Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:35, реферат
Петр Великий — уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения.
В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Это он одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Это он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.
Таким образом, европеизации
стала для царя и чиновничества
средством дополнительного
В. «ОБЪЕКТИВИСТЫ»:
Европеизация страны была вызвана объективными потребностями страны и началась задолго до Петра I. Еще его дед, царь Михаил Федорович, начал преобразование армии на европейский манер (полки «нового строя»). Эту же тенденцию продолжил отец Петра, царь Алексей Михайлович. Множество европейских новшества появилось в культуре, в быту.
И все же европеизация страны
стала важнейшим итогом петровских
преобразований. Под европеизацией
следует понимать не только и не
столько обрезание бород и
укорачивание национального платья,
а обширный комплекс мер, нацеленных
на повышение культурного уровня
населения, на его цивилизованное поведение
в обществе, на внедрение современных
форм промышленного производства и
т.д. Под европеизацией следует
подразумевать и
Несомненно, к европеизации
России относится и новая система
государственного управления, разработанная
на западноевропейский манер (Сенат, коллегии,
городские магистраты и др.). К
европеизации России нужно отнести
и создание мануфактурного производства,
в результате чего в промышленном
отношении Россия при Петре Великом
достигла грандиозных успехов: если
в конце XVII в. в России было 10–12 мануфактур,
то к концу петровского
Мнение историков:
П.Я. Чаадаев (русский мыслитель XIX в.): «Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!»
С.Ф. Платонов: «Во внешней
политике Петр строго шел по старым
путям, боролся со старыми врагами,
достиг небывалого успеха на Западе, но
не упразднил своими успехами старых
политических задач по отношению
к Польше и к Турции. Он много
сделал для достижения заветных помыслов
Московской Руси, но не доделал всего.
<...> В политике внутренней Петр недалеко
ушел от XVII века. Государственное устройство
осталось прежним: полнота верховной
власти, формулированная царем Алексеем
в словах Деяний Апостольских, получила
более пространное определение
при Петре в Регламенте воинском,
в указах, наконец, в философских
трактатах Феофана Прокоповича.
Земское самоуправление, не имевшее
политического характера и
Деятельность Петра не
была и общественным переворотом. Государственное
положение сословий и их взаимные
отношения не потерпели существенных
изменений. Прикрепление сословий к
государственным повинностям
В экономической политике Петра, в ее задачах и результатах также нельзя видеть переворота. Петр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него — задачу поднятия производительных сил страны. Его программа развития национальной промышленности и торговли была знакома в XVII веке теоретически — Крижаничу, практически — Ордину-Нащокину. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.
И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новых откровений. Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII веке вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. Царь Алексей — отчасти и царь Федор —вполне являлись уже представителями нового направления. Царь Петр в этом прямой их преемник. Но его предшественники были ученики киевских богословов и схоластиков, а Петр был ученик западноевропейцев, носителей протестантской культуры. Предшественники Петра мало заботились о распространении своих знаний в народе, а Петр считал это одним из главных своих дел. Этим он существенно отличался от государей XVII века. Так, Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром. Но не следует, однако, преувеличивать эти результаты. При Петре образование коснулось только высших слоев общества и то слабо; народная же масса пока осталась при своем старом мировоззрении».
4. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРЯ ПЕТРА I
А. «ПАНЕГИРИСТЫ»:
Вступив в права полновластного самодержца, Петр I решительно пришпорил «клячу истории». В начале своего правления он застал Россию варварской страной, в которой не было собственной науки, светской культуры, образования. Жесткой рукой правителя-реформатора повел он Россию к мировому величию, ибо именно такого — мирового — величия желал Петр России. Именно поэтому он вел столь активную внешнюю политику, в течение двадцати одного года боролся за выход России к Балтийскому морю и, победив в этой Северной войне, исполнил наконец чаяния многих поколений — вернул России ее исконные прибалтийские земли. Победа в Северной войне превратила Россию в мощную державу с границами от Балтийского до Охотского морей, с которой теперь приходилось считаться всем европейским государствам. А в результате Персидского похода 1722—1723 гг. Россия приобрела земли на южном побережье Каспийского моря. Перевернул Петр и внутреннюю жизнь России. Один из первых биографов Петра I, П.Н. Крекшин писал: «Петр кротким нравом воскресил Россию полумертвую, воздвиже сияющую, слабую в силе, малочувственную по имени своему сотвори камени подобную (имя «Петр» означает «камень». — С.П.), возведя от тьмы ко свету, от незнания к знанию, от бесчестия к славе».
