Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 07:33, лекция
Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.
первый - объяснение фактов
из известных теоретических
второй - объяснение фактов на основе перестройки ранее усвоенных знаний и их комбинирования;
третий - высказывание способа объяснения в форме дедуктивной догадки в тех случаях, когда объяснение невозможно первыми двумя путями;
четвертый - объяснение с помощью моделирования (индуктивно-дедуктивным путем) или аналогии;
пятый - объяснение индуктивное. Применяется при отсутствии возможности использовать моделирование или аналогию.
Логическая схема при пятом уровне объяснения представляет собой следующее: вначале формулируется гипотеза, затем она в процессе приложения к новым фактам, их объясняя, превращается в доказательное понятие, умозаключение.
Как и на первом уровне, в свете общего положения рассматриваются частные, отдельные факты и явления. В конце объяснения экскурсовод, возвращаясь к исходной точке, делает вывод (Ж а р к о в А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. - М., 1983. - С. 23).
Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов. Создатели экскурсий для учащейся молодежи в 20-е годы ставили задачу - добиться максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, побудить их самостоятельно «работать» на экскурсиях. От экскурсовода требовали так вести показ объектов, чтобы подводить экскурсантов к анализу зрительных впечатлений, накопленных в ходе наблюдения объектов.
Важной частью педагогического процесса, который протекает в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации. В ходе такого осмысления в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции - сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение, выводы.
Другая задача экскурсии
как педагогического процесса-в
Важное место в экскурсионном процессе занимает организаторская работа экскурсовода, проводимая на протяжении всего маршрута с момента посадки группы в экскурсионный автобус, с первых шагов в пешеходной экскурсии. Организуя экскурсантов, экскурсовод выполняет обязанности педагога.
Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача - превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.
В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:
1) подготовку экскурсовода и группы к экскурсии;
2) проведение самой экскурсии;
3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Экскурсовод осуществляет две педагогические задачи: дидактическую - вооружение экскурсантов знаниями и воспитательную - формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Для экскурсовода, как и для педагога, характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный.
Конструктивный компонент - умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.
Организаторский компонент - умение осуществить руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания.
Коммуникативный компонент - умение установить деловые отношения с группой, водителем автобуса, работниками музея, методистами бюро, руководителем методической секции и с другими экскурсоводами.
Установлению контактов с
Познавательный компонент - это умение: совершенствовать содержание экскурсий, методику и технику их проведения; анализировать особенности экскурсионного процесса, результаты своей деятельности и на этой основе совершенствовать педагогическое мастерство; дифференцировано подходить к различным группам экскурсантов. Главное для экскурсовода как педагога - умение передать свои знания экскурсантам. Особенности педагогического процесса: высокая степень наглядности, четкая тематичность материала, развитая методика сообщения знаний обучаемым.
Деятельность экскурсовода отличается от других видов деятельности по уровню психологического напряжения. Она родственна деятельности педагога, писателя, артиста. Результатом этой деятельности является конкретный «психологический продукт» - то, к чему стремится каждый педагог: влияние на психику другого человека в нужном направлении. Результат этот неоднозначен. Он зависит от знаний и профессионального мастерства педагога. Полученный «продукт» может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Судить о нем можно по знаниям, умениям и навыкам, усвоенным обучаемыми и воспитуемыми, а также по их поведению.
Важно, чтобы экскурсовод владел
основами педагогической психологии,
которая является частью психологии
как науки. Педагогическая психология
изучает психологические
Составной частью мастерства экскурсовода является владение педагогической техникой. Ее составными элементами являются:
1. Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). Выразительно интонировать свою речь, выражать а речи определенные мысли и чувства.
2. Мимическая и пантомимическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка.
3. Умение управлять своим эмоциональным состоянием, быть приветливым, доброжелательным.
4. Владение элементами режиссерских и актерских умений. Все это позволяет экскурсоводу оказывать активное речевое и неречевое воздействие на аудиторию.
Техника педагогическая – комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике (инструментировать) избираемые им методы педагогического воздействия.
При этом имеется ввиду как отдельные личности (экскурсанты), так и коллектив (экскурсионная группа).
