Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:58, реферат
Михаил Николаевич Соловьёв родился 29 мая 1886 г. в г. Ельце бывшей Орловской губернии. В семье его отца Н.А. Соловьёва, страхового агента, почётного гражданина города, было 14 детей.
М. Н. Соловьёв учился в классической Елецкой гимназии, в которую поступил в 1895 г. В старших классах гимназии он с жадностью участвовал в чтении запрещённых тогда произведений А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова и т.д. У юноши крепло убеждение в необходимости служить своему народу. С ученических лет началась и трудовая жизнь М.Н. Соловьёва – он даёт уроки, помогая семье.
1.Краткая биография
2.Заслуги в изучении эпидемиологии
3.Научно-педагогическая деятельность
4. Список использованной литературы
М.Н. Соловьев
одним из первых в нашей
стране начал глубокое
В 1935г. в монографии « Пищевые инфекции и интоксикации» М.Н. Соловьёв описал этиологию, клинику и лечение пищевых отравлений, рекомендовал тщательно разработанные методы их бактериологической диагностики и профилактики. В этой монографии предложена оригинальная классификация заболеваний от пищи. Учёный выделил заболевания микробного происхождения (интоксикации), вызванные ядовитыми веществами, содержащимися в пище; животными паразитами (инвазии); инфекции пищевого происхождения, свойственные животным и человеку.
В 20-30х годах в нашей стране отмечался ещё высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, в частности, брюшным тифом. В эти годы М.Н. Соловьёв проявляет большой интерес к изучению эпидемиологии и профилактики брюшного тифа. Он считал целесообразным организацию массовых прививок определённых контингентов населения с целью профилактики брюшного тифа. В 1926г. М.Н. Соловьёв совместно с Б.И. Гандельсман испытали жидкую брюшнотифозную вакцину путём введения её через рот и установили её безвредность, слабую реактогенность и высокую эффективность.
В Донбассе М.Н. Соловьёвым на основании многочисленных бактериологических исследований была расшифрована микробная этиология кишечных инфекций; наряду с возбудителем брюшного тифа были выделены микробы паратифов и дизентерии. Установлена возможность длительного сохранения жизнеспособности возбудителей кишечных инфекций в почве и сточной воде, что позволило указать на эпидемиологическое значение неблагоустроенных шахт. Было установлено, что брюшной тиф, паратифы, дизентерия распространяются контактно-бытовым, водным и пищевым путями.
Бактериологическое
С 1933 по 1934г. уровень заболеваемости кишечными инфекциями в Донбассе начал неуклонно снижаться. В эту работу по оздоровлению санитарного состояния Донбасса М.Н. Соловьёв вложил много своей кипучей энергии и труда.
В 20х годах М.Н. Соловьёв уделял также большое внимание вопросам специфической профилактики сибирской язвы – в то время широко распространённого среди людей и животных инфекционного заболевания. Иммунизация против сибирской язвы была предложена ещё в конце прошлого столетия во Франции Л. Пастером и в России Л.С. Ценковским. А.М. Безредка доказал возможность внутрикожной иммунизации животных против сибирской язвы, и результаты его исследований вызвали интерес в среде советских учёных. Однако при использовании вакцин Ценковского получить иммунитет к сибирской язве у лабораторных животных методом кожных реакций не удавалось. М.Н. Соловьёв в своих печатных работах поставил вопрос о проверке вакцин достаточной силы как по отношению друг к другу, так и по отношению к микробу-возбудителю.
В плане борьбы с эпизоотиями сибирской язвы среди животных, наносящими значительный ущерб сельскому хозяйству, исследования М.Н. Соловьёва по экспериментальной иммунизации и контролю вакцин против сибирской язвы имели большое значение.
М.Н. Соловьёв внёс значительный вклад в изучение актуальных вопросов эпидемиологии и профилактики многих инфекционных болезней. Его научные исследования были тесно связаны с задачами противоэпидемической борьбы. По существу разработка М.Н. Соловьёвым эпидемиологии кишечных инфекций и пищевых токсикоинфекций, а также других заразных болезней являлась ответом на социальный заказ общества науке. От изучения частной эпидемиологии М.Н. Соловьёв впоследствии перешёл к глубоким теоретическим обобщениям.
