Личность Сунь Ятсена и его политическая программа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Историческую значимость Сунь Ятсена трудно переоценить. Он сумел консолидировать разрозненную революционную оппозицию, добиться победы над конституционалистами, наладил выпуск популярнейшего журнала «Миньбао», а также оставил потомкам свое политическое завещание в виде трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство", "Общественное строительство" и ряда сочинений.
Не обойдена вниманием и правая оппозиция, а также ряд сторонников Сунь Ятсена и представителей т. н. «новой культуры».
В работе дан анализ основных политических мировоззрений до- и послесиньхайских периодов.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическая программа……………..4
Глава II. Выдающиеся леворадикальные оппозиционеры и их связь с Сунь Ятсеном……………………………………………………………...…………...10
Глава III. Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за "новую культуру"……………………………………………………………………..…..14
Заключение…………………………………………………………………..…...19
Библиография………………………………………………………………...…..

Вложенные файлы: 1 файл

Сунь Ятсен.docx

— 57.12 Кб (Скачать файл)

 

В 1905 г., когда японские власти стали преследовать китайских революционеров-эмигрантов, Чэнь Тяньхуа покончил жизнь самоубийством.

 

Из теоретиков, вышедших из партии Сунь Ятсена накануне революции 1911 г., можно выделить Сун Цзяожэня (1881-1913). Он разработал тактический план революции, настаивал на том, чтобы центром восстания сделать долину Янцзы. По своим взглядам Сун Цзяожэнь был умереннее Сунь Ятсена. Он стоял за революцию типа младотурецкой, которая не всколыхнула бы глубокие социальные низы. Он высказывался против социализма, под которым, как и другие, понимал радикальное разрешение социальных проблем, в частности осуществление "земельного уравнения". По его мнению, эта задача не соответствовала объективным условиям Китая того времени.

 

Наибольшее внимание Сун Цзяожэнь, будучи правоведом по образованию, обращал на государственное строительство будущей буржуазно-демократической республики. После поражения восстания в Гуанчжоу, в котором он принимал активное участие, Сун Цзяожэнь прибыл в Гонконг, где занимался составлением проекта декларации будущего революционного правительства, проекта временной конституции, проектов  устройства центрального и местных органов власти. В общей сложности эти документы составили три тома. Вся эта деятельность прежде всего свидетельствовала о несокрушимой вере автора в неизбежную близкую победу революции. Перечисленные работы  Сун Цзяожэня  оказались весьма полезны во время Синьхайской революции.

 

                                           ***

 

Чжан Бинлинь, Цзоу Жун и Чэнь Тяньхуа, при всем различии между ними, были выразителями того течения китайской буржуазно-революционной идеологии, которое носило менее демократичный и народнический характер, чем идеи Сунь Ятсена. Видимо, следует признать особенностью Китая то обстоятельство, что это течение, безусловно господствовавшее в начале XX века в национально-освободительном движении других восточных стран (например, Турции), в Китае оформилось позже, чем революционно-демократическое направление, и занимало по отношению к нему скорее подчиненное положение. Общей базой национально-освободительной борьбы, особенно после слияния в 1905 г. китайских революционных организаций в Революционную лигу, были признаны "три народных принципа" Сунь Ятсена.

 

Глава III. Политические оппоненты  Сунь Ятсена. Движение за

 

"новую культуру"

 

 

Обострение классовой  борьбы в Китае и влияние революций, развертывающейся в соседней России, содействовали распространению  революционной идеологии. Но конституционные  монархисты не собирались без боя  уступить революционерам руководящую  роль среди передовой китайской  интеллигенции. Началась острая полемика между революционными и либеральными органами печати (издававшимися в  эмиграции – в Японии). Полемика достигла наибольшего размаха в 1905-1908 гг., то была настоящая битва  за умы, в которой со стороны конституционных  монархистов главную роль в полемике играл Лян Цичао.

