Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:35, биография
Борясь за духовное раскрепощение родного народа, И. А. Куратов много сил отдал исследованию коми языка. «Когда есть народ, - убежденно писал он, - то ему нужно образование; познание же можно передать ему через его же язык»1.
Куратов был очень одаренным человеком: не только поэт, но и учёный – философ, общественный деятель, лингвист, правовед, исследователь устного творчества и истории своего народа – настолько широки и разнообразны были его интересы. Он прожил недолгую и трудную жизнь. Как все выдающиеся личности, горел, отдавая силу своего таланта другим. И остался в памяти народной навечно.
1. Введение - 3 стр.
2. Биография - 4 стр.
3. Поэзия И. А. Куратова и музыка - 7 стр.
4. Судьба лингвистических работ.
Общелингвистические взгляды И. А. Куратова - 9 стр.
5. Заключение - 11 стр.
7. Список используемой литературы - 12 стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»
Воркутинский филиал
Ухтинского государственного технического университета
(ВФ УГТУ)
Контрольная работа № 1
по Истории Коми
(дисциплина)
на тему Иван Куратов - первый коми поэт
студента 1 курса, группы АИС - 08
Рогова Евгения Сергеевича
(Ф.И.О. студента)
Шифр 082652
Домашний адрес:
Проверил:___________/
____________________/
(Ф.И.О. преподавателя)
Дата проверки_________
Воркута, 2008г.
1. Введение - 3 стр.
2. Биография - 4 стр.
3. Поэзия И. А. Куратова и музыка - 7 стр.
4. Судьба лингвистических работ.
Общелингвистические взгляды И. А. Куратова - 9 стр.
5. Заключение - 11 стр.
7. Список используемой литературы
- 12 стр.
Введение.
19 июля 1989г. исполнилось 150 лет со дня рождения классика коми литературы Ивана Алексеевича Куратова. Имя Куратова обозначает целую эпоху в развитии коми национальной литературы и культуры. Он первым из своего поколения и своего народа заговорил о несправедливости существующего строя, о тяжёлой участи коми народа. Его поэзия, проникнутая духом народных чаяний, согрета любовью к угнетенным, полна ненависти и протеста против эксплуатации. Она отразила чрезвычайно важный этап развития самосознания народа, начавшего понимать несовершенство существующих социальных отношений.
Борясь за духовное раскрепощение родного народа, И. А. Куратов много сил отдал исследованию коми языка. «Когда есть народ, - убежденно писал он, - то ему нужно образование; познание же можно передать ему через его же язык»1.
Куратов был очень одаренным человеком: не только поэт, но и учёный – философ, общественный деятель, лингвист, правовед, исследователь устного творчества и истории своего народа – настолько широки и разнообразны были его интересы. Он прожил недолгую и трудную жизнь. Как все выдающиеся личности, горел, отдавая силу своего таланта другим. И остался в памяти народной навечно.
1 Куратов И. А. Художественные произведения. Сыктывкар, 1939, с. 220.
Биография.
Иван Алексеевич Куратов
родился 19 июля 1839г. в с. Кибра
Усть – Сысольского уезда (
Рано пробудился у Куратова интерес к литературе. С 13 лет он пробует свои силы в стихосложении. После окончания Яренского духовного училища в 1854г. Куратов был переведен в Вологодскую духовную семинарию. Здесь он получил знания языков, много занимался самообразованием, жадно читал. Именно в этот период И. А. Куратов создал те первые свои произведения, которые дошли до наших дней и оставили золотой фонд коми литературы. Это стихотворения «Коми язык»(1857), «Жизнь человека(1857)», «Старик»(1859), «Жил я среди людей»(1860) и др.
Уже в своих юношеских стихотворениях И. А. Куратов пристально вглядывается в жизнь народа, говорит о тяжелом его положении, задумывается о путях облегчения его участи. Молодой поэт неразрывными узами связывает главные цели своей жизни с судьбой народа. Он уверен, что его стихи и песни будут жить в народе и служить ему. Профессия церковнослужителя вызывает у него отвращение, он отметает её напрочь.
Потому – то и избрал
он по окончании семинарии
не сытую, безбедную жизнь
Тема народа, судьбы коми
крестьянства занимают
И. А. Куратов жил в такое
время, когда взгляды на
«Тяжко жить средь этой тьмы,
Но рассвет недалеко,
Он раздвинет свод тюрьмы,
И вздохнете вы легко!