В январе 1930г. М.Н. Соловьёву была поручена
организация и заведование
В 1932-1937г. М.Н. Соловьёв заведовал также кафедрой микробиологии Харьковского фармацевтического института, в 1937-1941гг. и 1944-1948гг. – кафедрой эпидемиологии Харьковского института усовершенствования врачей. В 1933г. он организовал и руководил работой противочумной наблюдательной станции в Харькове. В 1933г. издал на украинском языке первый советский учебник « Общая эпидемиология и профилактика заразных болезней» для медицинских училищ, а в 1936г. вышло его руководство «Эпидемиология» для врачей и студентов медицинских институтов.
В январе 1933г. М.Н.Соловьёву было присвоено учёное звание профессора по кафедре эпидемиологии. В 1936г. ему без защиты диссертации присвоена учёная степень доктора медицинских наук.
В 1932г. М.Н. Соловьёв предпринял комплексное всестороннее научное освещение в печати современного состояния учения о натуральной оспе, в 1934г. – дизентерии, в 1935г. – дифтерии, в 1938г. – кори, возвратном тифе, в 1939г. – скарлатине.
М.Н. Соловьёв дал глубокий анализ роли вакцино-профилактики как основного мероприятия в борьбе с натуральной оспой и отметил « … наша задача должна заключаться в создании стойкого иммунитета против оспы, чтобы окончательно ликвидировать её в нашей стране». По его мнению, для создания мощной иммунной защиты против оспы в СССР необходим охват первичными прививками не менее 90% детей, тщательное соблюдение методики оспопрививания, проведение последующих ревакцинаций каждые 5-7 лет с обязательным контролем их результатов. Именно такая практика в осуществлении профилактических прививок позволила уже к 1936г., в кратчайший исторический срок, ликвидировать оспу в СССР.
Весьма актуальным был также изданный в 1935г. сборник «Дифтерия», предназначенный для врачей, студентов и среднего медицинского персонала.
Учёный совершенно справедливо
подчеркнул, что снижение заболеваемости
и смертности от дифтерии в нашей
стране после Великой Октябрьской
социалистической революции связано
с успехами социалистического
Главное значение в развитии эпидемий дифтерии он придаёт не микробу – возбудителю болезни, а социальным условиям жизни.
Осенью 1941г. в связи с наступлением немецко-фашистских захватчиков Харьковский медицинский институт был эвакуирован в г. Чкалов (Оренбург), где М.Н. Соловьёв в тяжёлых условиях военного времени продолжал большую педагогическую и практическую работу как профессор-эпидемиолог и консультант Южно-Уральского военного округа.
В апреле 1944г. Военный совет Южно-Уральского военного округа наградил М.Н. Соловьёва грамотой за руководство и организацию квалифицированной медицинской помощи раненым в эвако-госпиталях.
В 1944г. вернувшись из эвакуации в освобождённый Советской Армией Харьков, М.Н. Соловьёв много сил и энергии вложил в восстановление кафедры эпидемиологии медицинского института и налаживание учебного процесса.
С 1926г. М.Н. Соловьёв – член одного из старейших в нашей стране Харьковского научного медицинского общества. Он во многом способствовал организации и научно-методическому руководству со стороны общества санитарно-бактериологическими лабораториями, санитарно-эпидемиологическими станциями и пастеровскими пунктами.
Воспитатель научных кадров, прекрасный
лектор-педагог и создатель
Отличительной особенностью деятельности
М.Н. Соловьёва было постоянное и
искреннее стремление вовлекать
в научно-исследовательскую
Под руководством М.Н. Соловьёва подготовлено более 60 учёных – докторов и кандидатов медицинских наук, в том числе ряд крупных специалистов.
Научная школа М.Н. Соловьёва неразрывно связана общностью научных принципов, преемственностью взглядов и научной традицией со школой Д.К. Заболотного, в рамках которой сформировался М.Н. Соловьёв. Его ученики оказались не робкими подражателями учителя, а творческими научными работниками. Примером может служить деятельность В.М. Жданова, воспитанника школы М.Н. Соловьёва, ныне видного советского учёного-эпидемиолога и вирусолога, академика АМН СССР. Он во многом превзошёл учителя и успешно разрабатывает собственное оригинальное направление в науке.
Список использованной литературы: