Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 20:57, реферат
Иоахим Лелевель - историк, профессор Варшавского и Виленского университетов, деятель революции 1830-1831 гг. (родился 22 марта 1786 г. в Варшаве, умер 29 мая 1861 г. в Париже).
Заслуги Лелевеля весьма важны в польской историографии. Он явился первым ученым, который применял к польской истории приемы школы историко-критического направления и первый изучал вопросы социального быта. В своей Consideration он высказывал свои взгляды на историю Польши.
Иоахим Лелевель - историк, профессор Варшавского и Виленского университетов, деятель революции 1830-1831 гг. (родился 22 марта 1786 г. в Варшаве, умер 29 мая 1861 г. в Париже).
Заслуги Лелевеля весьма важны в польской историографии. Он явился первым ученым, который применял к польской истории приемы школы историко-критического направления и первый изучал вопросы социального быта. В своей Consideration он высказывал свои взгляды на историю Польши.
Основою славянского быта Польши, по его мнению, являлось общинное начало. В первом периоде истории это начало осуществлялось во всей силе; затем с принятием христианства общинное начало слабеет в пользу усиления самодержавия; со смертью Болеслава Кривоустого самодержавие сменяется аристократией, общинное начало и соединенные с ним равенство и братство уничтожаются; аристократию ослабил Владислав Локетек, и с ним водворилось шляхетское общинное начало; с ослаблением же последнего ослабел и весь государственный строй Польши, а затем пала и ее независимость.
Лелевель первый
из польских историков обратил должное
внимание на изучение исторических памятников,
географии и вспомогательных
наук истории; заслуги Лелевеля в
исторической географии весьма ценны;
он работал и в области
Иоахим Лелевель был не только великим историком того времени. Он был также ведущим идеологом, как его нередко называли, «патриархом» польской демократии. Он был и политическим деятелем польских левых сил, достаточно активным на протяжении двадцати лет.
В Виленском университете Лелевель был одним из организаторов студенческого Общества совершенствующейся молодежи, в которое входил узкий круг наиболее способных студентов. Общество ставило своей целью самоусовершенствование, формально оно считалось тайным, хотя университетские власти знали о нем и не возражали против его существования. Здесь Лелевель выступал с рефератами, при этом не только на исторические темы. В одном из них он утверждал, что охрана памятников старины должна служить национальным целям. «Наша родина лежит в могиле, мы... должны трудиться над тем, чтобы сбросить наваленный над нею холм и извлечь лежащий под ним пепел Феникса — нашего отечества». Эти слова звучат как дань растущим повсеместно патриотическим настроениям, ибо в то время Лелевель посвящал больше внимания делам учебы и науки, чем политики.
В 1807 году, в год Тильзитского мира, Лелевель издал в Вильне свою первую книжку - «Эдда, или Книга религии древних жителей Скандинавии». Это была компиляция, не имеющая существенной ценности, а книготорговец, который издал ее в 300 экземплярах, отдал весь тираж молодому автору, рекомендуя ему подготовить популярную историю Польши.
Вскоре Лелевель опубликовал вторую работу - «Взгляд на древнейший период народов Литвы и их связь с герулами». В 1811 году Лелевель опубликовал «Заметки о Матеу-ше герба Холева», анализ одной из польских хроник XII века.
Молодой ученый работал много над историей Польши и всеобщей историей от древнейших времен до новейшего времени. Он работал также над теорией или методологией истории и уже в 1809 году написал первый ее очерк - «Наука истории». Этот очерк, многократно дополнявшийся и перерабатывавшийся на протяжении последующего десятка лет, определял, что такое история и чем должен заниматься историк. В 1814 году он опубликовал том статей «Историко-географические этюды».
Вступительная лекция Лелевеля в Виленском университете, прочитанная 4 мая 1815 года в присутствии ректора и многочисленных профессоров, именовалась «О легком и полезном обучении истории». Она была посвящена опровержению популярного упрека, будто бы изучение истории, рассказывающей об ошибках и пороках человечества, могло повлечь деморализацию молодежи. Как раз наоборот, утверждал Лелевель, история будет наилучшей школой воспитания граждан, но при том условии, что она станет истинной историей, что она будет стремиться к полному раскрытию истины, «если она (история) не ограничится сухим перечислением событий, как детских сказок, а обратит все внимание обучающихся на философскую и политическую сторону дела».
