреблять гусиное перо и чернила, а также кисть и краски [5].

Каждый вид работы (стилусом, пером, кистью) требовал своей  методики обучения. Эти навыки ученики  приобретали в основном в монастырских школах (мужских и женских).

Особенно уверенное  владение рисунком было необходимо мастерам иконописного дела, которые изображали человеческие лица и фигуры людей.

Для организации учебной  работы ведущие мастера составляли сборники правил и законов построения изображения — иконописные (лицевые) подлинники. Вначале обучение ограничивалось копировкой подлинников, а затем уже переходили к самостоятельному рисованию. Наиболее сложным и ответственным делом была графья. «Словом “графья” обозначали контурные линии, продавленные в грунте для облегчения мастеру фрески (или иконы) заполнения определенных мест цветом» [6]. Ученики долго обучались техническим приемам, чтобы легко и свободно, но уверенно наносить абрис фигур на свежий грунт левкаса или сырую штукатурку.

Правильность и четкость рисунка была обязательной. Сначала  рисунок наносили кистью или углем, а затем уточняли и закрепляли твердым инструментом, то есть процарапывали контур. Начиная с рисунка на левкасе и кончая обработкой готовой иконы узорочьем, рисунок строго соблюдался, тщательно прорисовывались детали лица и фигуры, складки одежды.

Для приобретения уверенных  навыков в работе ученики в  основном рисовали кистью и пером, так  как этот вид рисунка требует  особенно твердой руки.

Для изучения особенностей иконописного рисунка, а также для  копирования использовались специальные  тетради и альбомы рисунков-подлинников. Примером подобных пособий может служить альбом Антониева-Сийского монастыря, составленный в XVII веке художником-монахом Никодимом, который содержит линейные рисунки с икон Прокопия, Чирина и других.

Однако к копированию с образцов ученик приступал не сразу, здесь существовала своя методика обучения. Вначале он должен был научиться копировать изображение через прозрачную бумагу — кальку, то есть механически калькировать рисунок, затем научиться работать с образцов-прорисей.  Прориси — это рисунки-подлинники, где все линии проколоты иголкой. Ученик должен был вначале угольным порошком перевести через проколы рисунок на чистый лист бумаги (припорохом), а затем прорисовать его согласно образцу. Только после этого ученик мог приступить уже к непосредственному копированию с подлинников.

Со второй половины XVII века в древнерусском искусстве  формируются новые требования к  рисунку и методам преподавания — помимо четкости и слаженности, рисунок должен был быть правдоподобным. Эти зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры, встречаются в высказываниях Иосифа Владимирова и Симона Ушакова.

     Чистяков  писал: «Изучение рисования, строго  говоря, должно... [начинаться и] оканчиваться  с натуры; под натурой мы разумеем здесь всякого рода предметы, окружающие человека». Копировальный метод он отвергал категорически: «...главнейшим недостатком должно признать почти повсемест¬ное копирование с оригиналов, причем ученики работают бес¬сознательно, часто с дурных образцов и почти без пользы тратят слишком много времени на отделку рисунков в ущерб сущест¬венному изучению».

На рисование в средней  школе Чистяков смотрел как на обще¬образовательный предмет: «Рисование при уездных училищах и в гимназиях  должно быть обязательно наравне с прочими пред¬метами»; «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного обра¬зования».

№17. Идеи «свободного воспитания» в историиобучения изо    искусству.

 

 В начале XX века получают распространение реакционные по своей сущности труды Георга Кертенштейнера. Главное внимание Кершенштейнер  обращал на изучение процесса свободного выражения ребёнком своего «я», на анализ творческой деятельности детей, которая, по его мнению, приобретает особую эмоциональную окраску, когда она не скована никакими рамками. Кершенштейнер против геометрального метода, ибо он считает, что этот метод мешает формирующейся личности раскрыть заложенные в ней творческие возможности.

