Рескрипт В.И. Назимову считается
началом официальной истории подготовки
крестьянской реформы. В феврале 1858 г.
Секретный комитет был преобразован в
Главный комитет по крестьянскому делу.
Его задача состояла в том, чтобы выработать
общую правительственную линию в деле
освобождения крестьян. Переименование
означало решительное изменение характера
деятельности комитета — она перестала
быть тайной. Правительство разрешило
обсуждение проектов реформы и, более
того, предписало дворянам проявить инициативу
в решении крестьянского вопроса. Отдавая
подготовку реформы в руки помещиков,
правительство, с одной стороны, фактически
вынудило их наняться этим вопросом, а
с другой — предложило самим обеспечить
максимальное удовлетворение своих интересов.
Так был решен вопрос о сочетании правительственной
политики и желаний господствующего класса.
Крестьяне от обсуждения проекта реформы
были отстранены, так как в губернских
комитетах участвовали только дворяне.
В феврале 1859 г. при Главном
комитете были учреждены Редакционные
комиссии (председатель — Я.И. Ростовцев).
Они должны были собирать и обобщать все
проекты, разработанные губернскими комитетами.
В поступающих с мест проектах
размеры крестьянских наделов и повинностей
зависели от плодородия почвы. В черноземных
районах помещики были заинтересованы
в сохранении земли и поэтому были против
предоставления ее крестьянам. Под нажимом
правительства и общественности они готовы
были дать крестьянам небольшие наделы
по высокой цене за десятину. В нечерноземной
полосе, где земля не имела такой ценности,
местные дворяне соглашались передать
ее крестьянам, но за большой выкуп.
Обобщенные редакционными комиссиями
проекты к началу 1859 г. поступили в Главный
комитет. Он еще больше сократил размеры
крестьянских земельных наделов, а повинности
увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы
утвердил Государственный совет. 19 февраля
его подписал Александр II. Об отмене крепостного
права возвестил Манифест «О всемилостивейшем
даровании крепостным людям прав состояния
свободных сельских обывателей…» Практические
условия освобождения были определены
в «Положениях» о крестьянах, вышедших
из крепостной зависимости.
Манифест и «Положения» касались
трех основных вопросов: личное освобождение
крестьян, наделение их землей и выкупная
сделка.
Личное освобождение.
Манифест предоставлял крестьянам
личную свободу и общегражданские права.
Отныне крестьянин мог владеть движимым
и недвижимым имуществом, заключать сделки,
выступать как юридическое лицо. Он освобождался
от личной опеки помещика, мог без его
разрешения вступать в брак, поступать
на службу и в учебные заведения, менять
место жительства, переходить в сословие
мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода
крестьянина ограничивалась. В первую
очередь это касалось сохранения общины.
Общинная собственность на землю, переделы
наделов, круговая порука (особенно при
выплате налогов и выполнении государственных
повинностей) тормозили буржуазную эволюцию
деревни. Крестьяне оставались единственным
сословием, которое платило подушную подать,
несло рекрутскую повинность и могло быть
подвергнуто телесному наказанию.
Наделы.
«Положения» регламентировали
наделение крестьян землей. Размеры наделов
зависели от плодородности почвы. Территория
России была условно разделена на три
полосы: черноземную, нечерноземную и
степную. В каждой из них устанавливался
высший и низший размеры крестьянского
полевого надела (высший — больше которого
крестьянин не мог требовать у помещика,
низший — меньше которого помещик не должен
был предлагать крестьянину). В этих пределах
заключалась добровольная сделка крестьянской
общины с помещиком. Их взаимоотношения
окончательно закрепляли уставные грамоты.
Если помещик и крестьяне не приходили
к соглашению, то для урегулирования спора
привлекались мировые посредники. Среди
них были в основном защитники интересов
дворян, однако некоторые прогрессивные
общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой,
физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев
и др.), став мировыми посредниками, отражали
интересы крестьянства.
При решении земельного вопроса
крестьянские наделы были значительно
урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался
наделом, превышающим высшую норму в каждой
полосе, то этот «излишек» отчуждался
в пользу помещика. В черноземной полосе
отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной
— 10 %. В целом по стране крестьяне получили
на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали
до реформы. Так образовались отрезки,
отобранные помещиками у крестьян. Традиционно
считая эту землю своей, крестьяне боролись
за ее возвращение вплоть до 1917 г.
При размежевании пахотных
угодий помещики стремились к тому, чтобы
их земля вклинивалась в крестьянские
наделы. Так появилась и чересполосица,
заставлявшая крестьянина арендовать
помещичью землю, выплачивая ее стоимость
или деньгами, или полевыми работами (отработки).
Выкуп.
Получая землю, крестьяне были
обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная
цена земли, переданной крестьянам, реально
составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная
правительством формула расчета стоимости
земли повысила ее цену до 867 млн. рублей,
то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и
наделение землей, так и выкупная сделка
осуществлялись исключительно в интересах
дворянства. (Фактически, крестьяне платили
и за личное освобождение.)