 

Либералы, прежде всего, оспаривали революционные методы борьбы, утверждали, что всякое восстание выходит  за намеченные рамки, зачинщики теряют контроль над стихийной вспышкой страстей. Если установится республика, заявляли они, разрушительные мятежи будут  постоянно повторяться при выборах  президента и губернаторов провинций. Революция не может не затронуть  также иностранные интересы в  Китае, что вызовет империалистическую интервенцию и полную потерю независимости.

 

Либеральные авторы умело  отыскивали слабые места во взглядах Сунь Ятсена и его сторонников. Безусловно, сосредоточение всей революционной  пропаганды на лозунге свержения  маньчжуров отражало слабость китайской  революции, ее недостаточно глубокий народный характер. Лян Цичао доказывал, что маньчжурский вопрос преувеличен революционными теоретиками, подчеркивал, что маньчжуры быстро ассимилируются китайцами. Он, однако, в свою очередь преуменьшал реальность маньчжурского гнета; революционные авторы приводили в ответ факты, показывающие, что маньчжуры занимают большую часть важных государственных постов.

 

Критикуя принцип народного  благоденствия, Лян Цичао исходил из того, что национализация земли не приведет ко всеобщему благосостоянию; чтобы разрешить социальный вопрос, нужно прежде всего решить вопрос о капитале. До этого же, по мнению Лян Цичао, китайское общество не доросло. Лян понимал, что национализация земли не препятствует, а способствует развитию капитализма. Положение крестьян она не улучшит, крестьянину все равно – платить ли ренту помещику или государству. Государство же, если оно не будет взимать с крестьян высокую ренту, лишится источников накопления для индустриализации страны.

 

Метко направляя удары  в самые уязвимые места программы  своих оппонентов, Лян Цичао и его сторонники не могли, однако, противопоставить их программе собственную позитивную программу. Упрекая Сунь Ятсена в том, что его план не может разрешить аграрного вопроса, либералы выступали за неприкосновенность помещичьей собственности, исходя из "священного принципа" частной собственности. Подмечая в программе революционеров отдельные недемократические черты, Лян Цичао и его сторонники предлагали нечто худшее – сохранение реакционной монархии Циней.

 

Годы полемики революционеров с реформаторами не прошли даром: самая активная часть китайской  интеллигенции приняла платформу  революционеров, которая, хотя и туманно, все же рисовала перед Китаем новый  путь, тогда как конституционно-монархическая  идеология, по существу, не указывала  выхода совсем.

 

Когда вспыхнула революция 1911-1913 гг., Сунь Ятсен стал первым президентом  республики, а его партия на выборах  в первый парламент получила большинство. Сдвиги, происшедшие в идеологии  китайского общества после революции 1911-1913 гг., особенно примечательны. Революция  ничего не принесла, кроме свержения  монархии. Китай распался на фактически обособленные владения генералов-милитаристов, власть иностранного капитала усилилась, путь к экономическому прогрессу  не был открыт. Казалось, предсказания Лян Цичао о гибельности для Китая революционного пути оправдались. Однако, несмотря на наступивший кризис революционной идеологии и революционной партии, либеральное идеологическое течение в эти годы не только не усилилось, но, наоборот, быстро пришло в упадок.

 

Если буржуазно-либеральная  идеология в Китае накануне новейшего  периода всемирной истории терпит крах, то буржуазно-революционная идеология  переживает кризис.

 

Первые симптомы этого  кризиса возникли еще перед 1911 г., когда Чжан Бинлинь и другие представители умеренно-революционного крыла отошли от Сунь Ятсена. Некоторые, например Ван Цзинвэй, обратились к методам индивидуального террора. Возникло течение анархизма, к которому примкнули отдельные члены Революционной лиги, жившие во Франции и в Японии. Они выступали против национальных государств, против буржуазной демократии. Эти лозунги, несмотря на крайний радикализм исходных принципов, на деле затрудняли борьбу против империализма и маньчжурской монархии.