В основу своей  теории КершенштеЙнер кладёт биогенетическое понимание процесса развития изобразительной деятельности ребёнка. Согласно положениям биогенетической теории, детское изобразительное творчество, развиваясь, повторяет путь развития человечества; разница лишь в том, что развитие культуры человечества связано с определёнными историческими, социально - экономическими условиями, тогда как детский рисунок с ними не связан. В процессе овладения рисунком ребенок проходит определённые фазы развития, «изживание» которых обусловлено биологическими факторами и не зависит от воздействия среды. Отсюда требование невмешательства взрослых в естественный процесс развития ребёнка, в его изобразительную деятельность.

К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся: в Германии -Кершенштейнер, в Америке - Джон Дьюи, у нас - Л.В. Бакушинский. Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную её трактовку, все они вдохновляются общей идеей - идеей «свободного воспитания», утверждения личности ребёнка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранения учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.

Эта точка  зрения продолжает существовать и до сих пор. Поклонники теории свободного воспитания по -прежнему культивируют метод предоставления ученику полной свободы, а педагог отодвигается на задний план.

 Пабло  Пикассо писал:

«Нас уверяют, что детям надо предоставлять свободу, на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Даже научили делать абстрактные детские рисунки. Л в действительности, оберегая свободу детей, ограждая их от всяких влияний, детей этим ограничивают, замыкают в их собственной манере».

№18.Становление  худ. образования на Дону в 19 нач. 20 в.

 

«В 1805 г. на базе Народного  училища в Черкасске открывается  войсковая (на правах губернской) гимназия - первое среднее учебное заведение  на Дону. Это была одна из первых гимназий в России. Она сыграла значительную роль в культурной жизни Донского края, став его культурным центром».

В 1805 г. в столице Области  Войска Донского - Черкасске появился выпускник Академии художеств Ефим Копылов, который был рекомендован Советом Академии в первую Донскую гимназию учителем рисования. Однако в 1814 г. Копылов оставил преподавание в гимназии и полностью посвятил себя портретному творчеству, создав целую галерею парадных портретов донской военной знати, которые хранятся в Новочеркасском областном музее истории донского казачества и Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике.

   Официальный отсчет  истории художественного образования  на Дону ведется от 1896 г., когда  Артистическое общество основало  художественные классы, которые перешли позже в ведение «Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств». Руководил художественной школой в Ростове-на-Дону выдающийся донской художник Андрей Се-менович Чиненов (1855-1934), один из тех энтузиастов, которые взяли на себя трудную миссию по созданию начальных рисовальных школ в провинциальных городах России.

   Художник-педагог  А.С.Чиненов направлял свою деятельность  на развитие школы высокого  реалистического мастерства, придерживаясь  академической системы обучения.

   В 10-20-е гг. XX в. на Дону свою деятельность также осуществляли: художествен¬ная школа им. М.А.Врубеля (г. Нахичевань-на-Дону), в работе которой принимали уча¬стие С.Н.Агаджанян, М.С.Сарьян, Н.Е.Лансере, А.К.Ованесов, Д.А-Федоров; художест¬венные классы академика И.И.Крылова, которые были им открыты в 1908 г. в г. Ново¬черкасске; художественная студия красноармейских курсантов кавалерийских курсов, где преподавал рисование М.Б.Греков в 1920-1923 гг. (г. Новочеркасск); художественная студия в Каменске-Шахтинском, которую открыл известный передвижник Я.Д.Мин-ченковв 1924 г.

Преемником рисовальной  школы А.С.Чиненова является художественное училище им. М.Б.Грекова, организованное в Ростове-на-Дону во второй половине 20-х гг. Оно более семидесяти лет  было единственным средним специальным учебным заведением, го-товяпщм художников-педагогов для Ростовской области по учебным планам и програм-мам, утвержденным Министерством культуры РСФСР.

Е.Е.Лансере много делал  для формирования новой художественной школы респуб¬лик Кавказа. В течение двенадцати лет (с 1922 по 1934 гг.) он был профессором живопи-си в Академии художеств в Тбилиси, а с 1924 по 1930 гг. - деканом живописного фа-культета. За творческую и педагогическую деятельность Лансере был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.