У крестьян не было денег, необходимых
для выкупа земли. Чтобы помещики получили
выкупные суммы единовременно, государство
предоставило крестьянам ссуду в размере
80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская
община платила помещику сама. В течение
49 лет крестьяне должны были возвратить
ссуду государству в форме выкупных платежей
с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда
крестьяне упорной борьбой добились отмены
выкупных платежей, они уже выплатили
государству около 2 млрд. рублей, то есть
почти в 4 раза больше реальной рыночной
стоимости земли в 1861 г.
Выплата крестьянами помещику
растянулась на 20 лет. Она породила специфическое
временно-обязанное состояние крестьян,
которые должны были платить оброк и выполнять
некоторые повинности до тех пор, пока
полностью не выкупят свой надел. Только
в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного
положения крестьян.
2.2 Реорганизация
местного управления.
После отмены крепостного права
возникла необходимость изменения местного
управления. В 1864 г. была проведена земская
реформа. В губерниях и уездах создавались
земские учреждения (земства). Это были
выборные органы из представителей всех
сословий. Высокий имущественный ценз
обеспечивал преобладание в них помещиков.
Земства были лишены каких-либо политических
функций. Сфера их деятельности ограничивалась
исключительно хозяйственными вопросами
местного значения: устройство и содержание
путей сообщения, земских школ и больниц,
забота о торговле и промышленности. Земства
находились под контролем центральной
и местной властей, которые имели право
приостанавливать любое постановление
земского собрания. Несмотря на это, земства
сыграли особую роль в развитии просвещения
и здравоохранения. Кроме того, они стали
центрами формирования либеральной дворянской
и буржуазной оппозиции.
Следующим шагом была городская
реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало
в городах всесословные органы — городские
думы. Они занимались вопросами благоустройства
города, попечением о торговле, обеспечивали
просветительские и медицинские нужды.
В городских думах, в связи с высоким имущественным
избирательным цензом, главенствующая
роль принадлежала крупной буржуазии.
Как и земства, они находились под строгим
контролем правительственной администрации.
2.3 Судебная реформа.
«Новые судебные уставы»
1864 г. вводили в России принципиально новую
систему судопроизводства. Они предусматривали
всесословность суда, его независимость
от администрации, несменяемость судей,
гласность и состязательность судебного
процесса. Вопрос о виновности обвиняемого
решался присяжными заседателями. Была
строго разграничена компетенция разных
судебных инстанций. Мелкие гражданские
дела разбирались в мировом суде, уголовные
и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные
и политические преступления рассматривались
в судебной палате. Высшей судебной инстанцией
стал Сенат. Созданная система отражала
самые прогрессивные тенденции в мировой
судебной практике. Однако, проводя реформу,
правительство оставило множество лазеек
для вмешательства в судопроизводство.
Некоторые принципы лишь декларировались.
Например, крестьяне подлежали своему
сословному суду. Для политических процессов
создавались особые суды, в ходе заседания
которых часто нарушался принцип гласности.
2.4 Военная реформа.
Поражение в Крымской войне
показало, что российская регулярная армия,
основанная на рекрутском наборе, не может
противостоять более современным европейским.
Необходимо было создать армию, обладающую
обученным запасом личного состава, современным
оружием и хорошо подготовленными офицерскими
кадрами. Ключевым элементом реформы стал
закон 1874 г. о всесословной воинской повинности
мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной
службы устанавливался в сухопутных войсках
до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной
службы в значительной степени сокращались
в зависимости от образовательного ценза.
Лица, имевшие высшее образование, служили
всего полгода.
В 60-х годах началось перевооружение
армии: замена гладкоствольного оружия
нарезным, введение системы стальных артиллерийских
орудий, улучшение конного парка. Особое
значение имело ускоренное развитие военного
парового флота.
Для подготовки офицерских
кадров создавались военные гимназии,
специализированные юнкерские училища
и академии — Генерального штаба, Артиллерийская,
Инженерная и др. Улучшилась система управления
вооруженными силами.
Все это позволило сократить
численность армии в мирное время и вместе
с тем поднять ее боеспособность.
2.5 Реформы в сфере
образования и печати.
Реформы управления, суда и
армии логически потребовали изменения
системы образования. В 1864 г. были изданы
«Устав гимназий» и «Положение о народных
училищах», регламентировавшие начальное
и среднее образование. Главное заключалось
в том, что фактически было введено доступное
всесословное образование. Наряду с государственными
возникли земские, церковно-приходские,
воскресные и частные школы. Гимназии
были разделены на классические и реальные.
