Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:31, биография
В политической истории человечества и отдельных народов есть темы, требующие периодического возвращения к ним, чтобы вновь осмыслить их на основе нового знания и опыта, освободившись вместе с этим от оценок, некогда навязанных злобой дня. Вернемся к одной из таких тем: историческая роль и политическая судьба деятеля, принадлежавшего к почти исчезнувшей ныне плеяде харизматических лидеров, поговорим о Сукарно – о первом президенте независимой Индонезии.
1. Введение
2. Путь Сукарно
2.1 Личность
2.2 Политический курс
3. Заключение
4. Список литературы
Сукарно
прилагал усилия к сплочению всех
национальных политических сил. Основной
партией правого крыла была партия
Машуми (Консультативный совет
Все более значительную роль начинает
играть воссозданная на основе программы,
разработанной Сукарно Национальная партия
Индонезии (НПИ). Эта партия, опираясь на
теорию мархаэнизма (теорию социально-национальной
демократии), выдвинула идею построения
в Индонезии социалистического общества
путем организации общественной «взаимопомощи»
в национальном масштабе. Эти утопические
идеи также лягут в основу политики «направляемой
демократии». Национальная партия руководствовалась
принципами «Панча сила» и боролась за
единство политических сил, вступая в
политические союзы с левыми и правыми
группировками. Сукарно взял на себя роль
политического арбитра между политическими
партиями, боровшимися за власть в стране.
Не раз Сукарно обвинят в том, что он «пытается
нести на голове два кувшина».
Из партий левого толка значительную роль
играла Коммунистическая партия Индонезии
(КПИ) во главе с Д. Айдитом. По главным
стратегическим вопросам у нее никогда
не было единства, значительная часть
партии находилась под сильным влиянием
маоизма. Социалистическая партия Индонезии
также не представляла единого монолита.
Левые социалисты СТТТД близки к коммунистам,
а правые ориентировались на союзнические
отношения с партией Машуми.
Все 50-е годы страна представляла собой
арену острой борьбы различных политических
группировок за власть. Президент в этих
условиях попытался выступить в роли политического
мессии, призванного создать единство
нации.
Большинство индонезийцев никогда не
жили при демократии, поскольку и Нидерландская
Индия, и японский режим были по существу
полицейскими государственными системами.
К тому же далеко не все силы, претендовавшие
на власть в стране, разделяли общие демократические
принципы. Армия, которая становилась
все более сплоченной и влиятельной, относилась
к государственным и политическим деятелям
с презрением. Сам Сукарно был озабочен
ограничением своих полномочий в соответствии
с новой конституцией и начинал сомневаться
в пригодности для Индонезии западных
форм демократии.
Вскоре после образования унитарного государства проявились признаки отсутствия единой воли. Партии, возникшие в борьбе за национальную независимость, соперничали теперь на политической арене Джакарты. В результате различные премьер-министры и правительства то и дело сменяли друг друга при неизменном сохранении поста президента за Сукарно.
В октябре 1952 несколько министров правительства, поддержанные военными, предприняли попытку захватить власть для того, чтобы сковать действия радикальных националистов и начать осуществление программы экономической стабилизации. Неудачная демонстрация силы привела к падению умеренного правительства Вилопо в июне 1953 и его замене первым правительством Али Састроамиджойо, которое было ближе к Сукарно и радикальным националистам. Более того, хотя Коммунистическая партия Индонезии (КПИ) не была непосредственно представлена в кабинете министров, правительство Састроамиджойо в определенный момент опиралось на ее поддержку.
В июле 1955 военные свергли первое правительство Састроамиджойо, и на период до парламентских выборов было сформировано временное правительство. Как показали результаты этих исключительно важных для страны выборов (действительно всенародных и самых свободных за всю историю страны), 39 млн. избирателей Индонезии отдали примерно равное число голосов каждой из четырех политических партий: Национальной партии Индонезии (НПИ), двум соперничавшим мусульманским партиям – Машуми, представлявшей реформистов и наиболее многочисленной за пределами Явы, и Нахдатул Улама (НУ), включавшей приверженцев традиционного национализма и прочно утвердившейся на Яве, а также Коммунистической партии Индонезии (КПИ), которая набрала более 16% голосов и получила 39 мест в парламенте. Поскольку ни одна из этих партий не завоевала явного большинства голосов, было сформировано коалиционное правительство, которое возглавил Али Састроамиджойо. По иронии судьбы, выборы 1955 лишь подорвали доверие к парламентской демократии, поскольку не помогли создать правительство, способное эффективно управлять страной.