   Уроженцы Донского  края выезжали до 1917 г. учиться  в Петербург, Москву и дру¬гие  культурные центры России у  больших мастеров, что способствовало  передаче эста¬феты традиций  художников-передвижников, художников  «Мира искусства», художни¬ков-академистов в художественную жизнь юга России. В 20-30-е гг. эти художники вели серьезную работу художественного воспитания молодежи, постоянно работали творчески, щедро отдавали людям свои знания, талант и душевное тепло.


 

 

№19. Становление  художественного образования на Дону в 30-50-е гг.20-го в.

 

До 1917 года уроженцы Донского края выезжали учиться в Петербург, Москву и другие культурные центры России у больших мастеров, что  способствовало передаче эстафеты традиций художников-передвижников, художников «Мира искусств», художников-академистов в художественную жизнь юга России.

В 20-30- гг. эти художники  вели серьезную работу художественного  воспитания молодежи, постоянно работали творчески, щедро отдавали людям  свои знания, талант и душевное тепло.

   Официальный отсчет  истории художественного образования  на Дону ведется от 1896 года, когда  Артистическое общество основало  художественные классы под руководством  Андрея Семеновича Чиненова (1855-1934). Позднее приемником рисовальной школы А.С. Чиненова стало художественное училище им. Грекова, организованное в Ростове-на-Дону во второй половине 20-х гг. Оно более семидесяти лет было единственным средним специальным учебным заведением, готовящим художников-педагогов для Ростовской области по учебным планам и программам, утвержденным Министерством культуры РСФСР.

   Многие донские  художники с самого начала  Великой Отечественной войны  с оружием в руках ушли на  фронт.

   Некоторые участники  Великой Отечественной войны,  начав учёбу в 1940 г., заканчивали её в конце 40-х гг., продолжив затем учебу в Москву и Ленинграде. У большинства из них дипломные работы были посвящены событиям, в которых они участвовали, будучи на фронте.

   В послевоенные  годы, особенно в середине 50 гг., в  Ростовском художественном училище (РХУ) занималось много студентов из Дагестана и республик Северного Кавказа. Это были талантливые и трудолюбивые молодые люди, страстно желающие познать тайны реалистического искусства.

   В послевоенные  годы Ростовское художественное училище (РХУ) располагалось в трехэтажном здании по Университетскому переулку. Первый и третий этажи занимали мастерские по живописи, рисунку, скульптуре и учебные аудитории, а весь второй этаж - Ростовский областной музей изобразительных искусств. Формированию художественного вкуса и развитию творческих способностей учащихся художественного училища способствовало такое сочетание учебного заведения и музея.

   Также стоит  отметить, что внес определенную  лепту в подготовку специалистов  художественного образования и город Каменск-Шахтинский Ростовской области, где в Каменском педагогическом училище, эстафету традиций русского реалистического искусства в 1922 году принёс Я. Д. Минченков - художник-пейзажист, один из уполномоченных по выставкам художников-передвижников, выпускник Московского училища живописи, ваяния, зодчества.

   Что касается  Северного Кавказа, первый факультет,  где начали подготовку учителей  рисования, черчения и труда,  был открыт в г. Краснодаре  в 1959 г. Организатором этого  факультета стал Георгий Васильевич Беда, выпускник МГПИ им. Ленина, доктор педагогических наук, профессор, ученик и друг Николая Николаевича Ростовцева.

Министерство образования  СССР в 1958 г. предложило Г.В. Беде открыть  первый художественно-графический  факультет на юге России. Первоначально художник собирался сделать это в Таганрогском государственном педагогическом университете. По каким-то причинам для открытия в 1959 г. художественного-графического факультета Георгий Васильевич выбрал Краснодарский государственный педагогический университет.

№ 20. Художественное образование в Ростовской области  на современном этапе.

 

 В настоящее время   существует до 40 худ. школ и  школ искусств, где работают выпускники  училищ им. Грекова и нашего  ХГФ. Преподаватели работают по  учебным программам, утвержденным Министерством Образования России ( нормативные документы). Есть школы с углубленным обучением по искусству. В Ростове это 35 гимназия, где углубленное изучение предметов искусства, в частности, изо.

 Регулярно в ростовской  области ИПК и переподготовки работников образования проводит для учителей изо курсы, где рассматриваются содержание, проблемы обучения и улучшения качества преподавания, качества изо с средней школе.

