Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:04, реферат
Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863 года.
Рано научившись читать Владимир, многие часы проводил за книгами, читая их
без разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца и под его
влиянием он постигал важность, необходимость систематического образования,
углубленности в определенную область деятельности.
Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокую
приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.
Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в
развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский
рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом
определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был, прежде
всего, носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на
планете, и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и
людям. Он верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум
воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и
закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, постигая,
таким образом, себя.
Таким
образом, появление в
сфере разума вполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый
оставлял существенное место разуму в глобальном его проявлении. Вернадский
писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со
временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Разум подобен
источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения
человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения
или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса... Разум играет роль
организатора, руководителя, провидца. Главная отличительная черта человека— разум, бесконечно увеличивающий возможности людей. Он необходим, но
недостаточен для изменения материальных процессов.
3.1. Вопросы диалектики
природы в работах В.И.
которых суммируются, обобщаются научные достижения прошлого и на основании
новых фактов и обобщений создается современная научная картина мира» [10,
стр.100]. В целом все работы Вернадского являются крупным вкладом в
познании диалектики природы. Постоянно оставаясь строгим ценителем фактов,
глубоко критически анализируя натурфилософские и философские исторические
направления, Вернадский развивал и сохранял свое виденье природы, подчас
противоречивое, но настолько всепроникающее, что грандиозные очертания
этого научного «видения» мира по праву следует назвать современным
естественнонаучным отражением диалектики природы.
Во всех
своих исследованиях
материалист. Здесь он постоянно отстаивает свои материалистические
убеждения, критически оценивает различного рода идеалистические,
метафизические, философские течения и обосновывает принципы максимально
объективного отражения результатов наблюдений и исследований.
Исследуя геохимические процессы, роль живых организмов, значения
человечества, разума в эволюции планеты, Вернадский научным взором
охватывает планетарные процессы не из окружающей нас среды. А, оставив
геоцентрический аспект исследований в качестве частного, он как бы
наблюдает Землю из космического пространства, и планетарные процессы
оценивает как производные и взаимосвязанные с бесконечностью космических
потоков материи и энергии. Таким образом, в основу диалектического развития
природы постоянно выдвигается, на первое место, космологический аспект.
Именно в этом аспекте получают новое освещение историзм, эволюция нашей
планеты и ее оболочек. Вся совокупность живых организмов Земли и их истории
выделяется как особая геологическая сила, с одной стороны, равная по своим
масштабам с другими планетарными процессами, с другой – принципиально
отличная от всего иного – неживого, костного вещества материи. Живое
вещество, как и костное, рассматривается у Вернадского и в планетарных и в
космических масштабах пространства и времени.
Процессы взаимодействия косного и живого вещества в планетарно-
космических масштабах неизменно приковывали к себе научную мысль
Вернадского. Научная картина мир, представленная им, динамична,
существование живого вещества на Земле, его взаимодействие с косным
веществом планеты создает особую оболочку Земли – биосферу. Учение о
биосфере не просто описание сложной совокупности живых организмов. Такого
рода описания существовали и ранее, но именно выделение живого вещества
позволяет рассматривать биосферу как единую планетарно-космическую систему.
Присутствие на Земле живого вещества позволяет по-новому оценить особый
период планетарного развития в космической среде. Живое вещество прерывно и
непрерывно, отдельные организмы еще не отражают качественных свойств живого
вещества.
В своей непрерывности и прерывности живое вещество противоречиво: оно
характеризуется рождением и смертью индивидуумов. Живое вещество, по мнению
Вернадского, специфический поток материи.
Проблема
возникновения и развития
Вернадского, в аспекте взаимосвязи единичного и всеобщего в исследованиях
биосферы.
В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и широкое
применение основных законов диалектики, таких, как единство и борьба
противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. В
1926 году он писал: «Если в научной области и идет крушение старых
построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых.
Старое не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового,
и часть этого нового, оказывается, существовала в старом, хотя оно и не
было в нем видно …» [2, стр.83].
В развитии учения о биосфере мысль Вернадского как бы следует за
естественной историей природы планеты. С появлением на Земле человека,
которого ученый включает в состав живого вещества, специфическая оболочка
Земли – биосфера преобразуется новой силой – человеческим разумом. «Человек
глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую
среду. Это различие, которое было велико с самого начала, стало огромным с
течением времени. Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим
питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы. Но масса
всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые
проявления в живой природе его питания и его размножения сравнительно почти
равны нулю. Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все
вещество, окружающее его, - косное и живое – не только на построение своего
тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование
является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в
механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до
появления человека.»[6, стр.297-298]. Эта новая стадия в эволюции биосферы
получила название ноосферы.
Основные положения учения о ноосфере
Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой
выдающееся достижение научной мысли. «Вернадский осознал необходимость
нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла
общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей
биосферу» [9, стр.41]. В этих условиях, по мнению Вернадского, человек
должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно
это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность
за судьбу биосферы и за будущее человечества.
Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его
работах 30-х и 40-х годов, адресована современности, сегодняшнему дню. Она
выражает качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его
коренного поворота к научному освоению производительных сил природы.
2 Единство биосферы и человека
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и
человечества. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с
материально – энергетическими процессами, определенной геологической
оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее
независимым ни на одну минуту»[7, стр.504]. Вернадский в своих работах
раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в
развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического
развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в
ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о
ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым
существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри
природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего,
функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался
показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть
природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только
на среде жизни, но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и
обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние
человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,
что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические
силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас
геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в
научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с
выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм
ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной
научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет
основную роль». [1, стр.26] Так,
в последнее время резко
живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции
переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То
есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в
процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал:
«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, стр.27]
Мы являемся
наблюдателями и
биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью
посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.
Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в
ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное
проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,
по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, стр.28]
Отсюда,
кстати, можно заключить, что
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение
естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы
стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера
посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
[1, стр.34]
При этом
человек впервые реально понял,
и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте
отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в
планетном аспекте. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете
событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и
культурная связанность человечества только усиливается и углубляется.