Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:25, реферат
Жизнь Льва Сапеги, Великого деятеля Беларуси, по современным меркам прошла очень насыщенно и плодотворно, а на рубеже 16-го и 17-го веков личности подобного масштаба можно пересчитать по пальцам. Будучи наследником известного рода и блестяще образованным человеком, он добился высших постов в Великом княжестве Литовском (Великий Канцлер в 31 год!) и принёс не мало пользы своей родине. Его взгляды о свободе личности и главенстве права в государстве, нашедшие своё отражение в третьей редакции Статута ВКЛ, считаются нормой в современном мире, а для того времени — очень прогрессивны.
Поддерживая вначале кандидатуру русского царя Федора и ведя переговоры с его послами, Сапега в то же время внимательно наблюдал за расстановкой сил на политической арене и действиями противников. Для него важна была победа с наименьшими потерями, поэтому, когда чаша весов склонилась в сторону Сигизмунда, он, взвесив все возможные последствия, отказался от дальнейшей поддержки кандидатуры Федора и предложил Сигизмунду условия, на которых Великое княжество соглашалось признать его королем и великим князем.
Сигизмунд, которому еще предстояло с помощью силы доказать соперникам свое право на королевский престол, вынужден был пойти на компромисс, необходимый Льву Сапеге, и принять условия, высказанные белорусскими князьями.
Благодаря Льву Сапеге Великое княжество вышло из этой сложной ситуации, возникшей в центре европейской политики, без каких-либо существенных потерь. Было достигнуто главное: княжество, продолжая входить в союз с Польшей, оставалось в то же время независимым государством. В нем по-прежнему были сохранены все атрибуты средневековой державы: строго очерченные и достаточно сильно охраняемые государственные границы, разветвленная система местных властей разных уровней, подчиняющихся высшим государственным органам. В княжестве также продолжал осуществлять свои полномочия свободный и демократический высший законодательный орган – Вальный Сойм, действовало независимое правительство – Урад, сохранилось учреждение для внешнеполитических сношений – Великая Канцелярия, функционировали свои правоохранительные и карающие органы, были отдельные финансы и валюта, а также армейские формирования, подчиненные непосредственно великому гетману княжества. Таков был результат усилий Льва Сапеги и его единомышленников.
Кроме того, Сигизмунд был вынужден подписать Статут 1588 года, подготовленный в заключительном варианте и отредактированный лично самим Львом Сапегой, который также написал к нему замечательное предисловие, пронизанное гуманистическим пафосом и свидетельствующее о незаурядных литературных способностях тогдашнего подканцлера.
Используя трудное положение короля, осложненное к тому же вторжением крымских татар, Лев Сапега добился от него Утвердительной грамоты от 28 января 1588 года, которая признавала действительную юридическую силу третьего Статута Великого княжества. Летом того же года подканцлер на собственные средства издал этот кодекс законов, не имевший по степени своего совершенства равного во всей западноевропейской юридической мысли, и разослал в местные суды всех белорусских воеводств.
Статут 1588 года, действуя на территории княжества до 1840 года, сыграл исключительно важную роль в сохранении белорусской народности, в какой-то степени не позволил белорусам раствориться среди поляков. И это благодаря двум важнейшим статьям Статута, согласно которым всем иноземцам, и прежде всего полякам, ни под каким предлогом не разрешалось получать в дар или покупать земельные владения на всей территории княжества, а также занимать какие-либо должности, что служило серьезным препятствием для проникновения туда польской шляхты и в конечном счете сдерживало начавшийся уже во второй половине XVI века процесс ополячивания белорусов.
И другой весьма важный момент. В Статуте 1588 года было законодательно зафиксировано, что государственным языком на всей территории Великого княжества является не польский, а белорусский язык, который в Речи Посполитой иногда назывался «русским языком».
Однако опасность утраты княжеством самостоятельности окончательно не исчезла и после вступления в силу Статута 1588 года. К сожалению, король Сигизмунд III на протяжении всего пребывания на престоле являлся сторонником возвышения Польши. Свои симпатии к полякам он объяснял тем, что они сделали для получения им короны куда больше, чем белорусские князья. А в 1590 году он под воздействием польской католической магнатерии предпринял попытку ущемить права Великого княжества и навязать свою волю белорусскому дворянству, не считаясь с недавно утвержденным Статутом.