Возвращение Састроамиджойо к власти привело к новым конфликтам с военными в 1956. В одном из них командующий войсками, расквартированными в Западной Яве, арестовал министра иностранных дел страны, за освобождением которого последовал мятеж, возглавленный вторым лицом в вооруженных силах Индонезии. В другом случае командующий военным округом, включающим северную и центральную Суматру, объявил, что его округ «прерывает отношения с центральным правительством».
В
этой напряженной обстановке 25 февраля
1957 года президент Сукарно опубликовал
программу, направленную на стабилизацию
положения в стране и получившую название
«Концепция президента». Программа выдвигала
идею «направляемой демократии», основное
содержание которой сводилось к организации
сотрудничества всех слоев и групп индонезийского
общества. Концепция включала создание
правительства национального единства
с участием всех патриотических группировок
в соответствии с числом мест, которыми
они располагали в парламенте. В концепции
явно прослеживалось расширение прерогатив
исполнительной власти и непосредственно
президента. В развитие своей программы
Сукарно выдвинул идею «направляемой
экономики», т. е. экономики, планируемой
государством и его органами. Эта политика
предусматривала создание мощного государственного
сектора, вытеснение иностранного капитала,
проведение аграрной реформы и т. д.
Наиболее полно идеи «направляемой демократии»
и «направляемой экономики» были сформулированы
в программной речи президента в августе
1959 года, получившей название «Политический
манифест Республики Индонезия». Философской
основой Политического манифеста стали
принципы «Панча сила», несколько дополненные
и уточненные. В дополненных формулировках
появились новые принципы: «индонезийский
социализм», «направляемая демократия»,
«направляемая экономика», «национальная
самобытность Индонезии». Особое внимание
Манифест уделил государственному устройству
на основе конституции 1945 года.
В ответ на программу «направляемой демократии» армия и население Внешних островов выразили протест, а в городе Уджунгпанданге на юге Сулавеси вспыхнуло восстание. Жители Калимантана (Борнео) и Восточной Явы также проявили беспокойство. Все эти события привели к отставке второго правительства Састроамиджойо. После этого Сукарно объявил военное положение на всей территории страны и пригласил не согласных с ним армейских лидеров на совещание. Когда стало ясно, что идея «направляемой демократии» встречает сильную оппозицию и что ни одна из политических партий не способна сформировать правительство, Сукарно сам составил команду специалистов, назначив премьер-министром Джуанду.
Кабинет министров Джуанды приступил к исполнению своих обязанностей в апреле 1957. Генеральная ассамблея ООН отвергла (в четвертый раз) резолюцию, призывавшую к возобновлению переговоров между Индонезией и Нидерландами по вопросу прав на Нидерландскую Новую Гвинеею (Ириан-Джая). В качестве протеста против решения ООН индонезийское правительство распорядилось организовать забастовку на местных голландских предприятиях. Это решение подтолкнуло профсоюзы, где доминировали коммунисты, к захвату ряда принадлежавших голландцам плантаций и предприятий по первичной обработке сырья. Армия получила приказ восстановить порядок, и командующие войсками северной и центральной Суматры в целях безопасности взяли под контроль голландские плантации. Затем правительство объявило, что практически вся собственность голландцев будет национализирована государством, после чего многие объекты остались под контролем военных. Все эти акции лишь увеличили экономические трудности Индонезии. Но гораздо более весомые последствия имело приобщение армейских офицеров к хозяйственной деятельности, благодаря чему у них появились новые источники дохода (в 1958, когда Сукарно разорвал отношения с Тайванем, военные тотчас, же завладели предприятиями местных протайваньски настроенных китайцев).
