Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:40, реферат
Михаил Осипович Коялович родился в 1828 г. в местечке Кузница Сокольского уезда Гродненской губернии в семье униатского священника. Это была семья, в которой сохранялись православные духовные ценности и традиции, родной язык, быт и воспоминания. Таких семей, почитавших православие в унии и чувствующих себя в превосходящем католическом окружении чужими на родной земле, было немало. Особенно заметно эта религиозная и национальная пропасть увеличилась после униатского провинциального Замойского собора 1720 г., когда латинизация унии стала необратимой, а православные обряды и православная литература повсеместно подвергались преследованию и уничтожению.
Эти наблюдения М.О. Кояловича, связанные с эволюцией церковной унии, не могут быть не замеченными и современными историками, честно исследующими историю Брестской церковной унии. К сожалению, работа Кояловича по истории унии не была доведена им до конца, т.е. до Полоцкого Церковного Собора 1839 г. Однако изучение событий, приведших к Полоцкому Собору, для исследователя было отнюдь не безразлично. Достаточно вспомнить рецензию Кояловича: “Разбор сочинения П.О. Бобровского “Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I-го. Историческое исследование по архивным документам и указание, на основании архивных документов, иной постановки всех главных униатских вопросов того времени” (1890 г.). Насколько глубоко было проникновение Кояловича в жизнь униатской церкви первой трети XIX в. свидетельствуют его многочисленные публикации, связанные с 50-летием Полоцкого церковного Собора. Среди них следует назвать “К предстоящему пятидесятилетию воссоединения западнорусских униатов 1839 г.”7, а также статьи о митрополите Литовском - Иосифе8. По-видимому, мысль о продолжении своей работы над унией, о доведении исследования до Полоцкого церковного собора никогда не покидала историка.
Однако вершиной всего творчества М.О. Кояловича стал его поистине фундаментальный труд - “История русского самосознания...” (1884 г.). Эта монография не только завершила его многолетнюю исследовательскую работу, но и явилась своеобразным итогом эволюции мировоззрения историка.
С точки зрения Кояловича, белорусы, малоросы и великорусы - один народ - славяне, создавший свое первое государственное объединение под названием Русь. Несмотря на длительный период политического обособления, этот народ сохранил и выработал великую культуру, высшим достижением которой явился литературный русский язык. Коялович полагал, что все эти три ветви русского народа генетически, материально и духовно связаны между собою и составляют в совокупности единую русскую цивилизацию. Однако историк никогда не говорил о единообразии культуры этой цивилизации, подчёркивая наличие в ней существенных региональных различий. Эти различия Коялович видел и в Белоруссии. Он призывал своих учеников выявлять и изучать эти особенности.
Как уже отмечалось, М.О. Коялович никогда не был сугубо кабинетным учёным. Его научная работа, работа историка-исследователя, была тесно связана с публицистической деятельностью и определяла её характер. Публицистике историк отдавался столь же страстно и искренне, как и науке. В своих многочисленных статьях и речах, в бесчисленных письмах к близким и единомышленникам он был проводником одной идеи - единой и неделимой России. Убеждение это возникло вследствие кропотливых научных изысканий и долгих размышлений.
Современная культурная и интеллектуальная жизнь Белоруссии, по мнению М.О. Кояловича, определялась решением тех же самых задач, которые стояли ранее, но осложнённых ныне переплетением “застарелых исторических счетов и отношений, связанных иногда почти нерасторжимым узлом”. Наибольшую опасность для традиционного, народного развития Белоруссии историк видел не только в польском национальном, но и в пропольски ориентированном белорусском шляхетском движении. Именно поэтому, как только культурной победе “православной русской стихии”, переживающей свое Возрождение в XIX в., стала угрожать опасность, Коялович без каких-либо сомнений и колебаний сразу же встал на её защиту. Такую опасность историк увидел в польском восстании 1863 г. Разъяснение его причин и последствий определило политическую направленность публицистики Кояловича 60-70-х гг., а также его участие в изданиях И.С. Аксакова, дружба и сотрудничество с которым продолжалась до конца жизни последнего.
Помимо аксаковских
изданий М.О. Коялович печатался
в “Церковном Вестнике” и в
“Христианском Чтении” (они издавались
при Санкт-Петербургской
Знакомство с И. Аксаковым сблизило Кояловича и с другими славянофилами: Ю. Самариным, А. Гильфердингом, взгляды которых он разделял, а деятельности сочувствовал.
Со славянофильских позиций Коялович рассматривал не только историю Белоруссии, но и историю России и всего славянства. Исследователь не уставал повторять о единстве исторической и культурной миссии славянства, объединённого кирилло-мефодиевской идеей. Отсюда становятся понятными тревога и боль М. Кояловича, историка и гражданина, за судьбы славянства в целом, разъединённого в то время не только территориально, но и конфессионально. При этом стремление к объединению славян не должно было, по мнению Кояловича, закрывать путь к пониманию своеобразия и особенностей развития отдельных славянских народов. Отсюда он неустанно обращал внимание на исторические, этнографические и культурные отличия родной ему Белоруссии от остального славянского мира.
Убеждения Кояловича,
воспитанные в семье, получившие
дальнейшее развитие в Виленской
семинарии и Санкт-
Большое влияние исторические взгляды М.О. Кояловича оказали на мировоззрение А.И. Шавельского, А.Б. Белецкого, Е.Ф. Орловского, А.С. Будиловича, Л.С. Паевского, А.В. Ярушевича, К.Н. Харламповича, Н.И. Теодоровича, Л.М. Солоневича9 и многих других историков, общественно-политических и церковных деятелей.
М.О. Коялович был основателем Православной Исторической Школы, одного из основных направлений российской и белорусской историографии, связанного с изучением церковной истории. Приверженцами этого направления была православная интеллигенция России и Белоруссии, осознавшая своё духовное родство с традиционной православной культурой.
Заключение
Уроженец Белоруссии, М.О. Коялович жил и работал в сложную эпоху середины и второй половины XIX в., когда православная культура Белоруссии переживала несравненный подъем, объясняющийся ее освобождением от двухвекового угнетения. Не будет преувеличением утверждение, что и сам М. Коялович был по существу феноменом этого Возрождения, который мог возникнуть только на белорусской почве.
Глубокий историк-
Список использованных источников и литературы
1 Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные императорскою Академиею наук по завещанию автора. Спб.1883. Т. I. С. 572.
2 Там же
3 Цвикевич А. Указ. соч. С.145.
4 Коялович М.О. Народнае движение в Западной России. “Русский Инвалид”.1863. № 91
5 Церковный Вестник. 1891. № 35.
6 Пальмов И. Памяти М.О. Кояловича. В книге: Коялович М.О. История русского самосознания. Мн. 1997. С.8.
7 “Церковные вести” 1889. № 9, 10, 11, 12.
8 Коялович М.О. “О почившем митрополите литовском Иосифе”. Спб.1869.
9 Подробнее см.: Черепица В.М. Послесловие. М.О. Коялович История русского самосознания. Мн., 1997. С. 669-673.
Информация о работе Михаил Осипович Коялович: биография и научная деятельность