После смерти краковского католического епископа Сигизмунд III пригласил на эту должность преданного белорусского католика Юрия Радзивилла, занимавшего до того виленскую кафедру, и предложил взамен на вакантную должность в Вильно – тогдашнюю столицу Беларуси – поляка Матеевского, что было грубейшим нарушением закона княжества, запрещавшего полякам занимать здесь любые должности, в том числе и в церковных структурах. Настойчивые действия короля по осуществлению своих намерений вызвали протест Льва Сапеги, занимавшего к тому времени канцлерский пост княжества.
Несмотря на то, что Сапега сам в 1586году принял католическую веру, он, как и другие белорусские князья, в антизаконных действиях короля увидел начало весьма опасного процесса полонизации белорусов, к которой настойчиво стремились иерархии польской католической церкви. Этот пример красноречиво свидетельствует о том, что для Льва Сапеги интересы своего народа и княжества были выше конфессиональных интересов, что в истории европейских государств встречалось исключительно редко. Это уникальный случай патриотизма, свидетельствующий о личном мужестве Льва Сапеги. Не следует думать, что несогласие с волей короля в то время было весьма простым и безобидным делом. Наоборот, всякий, даже очень могущественный магнат, выступая против монарха, тем более такого властного, каким был Сигизмунд III, рисковал многим, так как ставил под угрозу свое будущее: политическую карьеру, положение в обществе и материальное благополучие. Лев Сапега, конечно, не был аскетом и вовсе не желал расставаться со своими «привилеями», приобретенными на протяжении всей предшествующей жизни. Он прекрасно знал, на что идет, но не испугался и принял вызов короля. Значит, интересы княжества, судьба белорусского народа, сохранение его самобытной культуры и многовековых традиций были для него превыше собственных благ.
После напряженной борьбы с королем, которая длилась около десяти лет, Лев Сапега выиграл этот поединок и не только не пострадал, но и защитил права княжества , добившись назначения на виленскую католическую кафедру 26 апреля 1600 года белоруса Бенедикта Войны.
Будучи канцлером, а с 1625 года и великим гетманом княжества, Лев Сапега защищал интересы Отечества, пользуясь всем набором бывших тогда в употреблении политических, дипломатических и военных средств, не заботясь, к сожалению, особо об их «чистоте» и гуманности, что было абсолютно в духе того жестокого времени, когда почти ничего нельзя добиться иным путем. Жестокий век требовал жестоких мер. Это тогда являлось неизбежным в политике и даже нередко в личных взаимоотношениях между людьми.
Лев Сапега все же отдавал предпочтение мирному решению международных вопросов, и он был поистине гением дипломатики. Особенно ярко дипломатический талант Сапеги проявился в 1600 году, когда Речь Посполитая, вступив в затяжную войну со Швецией, нуждалась в мире с Московской Русью. Наделенный Генеральным вальным соймом Речи Посполитой и королем исключительными полномочиями, Лев Сапега в сентябре 1600 года направился во главе посольства в Москву с тем, чтобы подписать с восточным соседом «вечный мир».
Поездка оказалась исключительно сложной, так как с русской стороны нарушились все статьи тогдашнего международного этикета взаимоотношений с дипломатическими посольствами. За внешней заботой встречавших скрывалось безразличие и неприязнь, дорожный реестр не обеспечивал реального благополучия, получаемые продукты питания были непригодны для употребления. Оскорбительная встреча в Вязьме вызвала возмущение послов и Льва Сапеги, что вовсе не улучшило положение дел в дальнейшем пути. Однако все эти унижения не шли ни в какие сравнения с отказом царя Бориса Годунова принять гостей незамедлительно после их прибытия.
Ссылаясь на болезнь ног, Годунов оттягивал встречу, что вместе с неприятными встречами с русскими боярами и назойливыми поучениями приставов выводило из себя послов. И только пожар, случившийся в Москве 16 ноября 1600 года, от которого едва ли не пострадали послы, заставил царя наконец принять Льва Сапегу, после чего начались длительные и временами драматичные переговоры.
Предложенные Львом Сапегой 24 статьи «вечного мира» после жарких дискуссий с известными русскими дипломатами того времени были приняты.
Результатом переговоров стал 22-летний мир, так необходимый в тот момент Великому княжеству и Польше.