Педагогическая техника – это искусство общения с людбми; умение выбрать нужный тон и стиль общения с ними, управлять их вниманием; умение по внешним признакам определять душевное состояние человека, определять темп в педагогических действиях; владение приемами демонстрации своих чувств, своего субъективного отношения к действиям людей – участников педагогического процесса; владение культурой речи, техникой мимики и жеста.
Выводы.
Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсии. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, а сам экскурсовод определен как педагог, деятельность которого ставит своей главной задачей обучение и воспитание людей, формирование личности, ее знаний и убеждений. Важной частью педагогического мастерства экскурсовода является педагогическая техника.
ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИИ В ЭКСКУРСИИ
Психическое состояние - это определенный
уровень психической
Различают несколько видов психического состояния личности - общее психическое состояние, которое служит основой восприятия, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к действиям).
Методистам и экскурсоводам в ходе подготовки и проведения экскурсии необходимо учитывать такие черты ее участников, как способность, характер, темперамент, а также природные качества - память, наблюдательность, воображение и сообразительность. При проведении экскурсии экскурсовод ориентируется на конкретную группу исходя из того, что уровень активности (повышенной или пониженной) зависит от психического состояния каждого из экскурсантов.
Экскурсия как процесс познания. Смысл познания состоит в том, что в его процессе усваивается определенная истина. Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении. В то же время это взаимодействие субъекта (экскурсанта) и объекта (памятника), в ходе которого субъект получает знания. Процесс познания на экскурсии происходит по схеме: наглядность - восприятие (ощущение, представление) - формирование понятий на основе получения экскурсантами представлений.
Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания - предметы внешнего мира - памятники истории и культуры, природы, исторические места и др.
Процесс познания начинается с возникновения контакта органов чувств человека с объектом. Восприятие наблюдаемых объектов происходит на основе зрительных и слуховых : ощущений. С помощью формируются представления. Процесс познания продолжается в абстрактном мышлении экскурсантов. На этой основе они приходят к выводам. Экскурсия как процесс познания состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Названные части являются основой экскурсии.
Ощущение - представляет собой чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения позволяют человеку отображать в своем сознании такие свойства и качества предметов и явлений, как их размеры, форму, звук, температуру, запах, скорость, твердость, тяжесть и др.
Ощущение служит источником для таких чувственных образов, как восприятие и представление. Восприятие представляет собой результат воздействия на органы чувств объекта. Оно более сложно, чем ощущение, и построено на нескольких ощущениях. Каждое из них отражает отдельное свойство предмета, явления, события. Совокупность ощущений представляет собой то, что называется восприятием.
Восприятие в экскурсии - результат воздействия объекта и устной информации на органы чувств экскурсанта. Восприятия подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Основы восприятия , каждого вида - соответствующий вид ощущений (зрительный, слуховой, осязательный). Наиболее развитыми в познании человека окружающей действительности являются зрительные восприятия.
Для экскурсий являются обязательными сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала. Одной из задач экскурсовода является дать экскурсантам установку на восприятие объектов, наблюдение определенных деталей, и особенностей памятников. Установки могут быть направлены на запоминание событий, фактов, приводимых в рассказе экскурсовода. Не менее важны установки, стимулирующие мышление экскурсантов.
Значение установок в процессе повышения эффективности трудно переоценить. Установки являются психологическим фундаментом активности личности. Именно они, вплетаясь в содержание рассказа или его организационные указания, обеспечивают устойчивый целенаправленный характер деятельности экскурсанта (наблюдение, изучение, исследование) по отношению к экскурсионному объекту.
Рассматривая понятие «
Наблюдая экскурсионные
При подготовке и проведении экскурсии необходимо иметь в виду: прошлый опыт человека; активный характер восприятия, зависящий от психических особенностей экскурсанта, его настроение; избирательность восприятия (выделение объекта из числа других, а также выделение в объекте нужных деталей); осмысленность восприятия; зависимость восприятия от жизненного опыта экскурсанта, его знаний практических навыков; предметность и целостность восприятия; структурность (отражение в восприятии различных деталей и свойств объекта).