В них принимались дети всех сословий,
способных внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию
университетам, ликвидированную Николаем
I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность
решения административно-финансовых и
научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены «Временные
правила» о печати. Они отменили предварительную
цензуру для ряда печатных изданий: книг,
рассчитанных на состоятельную и образованную
часть общества, а также центральных периодических
изданий. Новые правила не распространялись
на провинциальную печать и массовую литературу
для народа. С конца 60-х годов правительство
начало издавать указы, во многом сводившие
на нет основные положения реформы образования
и цензуры.
2.6. Промышленность
и транспорт в пореформенной
России
Реформы 60-70-х годов значительно
улучшили политические и правовые условия
для развития производительных сил и формирования
капиталистических отношений. Другим
непременным условием перестройки народного
хозяйства на рыночных отношениях было
создание соответствующей инфраструктуры
– комплекса вспомогательных отраслей
хозяйства (шоссейных и железных дорог,
каналов, портов, средств связи). В России
особо остро стоял вопрос о сухопутных
путях сообщения. В 60-е годы железнодорожное
строительство ускорилось. Широко привлекался
частный капитал, в том числе иностранный.
Центром железнодорожной сети стала Москва.
1 августа 1862 года из Нижнего Новгорода
в Москву ушел первый поезд, эта дорога
связала обе столицы и заграничный рынок
с Нижегородской ярмаркой и Волгой – основной
транспортной магистралью того времени.
В 1869 году вошла в строй дорога, соединившая
Москву с южными хлебородными губерниями
– Рязань, Воронеж, Самара, Урал. В 1891 году
началось строительство Транссибирской
железной дороги. К 1894 году общая протяженность
железных дорог России составила 27,9 тысяч
верст. Отмена крепостного права вызвала
короткую заминку в промышленном развитии
страны. Очень трудно приспособление к
новым условиям происходило в металлургической
промышленности, где требовалось не только
перейти к вольнонаемному труду, но и произвести
техническое перевооружение. Самых значительных
успехов в эти годы достигло текстильное
производство, которое тогда было ведущей
отраслью русской промышленности. Значительный
рост наблюдался в пищевой промышленности,
начался экспорт сахара. Русское машиностроение
в первые пореформенные десятилетия еще
не могло обеспечить нужды железных дорог
в подвижном составе, паровозы и вагоны
ввозились из-за границы. Правительство
поощряло развитие отечественного машиностроения,
и со второй половины 70-х годов железные
дороги стали снабжаться подвижным составом
в основном отечественного производства.
В целом же промышленное развитие
России в первое пореформенное 20-летие
шло успешно. Оно отличалось органичностью,
естественностью. Торговля выявляла потребности
рынка. Потребности человека. На их основе
формировалась легкая промышленность.
На основе ее потребностей в машинах, а
торговли – в средствах доставки товаров
развивался транспорт и тяжелая промышленность.
Внешняя политика
В царствование Александра
II Россия вернулась к политике всемерного
расширения Российской империи, ранее
характерной для царствования Екатерины
II. За этот период к России были присоединены
Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний
Восток, Бессарабия, Батуми. Победы в Кавказской
войне были одержаны в первые годы его
царствования. Удачно закончилось продвижение
в Среднюю Азию (в 1865—1881 годах в состав
России вошла большая часть Туркестана).
После долгого сопротивления он решился
на войну с Турцией 1877—1878 годов. Попытки мирными средствами
улучшить положение христиан были сорваны
упорным нежеланием турок идти на уступки
Европе, и в апреле 1877 года Россия объявила
Турции войну.
В ходе последовавших боевых
действий русской армии удалось используя
пассивность турок, провести успешное
форсирование Дуная, захватить Шипкинский
перевал и, после пятимесячной осады,
принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через
Балканы, в ходе которого русская армия
разбила последние турецкие части, заслонявшие
дорогу на Константинополь, привёл к выходу Османской
империи из войны. На состоявшемся летом
1878 года Берлинском
конгрессе был подписан Берлинский
трактат, зафиксировавший
ВозвратРоссииюжнойчастиБессарабии иприсоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавливалась государственность
Болгарии (завоёвана Османской империей
в 1396 году) как вассальное Княжество
Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния
и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.
По итогам войны
он принял чин генерал-фельдмаршала
(30 апреля 1878 года).
Смысл присоединения некоторых
новых территорий, в особенности Средней
Азии, был непонятен части российского
общества. Так, М.Е.Салтыков-Щедрин критиковал
поведение генералов и чиновников, использовавших
среднеазиатскую войну для личного обогащения,
а М.Н.Покровский указывал на бессмысленность
завоевания Средней Азии для России. Между
тем, это завоевание обернулось большими
людскими потерями и материальными затратами.
В 1876-1877 гг. Александр II принял
личное участие в заключении секретного
соглашения с Австрией в связи с русско-турецкой
войной 1877-1878 гг., следствием которого,
по мнению некоторых историков и дипломатов
второй половины XIX в. стал Берлинский
трактат (1878), вошедший в отечественную
историографию как «ущербный» в отношении
самоопределения балканских народов (существенно
урезавший Болгарское государство и передавший
Боснию-Герцеговину Австрии).