Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 07:33, лекция
Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.
В экскурсии по Московскому Кремлю и Красной площади экскурсовод ссылается на древние Кремлевские башни, стены, которые «видели» многие исторические события.
Этот прием помогает экскурсоводу создать картину события. Например, при показе Кирилло-Белозерского монастыря, экскурсовод делает ссылку на старые монастырские стены, которые были очевидцами в 1612 — 1613 гг. штурма обители поляками и литовцами. В рассказе о событиях более близких экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.
Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись.» и др. Когда экскурсовод дает подобные задания, он не предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема — заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов.
Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.
Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.
Использование экскурсоводом литературного монтажа основано на «преобразовании» одного вида искусства (словесного) в другой вид (изобразительный). Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать такие отрывки из художественных произведений, которые позволят экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать их динамику.
Прием соучастия. Задача этого приема — помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.
Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием лает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.
Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).
Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.
Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы. В ряде случаев экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению вопроса.
Проблемный вопрос, умело поставленный перед экскурсантами, вызывает интерес к подтеме. Например, подъезжая к г. Покрову, экскурсовод говорит: «Сейчас на нашем пути будет последний город Владимирской области Покров. Покров... Вдумайтесь в его название. Ведь это один из христианских праздников, установленный здесь, на северо-востоке Руси, еще Андреем Боголюбским. Почему же город называется так...»? Экскурсанты задумываются. После минутного молчания отвечает сам экскурсовод.
Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам, анекдотам, разбрасыванию «юмористических штрихов» среди серьезного изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный характер.
Имеет свои особенности методика проведения экскурсий в музеях. Номенклатура методических приемов здесь намного уже, чем в экскурсиях по городу. В то же время в музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскурсионного метода. Его можно назвать лекционно-иллюстративным. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций.
Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.
ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Помимо методических приемов показа и рассказа на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода — встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники.
Иногда в экскурсиях используется прием исследования. Например: глубина колодца определяется при помощи горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно; глубина ущелья измеряется брошенным камешком.
Прием исследования способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он используется в экскурсиях с детьми и подростками.
ПРИЕМ ДЕМОНСТРАЦИИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в «портфель экскурсовода». Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием.
Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.
Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например: показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.
Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают.
Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.
Важным резервом
повышения действенности
Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.
УСВОЕНИЕ ЭКСКУРСОВОДОМ МЕТОДИЧЕСКИХ
ПРИЕМОВ
В практической деятельности экскурсионных учреждений немало примеров, когда экскурсоводы знают о существовании методических приемов, но при проведении конкретных экскурсий их не используют. Объясняется это просто — они не знают, как их использовать. Вот почему важной задачей совершенствования мастерства экскурсоводов в настоящее время является практическое усвоение ими методических приемов.
Обучение экскурсовода умению использовать конкретный методический прием носит ступенчатый характер, т. е. происходит в определенной последовательности — сначала ставится задача, которую выполняет прием, затем излагается его содержание, рассматривается механизм действия этого приема, затем на двух-трех занятиях, в том числе и на месте непосредственного расположения объектов, проводятся упражнения по применению приема на практике. Совершенствование навыков экскурсоводов является задачей методических секций и курсов по повышению квалификации.
Прежде чем приступить к усвоению методического приема, экскурсовод расчленяет этот прием на несколько частей. Первая часть — в ходе упражнений экскурсовод сначала учится использовать каждую из этих частей в отдельности. Например, отрабатывается прием — задание экскурсантам представить историческое событие (Полтавское сражение, разгром шведской армии войсками Петра I). Затем—демонстрация основ для зрительной реконструкции: самого поля, где происходило сражение, карты-схемы, репродукции картины А. Соколова, А. Семенова «Русская артиллерия в Полтавском сражении» и старинных гравюр. Вторая часть - словесное описание сражения с целью восстановления внешней картины исторического события, чтение отрывков из литературных произведений. Третья часть — заключительная картина сражения — отрывки из поэмы А. С. Пушкина «Полтава». Затем экскурсовод объединяет все части приема так, чтобы экскурсанты получили целостное представление о картине сражения.
Усвоение каждого приема — сложный процесс, который основан на конкретном материале и всегда связан с определенной экскурсией. Нужно четко представить взаимодействие методических приемов и навыков. Если прием — особый способ подачи экскурсионного материала, то навык—умение в совершенстве применить методический прием.
Методика исходит из того, что содержание и форма - это неразрывно связанные друг с другом понятия. Содержание раскрывает то, что должно быть показано и сказано в экскурсии, форма — как это должно быть сказано. Методический прием — способ изложения содержания. Практически в каждой экскурсии определенное содержание выражается в конкретной форме и с помощью методических приемов доносится до экскурсантов.
Усвоение методических приемов представляет собой усвоение суммы навыков, т. е. отработанных практикой действий экскурсовода, в силу привычки совершаемых им автоматически. Первоначально выработка навыков не более как повторение определенного действия по одной и той же схеме (направленность, последовательность, затрата времени). Усвоение практических навыков позволяет экскурсоводу использовать не только все многообразие приемов показа и рассказа, но и различные варианты почти каждого методического приема. На основе взаимодействия навыков экскурсовод проводит комплексное использование методических приемов: в показе — приемов реконструкции и локализации, в рассказе — приемов новизны материала и сравнения и т. п.
Процесс совершенствования навыков экскурсовода не прекращается после усвоения им методических приемов, а продолжается непрерывно. Постепенно устраняется лишнее в показе и рассказе. Более точными и осмысленными делая жесты экскурсовода, углубляется методика показа объекта, более образным становится рассказ. Каждая конкретная экскурсия только тогда будет совершенствоваться, когда ведется работа по «доводке» методики ее проведения. Используя методический прием, экскурсовод исподволь наблюдает, как он воспринимается экскурсантами, насколько эффективно данный прием помогает ему донести материал до аудитории. Если же прием «не срабатывает», в экскурсию вводится другой методический прием, способный более успешно выполнить отведенную ему роль. Уровень эффективности экскурсии зависит от следующих условий:
Во-первых, от авторов экскурсий, методистов и экскурсоводов зависит то, что запомнит человек из сообщенных ему знаний. Задача их — помочь человеку понять и сохранить в своей памяти то, что является главным в экскурсии. Это достигается методическими приемами.
Во-вторых, эффективность каждой конкретной экскурсии зависит от того, какая часть экскурсии может быть представлена ее участниками зрительно. Словесный материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы он с помощью наблюдаемых объектов и наглядных пособий «портфеля экскурсовода» превратился в сознании экскурсантов в зрительные впечатления. Это должно быть методически продумано, спланировано и осуществлено в ходе подготовки экскурсии. Успех дела обеспечивают и глубокое содержание материала, и образный язык, и методические приемы, позволяющие зрительно донести экскурсионный материал до участников экскурсии.