Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:20, реферат
Мы, люди XXI века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских
реформ в России. Люди XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о
значении Петра историк М.П.Погодин в 1841 г., то есть спустя почти полтора
столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: «В руках (Петра)
концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде
встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень
на всё наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую
минуту всё ещё как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда
не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».
Введение -------------------------------------------3
Реформа армии и военно-морского флота---------------6
Экономические реформы-------------------------------11
Реформа государственного аппарата-------------------16
Церковная реформа-----------------------------------20
Заключение------------------------------------------23
В результате Петровской
политики в экономической
Создание собственной
Участие казны в торговле
неизбежно вело к ограничению,
регламентации торговой
«Государственные монополии,
налоги, повинности – это были
силовые средства, применённые петровским
государством для получения
Самодержавное государство стремилось за счёт купечества и его профессионального дела – торговли быстро добыть деньги и товары для решения своих грандиозных проблем.
Во время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне. Лишь один перечень их производит на нас впечатление. Повинности были нескольких видов: 1) людские (рекруты); 2) отработочные; 3) подводные; 4) лошадные; 5) постройные; 6) натуральные (провиантом, фуражом и так далее); 7) денежные.
««Денежные налоги делились
на постоянные и
«Приказные», петербургские и сословные постоянные налоги дополнялись местными платежами, отличавшимися в каждой губернии, провинции и даже уезде. Если объединить их по значению, то это – сборы на местную администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.
Постоянные и даже
Были проведены две переписи населения – в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10 копеек в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли 12 миллионов рублей в год).
Важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои...
Указом 2 марта 1711 года был образован Сенат. Он заменил Боярскую Думу. Чем не устраивал Петра Боярская дума, в чём смысл и значение проведённой реформы?
Ответ на эти
вопросы дал ещё В.И.Ленин: «
Назначения в Сенат, как и освобождение от присутствия в нём, производились царём, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, то есть неограниченной монархии.
Отмеченные особенности
Сената выкристаллизовались
Из текста явствует, что учреждение создавалось «для отлучек наших», то есть на время пребывания царя вне столицы, в данном случае в походе к границам Османской империи. На деле Сенат продолжал существовать и после возвращения Петра из похода.
Не сразу сложились обязанности Сената. Сохранилось три редакции указа с перечислением поручений Сенату на время отсутствия царя.
«Сенат имел право
издавать указы, которых все
обязаны были слушаться под
страхом наказания и даже
Вместе с учреждением
сената последовало учреждение
фискалов. Главный фискал на всё
государство назывался обер-
С учреждением сената ратуша хотя не была уничтожена, но потеряла своё прежнее значение, и власть губернаторов стала простираться на торговое сословие. Губернаторам было отдано ямское дело, а ямской приказ был упразднён. На них же было возложено отыскание металлических руд, и особый существовавший до сих пор приказ рудных дел был уничтожен. С целью преобразования монетной системы учреждено особое место, так называемая купецкая палата»6.
В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных дел"; 2) Коллегия военных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял
президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".
Ломке было подвергнуто и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении создать 8 губерний. До осуществления губернской реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральным учреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был поставлен Меншиков, Воронежской – адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин Тихон Никитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 года. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян.
Губернские учреждения
должны были укрепить местную
администрацию. Огромные права
губернатора позволяли ему
В 1719 г. областная
реформа получила дальнейшее
свое развитие: основной административной
единицей на местах стала
В результате реформ
государственного аппарата и
власти на местах в России
было создано государство,
Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви подчинить себе светскую власть - это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.
На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. «Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу, военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли»7. Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров»8. В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.