Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 11:16, курсовая работа
Оценка личности и деятельности Ивана Грозного на основании исторической литературы, отражающей различные точки зрения на исследуемую проблему.
Введение
I. Детство и Юность Ивана IV (Грозного)
II. Реформы
II.1 Судебник 1550 года
II.2 Приговор о местничестве
II.3 Земельное законодательство
IV Опричнина
V Заключение
Список используемой литературы
В результате этой реформы была создана новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за "пожилое". Новый Судебник базировался на Судебнике 1497 г., но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничивал права наместников, ужесточал наказания за разбой, вводил наказание за взяточничество. В Судебнике были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти. На мой взгляд, общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли. Так же население должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей.
В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помои, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались чернотягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки. Я считаю, что эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
В 1550 г. в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие. Войско делилось на московские и городовые приказы. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено "Уложение о службе" (издано в 1556 г.) - первый военный устав, по которому устанавливалось две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. Создан указ об Избранной тысяче в октябре 1550 г. В 1550-х гг. правительство Ивана Грозного предприняло попытку удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра системы вотчинного землевладения. В октябре 1550 г. был составлен проект испомещения так называемой "избранной тысячи". Свыше 1000 служилых людей, не имевших земельных владений вблизи столицы, должны были получить поместья из оброчных и дворцовых земель на расстоянии 60-70 верст от Москвы в дополнение к их основным владениям. Проживая в ближних селах и деревнях, наиболее преданные Ивану Васильевичу дворяне могли в короткий срок явиться в столицу. Всего предполагалось раздать более 177 тыс. десятин с несколькими тысячами крестьянских дворов. С учетом сенокосных и других угодий - до 225-250 тыс. десятин. В соответствии с Указом была составлена "Тысячная книга", содержащая список тысячи избранных дворян. Ее появление, по моему мнению, ознаменовало начало нового этапа в формировании высшей сословной группы, господствовавшей в России, - московского дворянства. Проект реформы остался не осуществленным в полной мере, так как у правительства не хватило необходимого фонда свободных земель под Москвой. Вместе с тем одно из предполагавшихся нововведений вскоре было претворено в жизнь: стали ежегодно устраиваться смотры наличного состава государева двора, что позволяло Ивану IV оперативно назначать на командные должности наиболее близких к царю княжат и дворян. Царский замысел "тысячной реформы" в целом был использован лишь много позднее при организации опричнины. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
В 1551 г. на Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах, были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве: одобрены реформы Избранной Рады; проведена унификация святых (составлен общерусский список), религиозных обрядов, канонов; приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырским владениями. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ для мирян. В ходе Стоглавого собора Ее появление, по моему мнению, ознаменовало начало нового этапа в формировании высшей сословной группы, господствовавшей в России, - московского дворянства. Проект реформы остался не осуществленным в полной мере, так как у правительства не хватило необходимого фонда свободных земель под Москвой. Вместе с тем одно из предполагавшихся нововведений вскоре было претворено в жизнь: стали ежегодно устраиваться смотры наличного состава государева двора, что позволяло Ивану IV оперативно назначать на командные должности наиболее близких к царю княжат и дворян. Царский замысел "тысячной реформы" в целом был использован лишь много позднее при организации опричнины. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
В 1551 г. на Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах, были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве: одобрены реформы Избранной Рады; проведена унификация святых (составлен общерусский список), религиозных обрядов, канонов; приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырским владениями. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ для мирян. В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях возник вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар допускать только после доклада царю.
Так же по распоряжению Грозного государя было основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей, создана государственная почта и основано около 300 почтовых станций.
ОПРИЧНИНА
ОПРИЧНИНА - система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565-1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древне-русского - «особый». В 14-15 вв. «Опришниной» называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением).
Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, - стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с обескровившей страну начавшейся в 1558 Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»).
Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М.Курбского(апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с.Коломенское. В Москву он не вернулся, скитался несколько недель в ее окрестностях, пока не поселился в 65 верстах от столицы в Александровской слободе. 3 января 1565 Иван Грозный объявил о своем отречении от престола по причине «гнева» на бояр, воеводских и приказных людей, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании «воевать против недругов». Посадским же объявил, что гнева и опалы на них не имеет.