 

Анархист Лю Шипэй создал теорию возникновения классов из почтения к начальству и веры в Бога. Лю Шипэй ссылался на древнюю книгу "Чжоу ли", подтверждавшую якобы существование в прошлом общества всеобщего равенства имуществ и "уравнения труда всех людей" (впоследствии Лю Шипэй изменил революционному движению).

 

Радикальные демократы подвергли  взгляды анархистов критике. В статье Е Сяшэна разъяснялось, что анархисты – противники политической борьбы, противники всякого государства и законов, революционные же демократы – за политическую борьбу, за завоевание и использование государства и законов. Анархисты заявляли, что воры и бандиты не преступники, что они лишь применяют одну из форм возвращения принадлежащих им прав и имущества. Сторонники политической революции, наоборот, считают воров и грабителей врагами общества, которые должны быть наказуемы законом. У анархистов есть только план уничтожения, нет позитивного строительного плана,

 

 «Разве без строительства  может быть революция? …Методы  борьбы у анархистов и революционеров  также различны. Анархисты считают,  что революция совершается посредством  взрыва бомбы, сторонники политической  революции стоят за справедливую  войну народа против правительства

 

…Анархисты пытаются осуществить  коммунизм при помощи индивидуальной морали – это утопический идеал. Вот почему я защищаю социализм».

 

                                                                                    Е  Сяшэн, "Миньбао"

 

Статья Е Сяшэна интересна также тем, что служит одним из ярких свидетельств внимания революционных демократов Китая уже в то время к социалистическим идеям. Автор упоминал о борьбе внутри рабочего движения в капиталистических странах, образовании Международного товарищества рабочих в Лондоне, о роли Маркса, о борьбе с различными течениями внутри I Интернационала, особенно с анархизмом Бакунина.

 

О популярности в Китае  термина "социализм", хотя  лишь немногие сколько-нибудь верно понимали значение этого термина, свидетельствует  попытка организовать в Шанхае в  период революции Социалистическую партию, программа которой, впрочем, содержала буржуазно-демократические  требования. Почетным председателем  партии был избран Сунь Ятсен, фактическим  лидером стал Цзян Канху, активными деятелями были Ша Цзин, Е Сяшэн. В 1913 г. от партии откололись радикальные элементы, создавшие Истинную социалистическую партию во главе с Ша Цзинем. Вскоре обе партии были запрещены Юань Шикаем.

 

В годы первой мировой войны  началось идеологическое оформление нового революционно-демократического движения за "новую культуру", которому суждено было сыграть затем исключительную роль в духовной жизни Китая. Центрами этого движения были Пекин и Шанхай. Впервые одним из передовых бастионов  идеологической борьбы стала столица  Китая, а не только приморские города.

 

К движению за "новую культуру" принадлежали Ли Дачжао (1888-1927), Чэнь Дусю (1880-1942), Юнь Дайин, Лу Синь (с 1918 г.), У Юй, Гао Ихань. К нему примыкали также ректор Пекинского университета, в прошлом один из лидеров буржуазно-революционного движения, Цай Юаньпэй, профессора Ху Ши, Цянь Сюаньтун. Борьба за "новую культуру" стала знаменем общественно-политического журнала, начавшего выходить в сентябре 1915 г. в Шанхае под названием "Циннянь" ("Молодежь"), а в 1916 г. переименованного в "Синь циннянь" ("Новая молодежь"). Редактировал журнал Чэнь Дусю; с осени 1916 г. в журнале принимали участие многие видные представители китайской интеллигенции. Он стал самым популярным органом передовой интеллигенции и студенческой молодежи.

