Михаил Осипович Коялович: биография и научная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:40, реферат

Краткое описание

Михаил Осипович Коялович родился в 1828 г. в местечке Кузница Сокольского уезда Гродненской губернии в семье униатского священника. Это была семья, в которой сохранялись православные духовные ценности и традиции, родной язык, быт и воспоминания. Таких семей, почитавших православие в унии и чувствующих себя в превосходящем католическом окружении чужими на родной земле, было немало. Особенно заметно эта религиозная и национальная пропасть увеличилась после униатского провинциального Замойского собора 1720 г., когда латинизация унии стала необратимой, а православные обряды и православная литература повсеместно подвергались преследованию и уничтожению.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Эти наблюдения М.О. Кояловича, связанные с эволюцией  церковной унии, не могут быть не замеченными и современными историками, честно исследующими историю Брестской церковной унии. К сожалению, работа Кояловича по истории унии не была доведена им до конца, т.е. до Полоцкого Церковного Собора 1839 г. Однако изучение событий, приведших к Полоцкому Собору, для исследователя было отнюдь не безразлично. Достаточно вспомнить рецензию Кояловича: “Разбор сочинения П.О. Бобровского “Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I-го. Историческое исследование по архивным документам и указание, на основании архивных документов, иной постановки всех главных униатских вопросов того времени” (1890 г.). Насколько глубоко было проникновение Кояловича в жизнь униатской церкви первой трети XIX в. свидетельствуют его многочисленные публикации, связанные с 50-летием Полоцкого церковного Собора. Среди них следует назвать “К предстоящему пятидесятилетию воссоединения западнорусских униатов 1839 г.”7, а также статьи о митрополите Литовском - Иосифе8. По-видимому, мысль о продолжении своей работы над унией, о доведении исследования до Полоцкого церковного собора никогда не покидала историка.

Однако вершиной всего творчества М.О. Кояловича  стал его поистине фундаментальный  труд - “История русского самосознания...” (1884 г.). Эта монография не только завершила  его многолетнюю исследовательскую работу, но и явилась своеобразным итогом эволюции мировоззрения историка.

С точки зрения Кояловича, белорусы, малоросы и великорусы - один народ - славяне, создавший свое первое государственное объединение  под названием Русь. Несмотря на длительный период политического обособления, этот народ сохранил и выработал великую культуру, высшим достижением которой явился литературный русский язык. Коялович полагал, что все эти три ветви русского народа генетически, материально и духовно связаны между собою и составляют в совокупности единую русскую цивилизацию. Однако историк никогда не говорил о единообразии культуры этой цивилизации, подчёркивая наличие в ней существенных региональных различий. Эти различия Коялович видел и в Белоруссии. Он призывал своих учеников выявлять и изучать эти особенности.

Как уже отмечалось, М.О. Коялович никогда не был сугубо кабинетным учёным. Его научная работа, работа историка-исследователя, была тесно  связана с публицистической деятельностью  и определяла её характер. Публицистике историк отдавался столь же страстно и искренне, как и науке. В своих многочисленных статьях и речах, в бесчисленных письмах к близким и единомышленникам он был проводником одной идеи - единой и неделимой России. Убеждение это возникло вследствие кропотливых научных изысканий и долгих размышлений.

Современная культурная и интеллектуальная жизнь Белоруссии, по мнению М.О. Кояловича, определялась решением тех же самых задач, которые  стояли ранее, но осложнённых ныне переплетением  “застарелых исторических счетов и отношений, связанных иногда почти нерасторжимым узлом”. Наибольшую опасность для традиционного, народного развития Белоруссии историк видел не только в польском национальном, но и в пропольски ориентированном белорусском шляхетском движении. Именно поэтому, как только культурной победе “православной русской стихии”, переживающей свое Возрождение в XIX в., стала угрожать опасность, Коялович без каких-либо сомнений и колебаний сразу же встал на её защиту. Такую опасность историк увидел в польском восстании 1863 г. Разъяснение его причин и последствий определило политическую направленность публицистики Кояловича 60-70-х гг., а также его участие в изданиях И.С. Аксакова, дружба и сотрудничество с которым продолжалась до конца жизни последнего.

Помимо аксаковских  изданий М.О. Коялович печатался  в “Церковном Вестнике” и в  “Христианском Чтении” (они издавались при Санкт-Петербургской Духовной Академии), в “Журнале Министерства народного просвещения”. Статьи и  заметки Кояловича помещались на страницах “Русского Инвалида”, “Гражданина”, “Правды”, “Нового Времени”, “Известий Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного Общества” и многих других периодических изданий.