На Внешних островах Индонезии, дававших стране львиную долю валютных поступлений от экспорта, главным поводом для недовольства было то обстоятельство, что Яве выделялась непропорционально высокая часть доходов. Недовольство усиливалось и в связи с обвинениями правящих кругов страны в коррумпированности. В июле 1959 Сукарно объявил о роспуске Учредительного собрания и восстановлении прежней конституции. Был одобрен целый пакет декретов, направленных на реорганизацию всей структуры органов власти. Президент возглавил новый «рабочий кабинет», в котором военные заняли четверть мест. Национальный совет был преобразован в Высший консультативный совет. Был отменен закон о местной автономии, в результате чего ранее избираемые губернаторы провинций стали назначаться президентом; государственным служащим было запрещено членство в политических партий. Стараясь поддерживать революционный энтузиазм и стремление к национальному единству, Сукарно в то же время делал акцент на идеологию. 17 августа 1959 он выступил с «Политическим манифестом» («Манипол»), который вскоре был принят Высшим консультативным советом как официальная государственная программа; целью дальнейшего развития страны было объявлено строительство «индонезийского социализма» на основе «направляемой демократии» и «направляемой экономики» с учетом национальной самобытности..
Оппозиция все отчетливее выражала недовольство авторитарным курсом президента и нарушением законодательных процедур. В феврале 1950 она заблокировала принятие в парламенте проекта бюджета, предложенного правительством, в ответ на что 5 марта 1960 Сукарно распустил парламент. Его заменил новый «парламент взаимного сотрудничества» (официально – «Совет народных представителей – готонг-ройонг»), в котором все решения предполагалось принимать единодушным одобрением, а не голосованием, что исключало какую-либо оппозицию.
В новом составе парламента, назначенном самим президентом, Национальной партии Индонезии (НПИ) было отведено 44 места (из 264), Нахдатул Улама (Союз мусульманских священнослужителей) – 36 мест и Коммунистической партии Индонезии (КПИ) – 30 мест. Однако большинство мест (154) получили т.н. «функциональные группы», включая военных (35 мест). Высшим органом власти стал Временный народный консультативный конгресс (ВНКК), сформированный 15 августа 1960. Согласно конституции, этот орган должен был определять основное направление государственной политики и на своих сессиях раз в пять лет избирать президента и вице-президента. С его созданием Национальный совет был упразднен, так как представители «функциональных групп» отныне входили в состав и оба органа власти.
Напряженность в стране достигла опасного уровня в феврале 1958, когда органы революционной власти были созданы в провинции Западная Суматра и на остров Сулавеси. Вспыхнувшее там восстание возглавили несколько бывших министров, включая Мухаммеда Натсира, который в качестве лидера Машуми был первым премьер-министром Республики Индонезия. Тайную поддержку восставшим оказали США, опасавшиеся прокоммунистических настроений Сукарно. После мощного наступления правительственных войск сопротивление мятежников было подавлено. Партизанская война продолжалась, однако лишь до тех пор, пока командующий вооруженными силами генерал А.Х.Насутион не согласился принять большую часть повстанцев в армию. Впрочем, как раз в это время из вооруженных сил были уволены многие офицеры, служившие на Внешних островах, в результате чего в командном составе оказалось непропорционально много яванцев. После установления системы «направляемой демократии» был принят курс на «упрощение партийной системы». В соответствии с ним 17 августа 1960 были запрещены Машуми и Социалистическая партия Индонезии. В некоторых районах военные, по собственной инициативе, запрещали Компартию Индонезии. Жестокому ограничению были подвергнуты важные политические права и свободы – свобода печати, собраний, слова, ограничена деятельность партий и профсоюзов, был наложен запрет на забастовки. Внутриполитический курс индонезийского правительства, направленный на укрепление государственного сектора, а также антиголландские и антиимпериалистические преобразования в русле «индонезийского социализма» подталкивали Сукарно к союзу с СССР. В феврале 1960 года Индонезию с визитом посетил Никита Сергеевич Хрущев. Согласно подписанным соглашениям об экономическом и техническом сотрудничестве, Советский Союз предоставлял Индонезии кредиты на льготных условиях, участвовал в сооружении предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности и пр. В обмен на индонезийское сырье Советский Союз поставлял машины и оборудование. Однако помощи, оказываемой СССР было явно недостаточно. Огромная страна нуждалась в другой, более продуманной инвестиционной политике, в ориентации страны на мировой рынок. Политизация международных отношений не принесла желаемых результатов. Ответный визит в Советский Союз в 1961 году доктора Сукарно, получившего Международную Ленинскую премию, скорее символизировал дружбу между народами. Но уже с 1963 года наметился отход Индонезии от сотрудничества с СССР в сторону сближения страны с Китайской республикой. Эта новая ориентация серьезно сказалась на внутреннем экономическом и политическом положении Индонезии.