Опасаясь «смуты» в Москве, 5 января в Александровскую слободу прибыла оттуда депутация от бояр, духовенства и посадских людей во главе с архиеписком Пименом с просьбой к царю вернуться и «вершить дело государево». Вырвав у Боярской думы согласие на введение в государстве чрезвычайного положения, царь выдвинул условия, что впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению и потребовал учредить опричнину. В феврале 1565 Грозный вернулся в Москву. Приближенные не узнали его: горящий взгляд его померк, волосы поседели, взгляд бегающий, руки трясутся, голос хриплый (Прочитав об этом у В.О.Ключевского, врач-психиатор академик В.М.Бехтерев через четыре века поставил диагноз: «паранойя»)
Значительная часть территории Московского государства выделялась Иваном Грозным в особый государев удел («опричь»); здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. В государевом уделе были созданы «свои»: дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1тыс. опричников в начале и к концу опричнины - до 6 тыс.). В опричнину отошли лучшие земли и более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг др.); к концу опричнины ее территория составляла 60% Московского государства. Территория, не вошедшая в опричнину, называлась земщиной; она сохранила Боярскую думу и «свои», приказы. С земщины царь потребовал на устройство опричнины огромную сумму - 100 тыс. руб. Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.
Состав опричного двора был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе - не общаться с «земскими» людьми. Целью их становилось - приблизиться к трону, власти и богатству.
Обещая народу «устроить на земле Царство Божие» во главе с ним, «помазанником божьим», Грозный начал с кровавого утверждения власти самодержца. Себя он именовал «игуменом»; опричников - «монашеской братьею», которая в церквях по ночам, одетая в черное, совершала кощунственные ритуалы. Символом службы опричников царю стали песья голова и метла, что означало «выгрызть и вымести измену». Будучи мнительным человеком, царь стал видеть эту измену повсюду и особо не терпел честных и независимых людей, заступавшихся за гонимых.
Связанные суровой дисциплиной и общими преступлениями опричники, орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Их действия были направлены на то, чтобы парализовать волю людей к сопротивлению, вселить ужас, добиться беспрекословного подчинения воле монарха. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Часто они не удовлетворялись простой казнью: отрезали головы, разрезали людей на куски, сжигали живьем. Опалы и казни становились повседневным явлением. Особым усердием и выполнением царских прихотей и указов выделялись провинциальный дворянинМалюта Скуратов (М.Л.Скуратов - Бельский), боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский. В глазах народа опричники стали страшнее татар.
Задачей Ивана Грозного было ослабить Боярскую думу. Первыми жертвами опричников стали представители ряда родовитых дворянских семейств, особенно сурово царь преследовал своих дальних родственников, потомков суздальских князей. С территории опричнины сотнями выселялись местные землевладельцы-феодалы. Их земли и земли их крестьян передавались дворянам-опричникам, крестьян при этом зачастую просто убивали. Взятые в опричнину дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землей и крепостными, получали щедрые льготы. Таким земельным перераспределением, действительно, было сильно подорвано экономическое и политическое влияние земельной аристократии.
Учреждение опричнины и использование ее царем как орудием физического уничтожения политических противников, конфискация земельных владений, вызвали нараставший протест части дворянства и духовенства. В 1566 группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Все челобитчики Иваном Грозным были казнены. В 1567 напротив Троицких ворот Кремля (на месте здания Российской государственной библиотеки) был построен опричный двор, окруженный мощной каменной стеной, где и вершился неправедный суд. В 1568 с «дела» боярина И.П.Федорова началась большая волна репрессий, в результате которой было казнено от 300 до 400 чел., в основном это были люди из знатных боярских родов. Даже митрополит Филипп Колычев, выступивший против опричнины, по приказу царя был заточен в монастырь, и вскоре задушенМалютой Скуратовым.
В 1570 все силы опричников были обращены на непокорный Новгород. По ходу продвижения царского опричного войска к Новгороду в Твери, Торжке, во всех населенных пунктах опричники убивали и грабили население. После длившегося шесть недель разгрома Новгорода остались сотни трупов, в результате этого похода их число исчислялось не менее 10 тыс., в самом Новгороде большую часть погибших составляли посадские люди. Все репрессии сопровождались грабежами имущества церквей, монастырей и купцов, после чего население облагалось непосильными налогами, для взимания которых применялись те же пытки и казни. Численность жертв опричнины за 7 лет только ее «официального» существования составила в общей сложности до 20 тыс. (При общей численности населения Московского государства к концу 16 в. около 6 млн.).
Грозному удалось добиться резкого усиления самодержавной власти, придать ей черты восточной деспотии. Земская оппозиция была сломлена. Экономическая самостоятельность больших городов (Новгород, Псков и др.) была подорвана и они уже никогда не поднялись до прежнего уровня. В обстановке всеобщего недоверия не могла развиваться экономика. Конечно, опричнина в конечном итоге не могла изменить структуру крупной собственности на землю, но после Грозного нужно было время на возрождение боярского и княжеского землевладения, необходимого в те времена для экономического развития страны. Разделение войск на опричное и земское стало причиной падения боеспособности Русского государства. Опричнина ослабила Московское государство, развратила верхний слой общества. Когда в 1571 крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву, ставшие грабителями и убийцами опричники, не желали идти в поход на защиту Москвы.
Информация о работе Исторический портрет Ивана IV (Грозного)