Знакомство  с И. Аксаковым сблизило Кояловича  и с другими славянофилами: Ю. Самариным, А. Гильфердингом, взгляды которых он разделял, а деятельности сочувствовал.

Со славянофильских  позиций Коялович рассматривал не только историю Белоруссии, но и историю  России и всего славянства. Исследователь  не уставал повторять о единстве исторической и культурной миссии славянства, объединённого кирилло-мефодиевской идеей. Отсюда становятся понятными тревога и боль М. Кояловича, историка и гражданина, за судьбы славянства в целом, разъединённого в то время не только территориально, но и конфессионально. При этом стремление к объединению славян не должно было, по мнению Кояловича, закрывать путь к пониманию своеобразия и особенностей развития отдельных славянских народов. Отсюда он неустанно обращал внимание на исторические, этнографические и культурные отличия родной ему Белоруссии от остального славянского мира.

Убеждения Кояловича, воспитанные в семье, получившие дальнейшее развитие в Виленской  семинарии и Санкт-Петербургской  Академии, добытые путём скрупулёзных научных исследований, были восприняты и усвоены его учениками. Среди них следует назвать О.В. Щербицкого, основателя “Белорусской библиотеки в Вильно”, члена Археографической комиссии, автора многочисленных работ по церковной истории Белоруссии; Н.П. Жуковича, члена-корреспондента Российской Академии наук, известного своими фундаментальными исследованиями по истории Речи Посполитой; Ю.Ф. Крачковского, председателя Виленской Археографической комиссии, директора Виленской публичной библиотеки и музея, крупного исследователя по этнографии Белоруссии; П.А. Червяковского, историка крестьянства Речи Посполитой; И.Я. Киприановича, исследователя истории народного образования Белоруссии; И.А. Котовича, редактора “Литовских епархиальных ведомостей”, историка церкви; Н.Р. Диковского, редактора “Гродненских епархиальных ведомостей”, председателя Гродненского церковно-археографического комитета, историка православия.

Большое влияние  исторические взгляды М.О. Кояловича  оказали на мировоззрение А.И. Шавельского, А.Б. Белецкого, Е.Ф. Орловского, А.С. Будиловича, Л.С. Паевского, А.В. Ярушевича, К.Н. Харламповича, Н.И. Теодоровича, Л.М. Солоневича9 и многих других историков, общественно-политических и церковных деятелей.

М.О. Коялович был  основателем Православной Исторической Школы, одного из основных направлений российской и белорусской историографии, связанного с изучением церковной истории. Приверженцами этого направления была православная интеллигенция России и Белоруссии, осознавшая своё духовное родство с традиционной православной культурой.

 

 

 

 

Заключение

Уроженец Белоруссии, М.О. Коялович жил и работал в  сложную эпоху середины и второй половины XIX в., когда православная культура Белоруссии переживала несравненный подъем, объясняющийся ее освобождением  от двухвекового угнетения. Не будет  преувеличением утверждение, что и сам М. Коялович был по существу феноменом этого Возрождения, который мог возникнуть только на белорусской почве.

Глубокий историк-исследователь  и блестящий публицист, М.О. Коялович оказался тем связующим звеном в  культуре Белоруссии, которая соединила воедино “век нынешний и век минувший”: Св. Георгия Конисского и Иоанна Григоровича, Е.Ф. Карского и Афанасия Мартоса. Однако было бы неправильно видеть в Кояловиче только деятеля культуры регионального значения. Его жизнь и труды в равной степени принадлежат Белоруссии и России, на благо которых он трудился. Работы М.О. Кояловича являются достоянием всего славянского мира, о великом будущем которого он мечтал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1 Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные императорскою Академиею наук по завещанию автора. Спб.1883. Т. I. С. 572.

2 Там же

3 Цвикевич А. Указ. соч. С.145.

4 Коялович М.О. Народнае движение в Западной России. “Русский Инвалид”.1863. № 91

5 Церковный Вестник. 1891. № 35.

6 Пальмов И. Памяти М.О. Кояловича. В книге: Коялович М.О. История русского самосознания. Мн. 1997. С.8.

7 “Церковные вести” 1889. № 9, 10, 11, 12.

8 Коялович М.О. “О почившем митрополите литовском Иосифе”. Спб.1869.

9 Подробнее см.: Черепица В.М. Послесловие. М.О. Коялович История русского самосознания. Мн., 1997. С. 669-673.


Информация о работе Михаил Осипович Коялович: биография и научная деятельность