Политические и дипломатические методы борьбы на международной арене того времени не всегда были эффективными. Куда более внушительным аргументом признавалось наличие многочисленного, хорошо вооруженного и обученного войска. И великий канцлер княжества, оставаясь сыном своего времени, к большому сожалению, не внушался подобными средствами, если в том возникала необходимость.
В 1609 году, когда Московская Русь, вступив в эпоху «смутного времени», была истерзана казацкими восстаниями и измотана войной с ЛжеДмитрием II, известным в истории под именем «Тушинского вора», Лев Сапега был одним из тех, кто на Варшавском сойме (15 января 1609 года) высказался за немедлительное начало войны с Москвой, рассчитывая на быстрый и легкий успех. Его поддержал другой могущественный магнат Речи Посполитой – Николай Олесницкий. Вскоре их точка зрения победила, и была начата широкая военная кампания, возглавляемая лично Сигизмундом III.
Канцлер преследовал в этой войне конкретные цели. Он стремился расширить границы Великого княжества на востоке, включив в его состав смоленские земли. Кроме того, восхождение на московский престол королевича Владислава, что являлось главной целью всей кампании, обеспечивало постоянную безопасность восточных земель Беларуси. Однако планам канцлера в 1609-1613 годах не суждено было осуществиться. Правда, он не отказался от них полностью, и снова, через пять лет, принял участие в походе на Москву, который также не увенчался успехом.
Вникая в исторические процессы прошлого и оценивая место и роль в них Льва Сапеги, приходишь к убеждению, что без такой сильной личности как канцлер Сапега, белорусское средневековое государство в конце XVI – первой половине XVII века вряд ли сохранило бы свою независимость.
Благодаря Льву Сапеге 26 января 1629 года в Алтмарке был наконец подписан мир со Швецией, хотя и далеко не выгодный для княжества, но свидетельствующий о его непокоренности.
В 1616 году Сапега получил в управление Берестейское староство. В 1623-м, не без личного участия старосты, в городе был построен каменный костел в честь святого Яна Крестителя и святой Анны. В отдельной каплице при костеле находилась копия иконы Божьей Матери из римского храма Санта-Мария Маджоре.
Во время русско-польской войны (1654-1667) костел был наполовину разрушен, восстановлен во времена Яна Казимира. Сапега взял также опеку над знаменитым Симеоновским монастырем. Известно также, что Лев часто останавливался в Берестье, когда ехал в Польшу и обратно.
Владели Сапеги и землей вокруг нынешней Березы. Лев был основателем монастырского ансамбля ордена Святого Бруно с костелом Святого Казимира. Идея создания монастыря возникла у него во время путешествия на гору Святого Бернарда в итальянских Альпах. Чуть позже к нему в Ружаны приехали послы Ордена картезианцев, и в 1602 году началось строительство монастыря. Вскоре деревня Береза стала местечком Береза-Картузская. Дальнейшее развитие и известность она получила, когда этой землей владел сын Льва Сапеги Казимир Лев.
Последние 20 лет жизни нашего героя стали для него настоящим испытанием. Вскоре после появления на свет младшего сына Казимира Льва умерла его вторая жена Гальшка-Елизавета. Больше он не женился. Да и времени на семейную жизнь практически не оставалось. Окунувшись с головой в государственные дела, Сапега метался между Брестом, Ружанами и Вильно. Нередко выступал в оппозиции к королю, когда тот пытался ограничить самостоятельность Великого Княжества.
В 1623 году в Витебске вспыхивает восстание против епископа Кунцевича, силой насаждавшего униатство. Зачинщиков, в основном православных, жестоко покарали смертью. В знак протеста против суровой расправы Лев Иванович ушел с поста канцлера.
Но спустя два года стал востребован уже его полководческий талант. Сапегу назначили великим гетманом, и во главе литовского войска он участвовал в войне Речи Посполитой против Швеции. 7 июля 1633 года, в возрасте 76 лет, Лев Сапега умер. Похоронен он в Вильно, в костеле Святого Михаила, рядом с обеими женами.
О великом литовском канцлере написаны тысячи научных работ и десятки книг. Одна из последних, изданных совсем недавно, принадлежит перу брестчанки Зинаиды Дудюк и имеет, пожалуй, самое емкое название «Леў». Личность сильная и неординарная, Лев Иванович Сапега оставил яркий след в нашей истории как созидатель, реформатор, политик и мыслитель.