Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 07:33, лекция

Краткое описание

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по экскурсоведению.DOC

— 783.50 Кб (Скачать файл)

В основе наблюдения, изучения и исследования лежат  такие качества человека, как наблюдательность, стремление и умение выделить существенное в зрительно воспринимаемых объектах, видеть их малозаметные детали и особенности. Развитие наблюдательности людей составляет одну из задач экскурсовода.

«Наблюдение —  это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления — сравнением, различением, анализом. Недаром наблюдение называют иногда «думающим восприятием».

Наблюдение  требует от экскурсанта направленности и концентрации внимания. «Наблюдать — это не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться. Наблюдение дает возможность глубже понимать окружающее, делать правильные выводы».

Проблема активизации  экскурсанта — интенсификация процесса восприятия экскурсионного материала. От повышенного или от пониженного интереса участников мероприятия к объектам, рассказу экскурсовода зависят уровень внимания и эффективность усвоения знаний.

Движущей силой  активизации компонентов экскурсии является показ, его методика, организация самостоятельного наблюдения объектов экскурсантами. О месте и времени наблюдения говорит следующая схема:

 

Предварительный осмотр                        Показ объекта экскурсово-

                                                                    дом и рассказ после осмотра   

 

Наблюдение  объекта с по-                       Анализ экскурсоводом дета-

мощью рассказа и методи-                       лей и особенностей объекта

ческих указаний экскурсо-

вода 

                                                                  

Заключительный  осмотр                          Подведение итогов наблю-

                                                                     дений. Итоги полученных впе-

                                                                      чатлений. Рассказ перед

                                                                      осмотром

 

Самостоятельное наблюде-                       Автономные самостоятель-

 Ние                                                              ные действия экскурсантов.

                                                                      Рассказ экскурсовода отсут-

                                                                      ствует, методические прие-

                                                                      мы показа не используются

 

Рис. 1.6. Схема место и времени наблюдения в экскурсии

 

Разница этих видов  знакомства с объектами состоит  в том, что самостоятельные аналитические действия экскурсантов нарастают. К концу периода наблюдения объекта экскурсовод перестает быть руководителем экскурсионного процесса: он как бы «уходит в тенью Эффективность самостоятельного наблюдения экскурсантами находится в прямой зависимости от условий, в которых находятся участники экскурсии. Назовем некоторые из этих условий:

а) избирательность  деталей и особенность объекта как основа осознанного, целенаправленного наблюдения и сохранения материала в памяти;

б) выбор точки  для наблюдения;

в) содержание конкретных рекомендаций экскурсовода (что и как наблюдать);

г) цель наблюдения;

д) подготовленность экскурсантов к наблюдению;

е) наличие необходимой информации в рассказе экскурсовода;

ж) развитие у  экскурсантов такой способности, как наблюдательность, т. е. умение замечать в экскурсионных объектах частности и детали, ускользающие от обычного взгляда людей.

 

Выводы.

Сочетание показа и рассказа является стержнем понятия «сущность экскурсии». Возрастание экскурсионности можно увидеть при последовательном рассмотрении вариантов сочетания показа и рассказа. Перед нами возникает амплитуда от главенствующего положения рассказа в экскурсии к главенствующему положению показа. В пятом варианте сочетания показ окончательно подчиняет себе рассказ. Логика развития экскурсии приводит к оптимальному решению, при котором в сочетании элементов, составляющих экскурсию, показ занимает принадлежащее ему место. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.

 

Лекция 7. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ

 

В педагогике методикой  обучения называют систему правил и  методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему- либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют  на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так  как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему.

Так происходит потому, что  методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведется в отрыве от объектов описания. Практически лекционный процесс нейтрализует участие в восприятии материала таких органов чувств, как зрение, обоняние, осязание. Это обстоятельство обедняет восприятие, делая его «однобоким».

Методика экскурсии  построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах  анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека.

Из философской науки  методика берет учение о диалектике, теорию познания и логику. Диалектикам дает возможность освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия  представляет собой диалектическое единство содержания, средств, форм и  специфического метода воздействия  на аудиторию — экскурсионного метода. Это воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предметом экскурсионной  методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методики обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

Забота об экскурсионной  методике — это не только усилия, направленные на совершенствование организации методической работы ее звеньев. Это работа по углублению содержания самой методики, методических приемов как способов наиболее совершенной подачи экскурсионного материала и наиболее действенного раскрытия темы экскурсии. Выполняя функции частной методики, экскурсионная методика имеет дело с методическими приемами различных экскурсий. Одновременно она выполняет роль общей методики. Так происходит в тех случаях, когда речь идет об использовании в экскурсиях принципов и требований общих для всех форм идейно-воспитательной работы — наглядности, научности, систематичности, доступности, убедительности и т. д.

Экскурсионная методика является более сложной в таких  вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.

Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи — справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.

Любая методика — это  умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной  работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена  и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2, Какие вопросы освещаются  на экскурсии (чему посвящено  ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию  (методические приемы)?

4. Как возбудить и  сохранить внимание экскурсантов?

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

— методики разработки новой  для данного бюро темы;

— методики разработки экскурсоводом  новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

— методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

— методики проведения экскурсии;

— методики послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана  методика проведения экскурсий. Эта  методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики:

использования «портфеля  экскурсовода»; использования технических  средств пропаганды; наблюдения, изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности экскурсии пешеходные, автобусные и т. д.

Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ  и рассказ являются основными  элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. А методика показа и методика рассказа — два основных раздела экскурсионной методики.

Методика показа — большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа — меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она, как было сказано ранее, оригинально сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.

Информация о работе Экскурсоведение