Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:54, реферат
Целью данной работы является изучение деятельности Екатерины II как личности и императрицы-реформатора. Первый параграф посвящен рассмотрению происхождения Екатерины и обстоятельствам ее прихода к власти. Во втором параграфе изучаются политические взгляды императрицы и в третьем – заключительном – параграфе рассматривается непосредственная деятельность Екатерины по управлению Российской империей.
Введение………………………………………………………………………...4 стр.
1. Происхождение Екатерины Великой и обстоятельства ее прихода к власти……………………………………………………………………………6 стр.
2. Политические взгляды Екатерины II …………………………………11 стр.
3. Россия в годы правления Екатерины II ……………………………….16 стр.
Заключение…………………………………………………………………….27 стр.
Список литературы…………………………………………………................29 стр.
Новый закон 1775 г. вводил новое областное деление: вместо прежних 20 губерний в европейской России было учреждено 50 губерний.
Основанием для определения размеров отдельных губерний было взято количество живущего в них населения, 300 — 400 тыс. жителей в каждой губернии.
Потому губернии были различны по своим размерам: центральные, густо населенные губернии были невелики, тогда как редко населенные северные и северо-восточные — Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская - занимали обширные территории.
Каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. в каждом. Так как в некоторых губерниях не хватало городов для вновь образуемых уездов, то иногда большие села, слободы или подмонастырские посады были обращены в уездные города.
В организации губернского
и уездного управления было проведено
разделение властей и организованы
три параллельных ряда учреждений.
При губернских судебных учреждениях
состояли прокуроры и стряпчие, в
чьи обязанности входило
Для медицинской помощи в
каждом уезде состояли доктор и лекарь.
Правительство назначало
Правительство назначало председателя губернских сословных судов, а заседатели выбирались на три года соответствующими сословиями и утверждались губернатором.
В уездных и городских судах как заседатели, так и председатели избирались соответствующими сословиями за исключением председателя нижней расправы, так называемого «расправного судьи», которого назначало губернское правление «из чиновных людей».
Итак, дворянство становилось фактическим хозяином уезда и губернии. Служба в бюрократическом аппарате укрепляла его политическую мощь, являясь одновременно дополнительным источником доходов.
Из дворянской среды избирались уездные власти и городничие. Дворянство получило особое судоустройство, особую корпоративную организацию в виде так называемых дворянских собраний во главе с выбранными предводителями дворянства.
В 1785 году, через 10 лет после губернской реформы, была издана жалованная грамота дворянству, которая предоставляла ему целый ряд личных прав, «вольностей» и преимуществ. Дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей. Они владели своими имениями (включая живших там крестьян) на правах полной собственности и могли также заводить в своих деревнях фабрики и заводы. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени. А судиться он мог только с равными себе.
Дворянство окончательно оформилось в привилегированное обособленное сословие, имевшее все права и освобожденное от всяких обязанностей.
В 1785 году дворяне массами выходили в отставку и устремлялись в свои поместья. Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на 6 разрядов: первый - «настоящие городские обыватели»; второй - купцы, разделившиеся на 3 гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала); третий - ремесленники, входившие в цехи; четвертый - иногородние и иностранные гости; пятый - «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты); шестой - «посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.
«Общество градское» составляло «общую городскую думу» и выбирало городского голову, а также бургомистров и ратманов для городового магистрата (городского суда). Общая дума выбирала так называемую «шестигласную городскую думу» (по одному от каждой категории обывателей) для заведования делами городской администрации и хозяйства.
Цехи или «ремесленная управа» выбирали в каждом цехе управных старшин, а все ремесленные управы города выбирали ремесленного главу, который должен был представлять в городском управлении интересы городского ремесла.
Помимо реформ в сфере
государственного управления, Екатерина
II активно стремилась к развитию
экономики с целью увеличения
государственных доходов, а также
к улучшению положения в
Для оживления и развития экономических сил страны в 1762 и 1763 годах Екатерина издала манифесты с призывом для поселения в России иностранцев, которым обещалось покровительство законов, религиозная свобода и податные льготы.
Особенно много колонистов
было привлечено из Германии. Они получили
для поселения плодородную
Важным нововведением в земледельческом производстве было разведение картофеля, выписанного из Ирландии.
Для организации медицинской помощи населению в 1763 году была учреждена медицинская коллегия.
Правительство исходило из того, что насильственными формами подавления протеста народных масс не всегда достигается прочное успокоение, потому крестьянам были сделаны кое-какие уступки. К ним относилось прекращение приписки государственных крестьян к заводам, передача монастырских крестьян в ведение Коллегии экономии (1764 г.), однако существа феодально-крепостнической системы эти мероприятия не затрагивали.
Во внутренних делах Екатерина обладала талантом самым важным для самодержавного государя, а именно — умением находить и выбирать сотрудников. Дела внешней политики вели способные дипломаты Г.Н. Панин, затем А. Безбородко. Талантливым администратором и устроителем новоприобретенной Малороссии проявил себя один из екатерининских фаворитов - Г. Потемкин.
Фигура Потемкина чаще всего у нас ассоциируется с созданием так называемых «потемкинских деревень» - декораций, устроенных им для Екатерины при посещении ею Новороссии в 1787 году. Однако не следует забывать, что Потемкин очень умело руководил быстрым и успешным заселением Новороссии и Крыма, где возникло много важных городов и портов (Херсон, Николаев, Екатеринослав, Симферополь, Севастополь, позднее Одесса) и множество селений, куда Потемкин призывал как русских колонистов, так и греков, южных славян, немцев, армян, евреев и так далее.