 

Главным содержанием движения за "новую культуру" была "борьба за науку и демократию", т. е. за современное естествознание, против невежества, суеверий и мистицизма, за народовластие и демократические  свободы, против абсолютизма и автократии. Наиболее четко эти лозунги были сформулированы в редакционной статье "Синь циннянь" в январе 1919 г.: «Чтобы защищать демократию, нельзя не вести борьбу против конфуцианства, против его этикета и обрядов, против его понятий о честности и целомудрии, против старой морали и старой политики. Чтобы защищать науку, нельзя не вести борьбу против религии и старого искусства. Борьба за демократию и науку невозможна без борьбы против традиционной школы и против старой литературы».

 

Содержание движения за "новую  культуру" выходило далеко за рамки  одной культуры. Речь шла о буржуазно-демократических  преобразованиях в стране, о победе буржуазной просветительской идеологии. Идеологическая борьба против старых форм государственных и политических институтов, против суеверий, дискриминации  и угнетения, против канонов и  конфуцианского морального кодекса, за доступный народу язык и литературу, за лозунги равенства и личной свободы, заимствованные у западных просветителей, отражала стремительный  рост демократического сознания.

 

В движении за "новую культуру" наметились три основные, но окончательно не размежевавшиеся группы.

 

Ли Дачжао, Юнь Дайинь, Лу Синь были наиболее радикальны в своих взглядах, выступали не только против монархизма, но и против бюрократии, а также критиковали отдельные недостатки буржуазной демократии (от идеализации которой в целом они не освободились). Они разоблачали иностранных агрессоров, выступали за рост национального самосознания. Ли Дачжао критиковал буржуазные упадочнические идеи, фатализм, теории американских философов, обосновывавших реставрацию монархии в Китае. В миросозерцании представителей этой группы зрели элементы материализма и научного метода мышления. Их идеи и действия были проникнуты революционным духом.

 

Самыми умеренными в движении были Ху Ши (1891-1961) и его единомышленники. Ху Ши прославлял американский образ жизни, считал его образцом для Китая, пренебрежительно отзывался о китайской национальной культуре. Философия американского прагматизма, буржуазное реформаторство, индивидуализм и космополитизм противоречиво сочетались у этой группы с идеями китайского буржуазного национализма. Но и Ху Ши с его последователями играли в то время прогрессивную роль в борьбе против феодальной культуры, особенно в сфере языкознания.

 

Чэнь Дусю, Гао Ихань, У Юй, Цай Юаньпэй считали своим идеалом принципы Французской революции XVIII в. Не понимая новой обстановки, они выступали в поддержку Антанты в первой мировой войне. Резко критикуя конфуцианство, они стояли за преобразование Китая по западному образцу, за внедрение западной культуры. Мировоззрение их было эклектическим. К этому, третьему направлению можно отнести большинство участников движения за "новую культуру".

 

                            Заключение

 

Борьба идеологий принесла Сунь Ятсену безоговорочную победу. Его  сторонники множились, а Гоминьдан  приобретал массовую поддержку в  широких слоях населения, особенно на юге Китая.

 

Однако некоторая политическая пассивность (в частности, и во избежание  гражданской войны со сторонниками Юань Шикая) предопределила его уход из большой политики 1 апреля 1912 года.

 

Отойдя от непосредственного  влияния на развитие Китая (Сунь Ятсен  занимал пост генерального директора  китайских железных дорог), он уже  не смог предотвратить установление режима личной диктатуры Юань Шикая.

 

Летом 1913 года лидер революционных  демократов призвал своих сторонников  ко «второй революции» для борьбы с Юань Шикаем, но время было упущено и его призыв уже не получил широкой поддержки.

 

В октябре 1913 г. Юань Шикай становится постоянным президентом Китайской Республики и его в этом качестве признают западные державы. В ноябре он распускает парламент и запрещает деятельность Гоминьдана. В следующем году были распущены провинциальные совещательные собрания и принята новая конституция, по которой президент получал огромные полномочия и возможность бесконтрольного руководства страной.

Информация о работе Личность Сунь Ятсена и его политическая программа