Братья, скоро в небесах
Вспыхнет солнце в этой мгле,
Полностью приняв идеи
Передовые взгляды Ивана
Алексеевича, выраженные в его
произведениях, не остались
Через год после окончания Казанской школы аудиторов, поэта посылают на службу в одну из войсковых частей в Средней Азии. Неудовлетворенность службой в военном ведомстве, стремление освободиться от неё, тоска по родине, неразделенная любовь – все это прорывается в его поэзии тех лет. Несмотря на загруженность служебными делами, Иван Алексеевич уделял время для постоянной, упорной работы над грамматикой коми – зырянского языка. Совершенствовался он и в поэзии, где тема народа по-прежнему остается в центре его внимания.
Планы и мечты Куратова – принести свое деятельностью пользу народу – оказались иллюзорными. Пришлось покинуть родной край и последние девять лет своей жизни провести в далеком Туркестане, работать военно-судебным чиновником, выполнять тягостные для него обязанности. К этому присоединилась тяжелая, неизлечимая в те годы болезнь – туберкулез, неизбежный спутник нужды и лишений. Кроме того, с каждым годом ухудшалось зрение. Болезни все прогрессировали, и 17 ноября 1875 года И. А. Куратова не стало. Он умер, едва достигнув 36 лет.
Поэзия И. А. Куратова и музыка.
Важное место в изучении фольклора коми принадлежит поэту-демократу И. А. Куратову. Куратов широко использовал в своем творчестве народные мотивы и образы, добиваясь простоты поэтического слова, его доступности народным массам.
Следуя традициям А. С.
Пушкина, его интересу к
Простые люди знали и любили поэта, просили его создать песни для народа. Так, в 1865г. Куратов по просьбе коми девушек написал цикл частушек, прибауток и песен для хоровода («Песни и прибаутки для зырянских хороводов»).
Стихи И. Куратова часто превращались в песни и бытовали в народе. Примером могут служить песни Куратова опубликованные в «Вологодских губернских ведомостях». Иваницкий Н. А., автор этого создания, подтверждал, что стихотворение Куратова «Коми кыв» (Коми слово) превратилось в песню, что песня «принята народом и поётся».
И. А. Куратов опроверг реакционное утверждение буржуазных псевдоученых, отрицающих существование поэзии у народа коми. Достоинства народной поэзии коми, по его словам, заключаются в картинности, образности, рельефности и сжатости выражения мысли. Разбив мнение дилетантов о бессмысленности и не поэтичности коми песен, Куратов показал, что в народных зырянских песнях «есть смысл, и музыкальность, и бурные порывы, и тихая грусть».
Впоследствии, находясь на военной службе И. Куратов интересовался и устным творчеством народов Востока. Он изучал киргизские, татарские народные песни и на основе этих песен создал такие произведения, как «Песня киргизов» и «Киргиз», рисовавшие тяжелое положение угнетенных киргизов.
Коми композиторы, изучая творчество поэта И. Куратова, используют его произведения в музыке. Неоценимый вклад в развитие коми национальной фольклористики внес А. Осипов, композитор-исследователь. А. Г. Осипов стал первым профессиональным композитором Коми республики. В Сыктывкаре и Москве изданы сборники его песен и романсов на стихи коми поэтов и среди них песни, написанные на стихи И. Куратова «Выль сьыланкыв» и другие.
Значительный интерес
Из советских композиторов к поэзии И. Куратова обратился В. Макаров. Среди многих песен, написанных для хора, к ранним произведениям относится и цикл романсов на стихи коми поэта в переводах И. Молчанова ( «Песня», «Разговор с собакой», «Метель» ). Романс «Метель» был написан В. Макаровым к 100-летию поэта. Вокальный цикл был написан в 1940 году и вошел в авторские сборники композитора.
Судьба лингвистических работ.
Общелингвистические взгляды И. А. Куратова.
При жизни И. А. Куратову удалось опубликовать только два лингвистических труда. Это были «Рецензия на Зырянскую грамматику Флёрова» (В газете «Вологодские губернские ведомости» за 1864г. № 43) и статья «Зырянский язык» ( «Вологодские губернские новости» за 1865 – 1866 гг. № 23, 27, 31, 37, и 18). Другие языковедческие исследования поэта-ученого, оставшиеся в рукописи, сделались достоянием общественности лишь в советское время.
В 1939г., наряду с двумя
указанными сочинениями, были
опубликованы незаконченная «
Таким образом, дошедшие
до нас материалы дают
О своей работе «Зырянский язык» И. А. Куратов отзывался как о «статье весьма однако же слабой, написанной наскоро, для наживы нескольких рублей в пору крайней нужды»1. Внимательное знакомство с этим сочинением говорит, впрочем, о том, что его автор был слишком суров в его оценке. Работа «Зырянский язык» содержала немало интересных наблюдений и положений, остро ставила вопрос о необходимости углубленного научного исследования коми языка и его широком введение в систему национального образования.