Б. «ОБЛИЧИТЕЛИ»:
Петр I — это великий
разрушитель. Даже признавая факт многого
сделанного им, нельзя забывать о том,
что еще большее число его
деяний имело отрицательное значение
для России. В конце XVII века Россия
представляла собой развитую, высококультурную
страну, со своей системой государственного
устройства, социальных и политических
отношений, со своей культурой. Россия
на протяжении многих веков развивалась
естественно, органично, в необходимой
мере заимствуя тот или иной европейский
или азиатский опыт, тот опыт,
который действительно был
Но Петр разрушил симфоническое единство древней России. Стремясь превратить Россию в западноевропейскую страну, он отказался от великого наследия, которое получил. Переворот Петра, несмотря на весь внешний блеск свой, свидетельствует, какое глубокое внутреннее зло производит величайший гений, как скоро он действует одиноко, отдаляется от народа и смотрит на него, как архитектор на кирпичи. Петр, скажут, возвеличил Россию. Точно, он много придал ей внешнего величия, но внутреннюю ее целость он поразил растленьем: он внес в ее жизнь семена разрушения, вражды. Да и все внешние славные дела совершал он и приемники его — силами той России, которая возрастала и окрепла на древней почве, на других началах.
Кроме того, страшны были
не только сами реформы Петра, но и
методы их проведения. Неимоверная
жестокость Петра поражала даже современников.
Реформы Петра вводились
В. «ОБЪЕКТИВИСТЫ»:
Деяния Петра имели
под собой объективную основу
и объективные потребности
В России впервые в истории
формулируется идея «служения Отечеству»,
идея «пользы Отечества» как важнейшие
идеи национального сознания. Но «пользу
Отечества» может обеспечить только
сильное государство. По сути дела,
XVIII век сплел воедино два
Другое дело, что Петр
I резко и даже слишком резко
ускорил задолго до него начавшийся
процесс формирования единой нации,
единого национального
Бесспорно, заслуги Петра
и его сподвижников перед Россией
велики. Однако опыт истории показывает,
что ни один бурный переворот привычного
хода вещей не обходится без потерь,
и чаще всего потерь трагических.
Это понимал и сам Петр, потому
и придавал он столь большое значение
идеологическому объяснению собственных
деяний. Но в его сознании давнее
русское представление о
Более того, Петр I считал традиционную русскую религиозность одним из главных источников российского «невежества». Поэтому идею Святой Руси он заменил теорией «общего дела», созданной в западноевропейских ученых кабинетах. По убеждению Петра, именно теория «общего дела», как никакая другая, отвечала задаче идеологического обоснования реформ.
Используя постулаты этой теории, Петр представлял себя выразителем интересов всей России и будущим величием ее оправдывал любые свои действия. Петр неоднократно, можно сказать, постоянно подчеркивал, что он только служит России, и требовал такого же служения ото всех — и от простого народа, и от высших сословий.
И вот еще одно поразительное противоречие Петровской эпохи! Преобразования Петра принимали и исполняли его волю потому, что в сознании русских людей сохранялся традиционный образ православного царя Помазанника Божия. Но сам Петр всячески ломал этот образ, всячески избавлялся от него. Иначе говоря, используя силу, авторитет традиции, Петр ломал саму традицию!
Информация о работе Мнения о личности и деятельности Петра Первого