Владимир Ильич Ульянов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:55, биография

Краткое описание

Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (псевдоним Ле́нин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создательРоссийской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого вмировой истории социалистического государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Влади́мир Ильи́ч Улья́нов.docx

— 250.39 Кб (Скачать файл)

Во время Гражданской войны  Ленин обращал внимание на опасность  ущемления интересов верующих. Об этом он говорил, выступая на I Всероссийском  съезде работниц 19 ноября 1918 года, писал  в проекте Программы РКП(б) в 1919 году («осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения…») и в указании В. М. Молотову в апреле 1921 года.[7]

Многочисленные примеры демонстрируют  широкий спектр суждений В. И. Ленина по «религиозному вопросу» и разнообразие практических подходов к нему. За категоричностью в одних случаях и проявлением терпимости в других можно увидеть чёткую позицию по отношению к сфере религии. В её основе, во-первых, принципиальная несовместимость усвоенного Лениным диалектико-материалистического мировоззрения с какой-либо религией, представление об исключительно земных корнях религий. Во-вторых, антиклерикализм, перешедший в послереволюционный период в воинственное отношение к религиозным организациям как политическим противникам коммунистической партии. В-третьих, убеждённость Ленина в значительно меньшей важности проблем, связанных с религией, по сравнению с решением задач переустройства общества и поэтому подчинение первых последним.[7]

В работе «Социализм и религия» Ленин  пишет:

Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь[141].


Историк Латышев полагал, что в  мировой истории редко можно  найти государственного деятеля, который  бы так ненавидел религию и  так преследовал церковь, считая религию одной из самых гнусных вещей, которые только есть на свете, как Ленин[94]:145, 331.

Гонениям подверглась прежде всего Русская православная церковь, которую Ленин ещё задолго до прихода к власти клеймил как «ведомство полицейского православия», «полицейско-казённая церковь». В то же время мусульманство рассматривалось Лениным как союзник в распространении мировой революции на Востоке. При преследовании западных христианских церквей большевики столкнулись с протестами Ватикана и европейских государств, с чем им пришлось считаться. Сектантские общины зачастую поддерживались, чтобы при их помощи ослаблять православную церковь, которая после поражения Белых фронтов в Гражданской войне осталась беззащитна перед лицом власти народных комиссаров[94]:Гл. 9.

Согласно Латышеву, Ленин был  инициатором четырёх массовых кампаний, направленных против православия, свидетельствующих, по его мнению, о стремлении Ленина уничтожать как можно большее  число православных священнослужителей[94]:Гл. 9:

  • Ноябрь 1917 года — 1919 год — лишение Церкви права юридического лица, лишение духовенства политических прав, начало закрытия монастырей, некоторых храмов, реквизицияих имущества.
  • 1919—1920 годы — вскрытие святых мощей.
  • С конца 1920 года — организация раскола Церкви.
  • С начала 1922 года — разграбление всех церквей, расстрел при этом максимального числа православных служителей культа.

Основная статья: Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году

В Викитеке есть полный текст Секретного письма Ленина членам Политбюро по поводу изъятия церковных ценностей во всероссийском масштабе от 19 марта 1922 г.

Кампания по изъятию церковных  ценностей вызвала сопротивление  представителей духовенства и части  прихожан. Большой резонанс вызвал расстрел прихожан в Шуе. В связи с этими событиями 19 марта 1922 года Ленин составил секретное письмо, в котором изложил свой план расправы с церковью, воспользовавшись голодом и событиями в Шуе. 22 марта на заседании Политбюро ЦК РКП(б) был принят план мероприятий, подготовленный Л. Д. Троцким, по разгрому церковной организации[94]:Гл. 9.

В голове Ленина рождались идеи о  том, чем в будущем можно будет  заменить религию в жизни верующих. Так, председатель ВЦИК М. И. Калинин вспоминал, что в начале 1922 года Ленин в частной беседе на эту тему заявил ему: «эта задача <замены религии> целиком лежит на театре, театр должен отлучить от обрядовых сборищ крестьянские массы»[прим 20]. А при обсуждении проблемы электрификации сВ. П. Милютиным и Л. Б. Красиным Ленин отмечал, что Бога крестьянину заменит электричество, которому тот будет молиться, чувствуя вместо небесного могущества могущество центральной власти[94]:161.

По мере того как болезнь Ленина прогрессировала, он всё реже и реже мог полнокровно работать. Но вопросы  антицерковной борьбы волновали  Ленина до самых последних дней его  активной жизни. Так, в немногие дни  улучшения здоровья в октябре 1922 года Ленин наложил на постановление  оргбюро ЦК РКП(б) «О создании комиссии по антирелигиозной пропаганде» от 13 октября 1922 года резолюцию с требованием подключить ГПУ к работе комиссии. За неделю до окончательного отхода от дел в результате очередного приступа болезни — 5 декабря 1922 года — Ленин опротестовал решение Малого Совнаркома о прекращении работы специального VIII отдела Наркомюста по отделению церкви от государства, заметив: «Что касается утверждения, что процесс отделения церкви от государства завершён, то это пожалуй и так; церковь от государства мы уже отделили, но религию от людей мы ещё не отделили»[94]:172.

После окончательного отхода Ленина от дел его преемник на посту главы  советского правительства А. И. Рыков уменьшил в некоторой степени давление советского государства на православную церковь[94]:172.

Внешняя политика

В. И. Ленин в 1920 году

Нам говорят, что Россия раздробится, распадётся на отдельные республики, но нам нечего бояться этого. Сколько  бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для  нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы  сохранялся союз между трудящимися  всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций.