В работе
«О потребности глубокого знания
истории», опубликованной в 1816 году, Лелевель
перечислял те области, которые обязан
разработать историк
Свои взгляды Лелевель развивал
в процессе чтения курса всеобщей
истории, начиная от древней истории,
с многочисленными
Из важнейших трудов Лелевеля варшавского
периода следует назвать «
В 1824-1830 годах Лелевель активно участвовал в заседаниях Общества друзей наук. В течение этих пяти лет Лелевель опубликовал несколько десятков статей и книжек по истории Польши, археологии, нумизматике, праву и библиографии. Актуальные ассоциации будила его книжка «Спасение Польши при Владиславе Локетке», описывающая, как в начале XIV века страна сбросила чешское господство благодаря совместному действию всех классов нации. Но наибольшей популярностью пользовалась изданная в 1829 году «История Польши, изложенная популярным образом». Это была первая в Польше отечественная история, предназначенная для молодежи. Значение этой книжки тем более велико, что автор весьма откровенно выражал в ней свои республиканские убеждения.
В конце 1818 года в Вильне произошло событие, получившее широкий резонанс. На губернском шляхетском сеймике было выдвинуто предложение об отмене крепостной зависимости крестьян. Это предложение саботировала консервативная часть шляхты во главе с маршалком графом Плятером. Заседания завершились направлением царю мемориала об облегчении положения крестьян. Мемориал не имел последствий. Лелевель, как можно судить по тогдашним его высказываниям, был сторонником крестьянской реформы, но постановку этого вопроса на сеймике он считал несерьезной.
В период ноябрьского восстания он всегда подчеркивал, что оба народа - польский и русский - равно заинтересованы в низвержении царизма. Лелевелю принадлежала также мысль размещения на аванпостах польских войск в пропагандистских целях флажков с надписью на польском и русском языках: «За нашу и вашу свободу!» Тогда этот призыв не получил отклика, но в последующие десятилетия его подхватывали все более многочисленные круги не только польских, но и русских революционеров. В XX веке этот лозунг «За нашу и вашу свободу!» стал девизом освобожденных и побратавшихся народов.
Во время ноябрьского
Само по себе требование наделения
землей еще не говорило обо всем.
Существовали разные способы наделения
крестьян, и последствия такой
реформы также могли быть разные.
Можно было дать крестьянам землю
законодательным актом, а можно
было путем договоренности между
крестьянами и шляхтой. В этом
случае крестьяне были бы отягощены
платой в пользу господ или в пользу
государства; в этом случае от ликвидации
феодальных учреждений выгадали бы главным
образом крупные
Но был другой, революционный
способ наделения крестьян землей:
если бы его провозгласило
Лелевель
в вопросе о способе
Таким образом, Лелевель был против
насильственного переворота, опасаясь,
как бы он не повредил самому восстанию.
А вот что он предлагал взамен:
«Добровольное соглашение, вытекающее
из убеждения, может стать базой,
на которой будет возведено
В работах «Историка» (1815), «Каким должен быть историк» (1818) и других он подчеркивал, что без познания прошлого невозможно понять современность. Лелевель дал новое определение предмета истории как науки, считая, что она должна изучать все стороны деятельности человека. Целью же истории, указывал он, является восстановление правды о прошлом при опоре на достоверные источники. Их выявлению и сбору Лелевель придавал большое значение. Он первым в польской историографии разработал научные приемы оценки и критики источников. Задачей науки Лелевель считал не просто восстановление действительного хода событий, а выявление отношений и связей между ними, их причин и следствий. По его мнению, история должна служить современности, углублять и развивать общественное сознание, пробуждать гражданскую активность.
Историю человечества Лелевель понимал как длительный процесс развития и совершенствования общества. Важнейшей чертой его концепции было убеждение в определяющей творческой роли народных масс, с которыми он связывал расцвет государств и народов. Заслуга Лелевеля состоит в том, что он сумел самостоятельно прийти к пониманию исторического процесса как борьбы классов. «Человечество, — писал он, — делится на две группы: одна из них активна в ущерб другой, которую она использует и эксплуатирует... Массу событий, имевших место в славянских землях, которые до сих пор изображались в другом свете, легко объяснить борьбой верхушечного класса с крестьянами».
Лелевель дал конкретные рекомендации по методике исторического исследования. Он делил его на три этапа: историческую критику, «этиологику» (установление причин и следствий человеческих деяний) и историографию (описание). Историческая критика, указывал Лелевель, преследует цель установить правдивость источников, отделить реальные факты от выдумки. На втором этапе задачей историка является выстроить факты и явления в единую историческую цепь, т. е. соединить их в причинно-следственные связи. После этого исследователь может переходить к их описанию, строго придерживаясь исторической правды.
Однако исторические взгляды Лелевеля были в целом идеалистическими. Исторический процесс, утверждал он, зависит в своей основе от специфического «национального духа», неких «струй культуры» и других духовных явлений, подъем и упадок которых в конечном счете определяют судьбы народов. «Национальный дух» проявляется во всех деяниях народа и обусловлен «антропологическими» и «политическими» (хозяйство, право, торговля и т. д.) факторами.
Использовавшийся Лелевелем
подход к пониманию прошлого позволил
ему выявить некоторые
Информация о работе Исторические и правовые взгляды И.Лелевеля