Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:23, реферат
В VI в. до н. э. Рим оказался на некоторое время в подчинении этрусков. Предпоследний римский царь, Сервий Туллий, происходивший из этрусской династии, провел ряд реформ, нанесших удар по родовому строю и определивших характер ранней римской государственности. На смену родоплеменному делению римского общества пришел территориальный принцип. Сервий Туллий разделил римский народ на четыре новые территориальные трибы, к которым было приписано и патрицианское, и плебейское население, проживающее на их территории. Таким образом, плебеи были формально включены в состав формирующейся римской гражданской общины.
Реформа Сервия Туллия
В VI в. до н. э. Рим оказался на некоторое время в подчинении этрусков. Предпоследний римский царь, Сервий Туллий, происходивший из этрусской династии, провел ряд реформ, нанесших удар по родовому строю и определивших характер ранней римской государственности. На смену родоплеменному делению римского общества пришел территориальный принцип. Сервий Туллий разделил римский народ на четыре новые территориальные трибы, к которым было приписано и патрицианское, и плебейское население, проживающее на их территории. Таким образом, плебеи были формально включены в состав формирующейся римской гражданской общины.
В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.
Патриции (от лат. Pater-отец) члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям. Семейные отношения патрициев строились на основе отцовского права, при котором отец семейства обладал абсолютной властью над членами семьи: наследование имени и имущества шло по мужской линии и родственные связи признавались связи только по отцу.
Плебеи (от лат. Plebs-простой народ) - это население Древнего Рима, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев, добровольно переселившихся в Рим. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле, обладая, однако, небольшими участками на правах частной собственности.
В семейных отношениях плебеев длительное время сохранялись пережитки материнского права, при котором мать считалась главой семьи и хозяйственного имущества. Видимо, поэтому вплоть до 445 года до н.э. браки между патрициями и плебеями не признавались законными.
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в сере-дине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древне-римского государства.
Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. В следствии этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.
Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.
Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских) ; а также пять не вооруженных центурий: две ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.
Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.
Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.
Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.
Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.
Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.
Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.
Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.
Созданием Сервием
Туллием нового ополчения, сменившего
родовые дружины послужило
Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого государства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господствующего класса, был плотью от плоти этого класса.
Важно иметь
в виду, что центуриатная организация
предназначалась и для
Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.
Таким образом, в VI-V в. в. до н.э. имущественная дифференциация в Риме нашла отражение в его военной организации в системе комиций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении ею зависело от величины принадлежащего ему на правах частной собственности земельного участка. Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, принадлежащие состоятельным гражданам.
На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан и сливалась с военной организацией, она " была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишения вооружения ".
Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом нового деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государственного единства по существу были ничем иным, как военно-административным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.
Так на рубеже VI-V в. в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Эта политическая форма соответствовала раннерабовладельческим отношениям. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим и размеряющим земли. Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства.
Раннереспубликанский
Вооруженные силы, таким образом, не только служила аппаратом "высшего" и "внутреннего" насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершенного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.
Верховное командование в армии
осуществляя орган
Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования.
Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.
Офицеры делились на высших и низших.
Низшие офицеры были, по указанию Сервия
Туллия, командирами центурий. Они
выдвигались на эту должность
из простых легионеров и, как правило,
не достигали более высоких
Военнообязанными считались
Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество воинов, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.
В период реформы Сервия Туллия в условиях примитивного государственного аппарата армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Кроме того, армия активно влияла на процесс оформления республиканского аппарата. Разрастание магистратур происходило вследствие расширения территории государства путем завоеваний, усложнения социальной структуры и кассовой дифференциации, вызванной притоком богатства в Рим в виде военной добычи. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором и осуществлялось в жесткой связи с развитием военной организации.
Заключение
Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был взорван разделением на классы и заменен государственной организацией.
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытесняла родовую организацию.
Реформа Сервия Туллия позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику.
Список использованной литературы.
1. Бирюков Ю. М. "Государство и право Древнего Рима". М.: изд-во ВПА, 1969г., с. 105
2. Орлов Г. В. "История государства и права зарубежных стран", часть 1, М.: из-во ВКИМО