— Из речи Ленина на первом всероссийском съезде военного флота 22 ноября (5 декабря) 1917 г.[142]

В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», опубликованном 24 ноября 1917 года и подписанном Лениным  и Сталиным, Советская Россия отказывалась от условий Англо-франко-русского соглашения 1915 года и от соглашения Сайкса — Пико по разделу мира после войны[143][144]:

Мы заявляем, что тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, — ныне порваны и уничтожены. Республика Российская и её правительство, Совет Народных Комиссаров, против захвата чужих земель: Константинополь должен остаться в руках мусульман.

Мы заявляем, что договор  о разделе Персии порван и уничтожен. Как только прекратятся военные  действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей  судьбы.

Мы заявляем, что договор о  разделе Турции и отнятии у  неё Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные  действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу.

Сразу после Октябрьской  революции Ленин признал независимость  Финляндии.[145]

Во время Гражданской  войны Ленин пытался достигнуть соглашения с державами Антанты. В марте 1919 Ленин вёл переговоры с прибывшим в Москву Уильямом Буллитом. Ленин соглашался на выплату дореволюционных российских долгов, в обмен на прекращение интервенции и поддержки белых со стороны Антанты. Был выработан проект соглашения с державами Антанты.[146]

В 1919 г. пришлось признать, что мировая революция «будет, судя по началу, продолжаться много лет». Ленин формирует новую концепцию внешней политики «для того периода, когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государства», которую характеризует как «мирное сожительство с народами, с рабочими и крестьянами всех наций», развитие международной торговли. Кроме этого В. Ленин призвал «использовать противоположности и противоречия между двумя группами капиталистических государств, натравливая их друг на друга» . Он выдвигал «тактику натравливания империалистов друг на друга» на период, «пока мы не завоевали всего мира». И просто разъяснял её значение: «Если бы мы этого правила не держались, мы давно, к удовольствию капиталистов, висели бы все на разных осинах». Ленин отрицательно относился к Лиге Наций из-за отсутствия «реального установления равноправия наций», «реальных планов мирного сожительства между ними».

Спад революционных волнений в капиталистических странах  вынуждал Ленина питать больше надежд в осуществлении мировой революции  на «эксплуатируемые массы» Востока. «Теперь  нашей Советской республике предстоит  сгруппировать вокруг себя все просыпающиеся  народы Востока, чтобы вместе с ними вести борьбу против международного империализма», — такую задачу поставил В. Ленин в докладе на 11 Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. Для того, чтобы в «истории мировой революции» восточные трудящиеся массы смогли сыграть «большую роль и слиться в этой борьбе с нашей борьбой против международного империализма», по мысли В. Ленина, необходимо было «перевести истинное коммунистическое учение, которое предназначено для коммунистов более передовых стран, на язык каждого народа»[147].

После окончания Гражданской  войны Советской России удалось  прорвать экономическую блокаду  благодаря установлению дипотношений с Германией и подписанию Рапалльского договора (1922). Были заключены мирные договоры и установлены дипломатические отношения с рядом пограничных государств: Финляндией (1920), Эстонией (1920), Польшей (1921), Турцией (1921), Ираном (1921), Монголией (1921). Наиболее активно шла поддержка Турции, Афганистана и Ирана, сопротивлявшихся европейскому колониализму.

В октябре 1920 года Ленин встретился с приехавшей в Москву монгольской  делегацией, надеявшейся на поддержку  побеждавших в Гражданской войне  «красных» в вопросе о независимости Монголии[148]. В качестве условия поддержки монгольской независимости Ленин указал на необходимость создания «объединённой организации сил, политической и государственной», желательно под красным знаменем[149].

Последние годы (1921—1924)

В. И. Ленин во время болезни. Подмосковные Горки. 1923 год.

Экономическая и политическая ситуация потребовала от большевиков  изменения прежней политики. В  связи с этим по настоянию Ленина в1921 году на 10 съезде РКП(б) был отменён «военный коммунизм», продовольственная развёрстка заменена продовольственным налогом. Была введена так называемая новая экономическая политика, разрешившая частную свободную торговлю и давшая возможность широким слоям населения самостоятельно искать те средства существования, которые государство не могло им дать.

В то же время Ленин настаивал  на развитии предприятий государственного типа, на электрификации (при участии Ленина для разработки проекта электрификации России была создана специальная комиссия — ГОЭЛРО), на развитии кооперации. Ленин считал, что в ожидании мировой пролетарской революции, удерживая всю крупную промышленность в руках государства, необходимо понемногу осуществлять строительство социализма в одной стране. Всё это могло бы, по его мнению, способствовать тому, чтобы поставить отсталую Советскую страну на один уровень с наиболее развитыми европейскими странами.[150]

И в 1922 году В. И. Ленин заявляет о необходимости законодательного урегулирования террора, что следует из его письма наркому юстицииКурскому от 17 мая 1922 года:

Суд должен не устранить террор; обещать  это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его  принципиально, ясно, без фальши и  без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное  правосознание и революционная  совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого. С коммунистическим приветом, Ленин.

— ПСС. Т. 45. С. 190–191

Но с другой стороны  Ленин был беспощаден к «левачеству» в сфере образования и культуры, отрицавшему все позитивные достижения прошлого. Выступая на III Всероссийского съезда Советов он заявил «социалистическая  культура приобщает трудящихся к  высшим духовным ценностям, к знанию всех тех богатств, которые выработало человечество». «Не выдумка новой  пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма» — вот что, по его мнению, должно стоять во главе угла культурной революции. Декретом Совета народных комиссаров от 30 июля 1918 года была утверждена программа «Памятники республики». Только в Москве и Петрограде предполагалось установить 167 памятников революционерам, деятелям мировой и русской культуры, в том числе, Фёдору Тютчеву, Михаилу Врубелю[151].

Информация о работе Владимир Ильич Ульянов