В 2006 г.официально утверждена программа регионального компонента по изо, где конкретно определены: тематика, объем и практические занятия материала.

В РО с20-х гг. в настоящее  время существует Каменский педагогический колледж, где с 50-х гг.открыт ХО. Очень  хорошо оборудованы, высокий уровень  преподавания в Новошахтинске, Сальске, Каменске, Новочеркасске, Таганроге.

   Если рассматривать  художественное образование по  области только на ХГФ ПИ  ЮФУ есть возможность поступить  в ВУЗ после успешного участия  в олимпиаде, полученные оценки  равносильны оценкам вступительных экзаменов.

   Сарьян Мартирос  Сергеевич ( 1880- 1972).

Живописец -народный художник СССР, член АХ ССС Родился в Нахичевани-на Дону.

В 1904 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Серова и Коровина. Мастер пейзажа, портрета, натюрморта, книжной иллюстрации, театрально –декорационного искусства.

Участвовал в выставках. Присуждены Ленинская премия, Гос  премия СССР, Гос премия Армянской  ССР, «Гран При» Международной выставки,серебряная медаль Министерства культуры СССР.

С 1946 по 1952 преподавал на кафедре живописи Ереванского театрально- художественного института. В В 1947 г. утвержден в звании профессора.

№ 21.Сравнительный  анализ совр. пед. Коцепций в художеств. образовании.

 

  1. Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин B.C.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методики рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач которого является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов.

   Основные задачи  действующей программы:

-овладение учащимися  знаниями элементарных основ  реалистического рисунка, формирование  навыков рисования с натуры, по  памяти, по представлению, ознакомление  с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;-  развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия,  художественного  вкуса, творческого воображения,  пространственного мышления,  эстетического  чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

   К имевшимся  в ранее существующей программе  четырем типам учебных занятий:  рисование с натуры, декоративное  рисование, рисование на темы, беседы об искусстве сейчас  добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.

 2. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд"

разработана в 1970-1975 годах  в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного  образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель - Неменский Б.М. В основе программы лежит концепция: "Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной". . Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры.

   Программа является  целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные  виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.     

       Основные  принципы программы      1. Принцип "искусство как духовная  культура"; 2. Принцип "от родного  порога в мир общечеловеческой культуры"; 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства:

изобразительной, декоративной и конструктивной; 4. Принцип связи  с жизнью; 5.Блоко-тематический принцип; 6.Принцип  единства  формы  и  содержания

3. «Целостный подход к художественному воспитанию человека через категорию «художественный образ»» (Б. Юсов).". Автор концепции Юсов Б.П. Согласно данной концепции, главной целью организации художественной деятельности является развитие у учащихся фантазии и воображения, которые стоят над творчеством. Искусство выступает как фактор целостного воспитания. При этом само искусство воспринимается целостно, но не как сумма искусств, а как организованное определенным способом взаимодействие. В противовес традиционной практике, основанной на равнозначности искусств, концепция основывается на иерархичности искусств - иерархической и полимодальной системе художественного развития ребенка. Согласно которой существует приоритетность определённых видов искусств в разные возрастные периоды. Такая иерархия существует как в рамках одного вида искусства, так и во всем комплексе искусств. Например, "первичное ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной творческой деятельностью) начинается с описания словами, с беседы, с овладения словом (письменным и устным), с его звучанием, восходимым - по степени обобщенности - на уровень образной речи н поэтического слова, которые опосредуют и делают осознанным другие, невербальные сенсорные модальности: жесть, мимику, движение, визуальные качества формы и цвета, звук. Через ... слова вводятся - на несловесном, сенсорном уровне - театрализации как искусство мимики и жеста, пластические движения, переходящие в танец ..., затем - визуальные модальные формы и цвета как способы предметного описания явлений окружающего мира, сохраняющие их наглядность, и, наконец, - музыкальное звучание,... развивающееся в пространстве, и цвете как светопись" Учебно-воспитательный процесс строится на освоении нескольких видов искусств одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению культуры и искусства.

4.



Информация о работе Шпоры по теории искусства