Он в кратчайший срок создал
севастопольскую морскую базу и
черноморский флот. В Крыму управление
Потемкина было столь искусным и
благожелательным, что татары, бывшие
перед тем ожесточенными
Заслуживает внимания то, что процент расходов на армию в течение всего царствования Екатерины понижался. Несмотря на решительную внешнюю политику императрицы и необходимость содержания армии в боевой готовности, оказалось возможно значительно увеличить суммы, расходуемые на гражданские цели, а не на военные. В абсолютных цифрах расходы на армию выросли с 7 920 000 руб. в 1763 г. до 21 млн. в 1796 г. Но расходы на внутреннюю администрацию выросли куда заметнее, с 4 020 000 руб. в 1763 г. до 31 231 000 руб. в год к концу царствования. К этому надо прибавить пожалования церквям и монастырям, поднявшиеся с 470 000 в 1781 г. при общих расходах казны в 40 960 000 руб., до 820 000 в 1796 г. (из общей суммы 78 160 000 руб.); расходы на народное просвещение, воспитательные дома, на выкуп пленных (помимо расходов на мероприятия согласно «Учреждениям по управлению губерний» 1775 г.), поднявшиеся с 540 000 руб. в год в 1781 г. до 1 340 000 в 1796 г.; а также траты на строительство портов, каналов, дорог и зданий, возросшие с 1 950 000 руб. в 1781 г. до 4 700 000 руб. в 1796 г. Примечательно, что в эпоху, когда так много времени, денег и внимания уделялось войне, Екатерина II все-таки не только не оставляла забот о совершенствовании внутреннего управления, но и направляла на него все возрастающую долю национального дохода.
Все свое царствование Екатерина
II проявляла интерес к
При Екатерине расширялись
существующие школы и открывались
новые. Насколько успешной была эта
их деятельность, зависело во многом от
местных губернаторов и от личного
и финансового участия
В Смоленской губернии появилось 12 городских школ (не считая семинарии), где училось 359 детей купцов и мещан. В Новгородской губернии с населением 350 816 человек имелось 10 мещанских училищ с 1173 учениками. Капитал в местном приказе общественного призрения вырос до 27 000 руб. В 1783 г. дворянство Орла и Курска пожертвовало приказам общественного призрения для заведения училищ «в пользу дворянства, купечества и разночинцев» в общей сложности 10 000 руб.
В развитии образовательных учреждений в Санкт-Петербурге играла роль как государственная, так и частная инициатива. В 1777 г. было открыто государственное Коммерческое училище для купечества. Также в столице (Петербурге) в ноябре 1777 г. при храме Владимирской Богоматери было открыто училище Святой Екатерины. Там обучались приходящие ученики и пансионеры всех свободных сословий, мальчики и девочки, на платной и бесплатной основе. Вторая — Александровская — школа была открыта в августе 1778 г. на тех же основаниях.
В Санкт-Петербурге Екатерина
II на собственные средства в 1781 г. основала
учебное заведение при
В основанных ранее высших учебных заведениях (Московский университет, Петербургская академия художеств и др.) активизировалась научно-педагогическая деятельность. Профессиональные военные училища (Сухопутный и Морской кадетские корпуса, Инженерное и Артиллерийское училища) сумели отойти от первоначально разработанной для них строго утилитарной системы и стать центрами подготовки всесторонне образованных специалистов, способных осуществлять не только военные, но и государственные функции.
Таким образом, мы видим, что Екатерине II удалось достичь немалых успехов в развитии экономики и культуры России.
Заключение
Как видим, эпоха правления Екатерины II по своей значимости в истории России XVIII века может быть сравнима лишь с периодом правления Петра I.
Став императрицей Российской империи, Екатерина посвятила всю свою жизнь управлению страной, ставшей ее второй родиной. Это была мудрая, хорошо образованная женщина, понимавшая необходимость преобразований в стране, которая благодаря петровским реформам встала на европейский путь развития, однако все еще очень сильно уступала ведущим странам запада по экономическим показателям, а главное – по уровню социально-политического развития.
Она сумела сделать многое из того, что было возможно при существовавших тогда социально-политических условиях.
Екатерина унаследовала от
своих предшественников систему, в
которую были заложены два взаимоисключающих,
но в равной степени основанных на
идеях времени начала – военно-полицейское
и сословное. Развитие первого вело
к созданию авторитарного
Несмотря на сохранение крепостнических
отношений, которые становились
существенным тормозом развития экономики,
императрице удалось создать
условия для дальнейшего
Таким образом, Екатерину II с полным правом можно назвать императрицей-реформатором.
Список литературы
4. Иванов О.А.
Загадки русской истории:
5. Исабель де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М.: Новое литературное обозрение, 2002
6. История России с начала XVIII до конца XIX века. – М.: Издательство АСТ, 1996.
7. Каус Г. Екатерина Великая. Биография. – М.: Захаров, 2002
8. Кизеветтер А.А. Историческое значение царствования Екатерины II // Екатерина II: pro et contra. – СПб.: РХГА, 2006
9. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3. – М.: Мысль, 1993