Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:29, реферат
Принципы, по которым соотечественники Конфуция строили свою жизнь вплоть до столкновения с Западной цивилизацией в середине XIX века, разительно отличаются от принципов жизни современного Китая. Почему же воплощение в жизнь философских категорий известного мудреца стало возможным в Поднебесной VI века до нашей эры? Каким был Китай во времена Конфуция?
1. Введение……………………………………………………….3—4
2. Конфуций……………………………………………………..5—23
2.1. Жизнь Конфуция………………………………………………..5—9
2.2. Учение Конфуция……………………………………………...10—14
2.3. Школа Конфуция……………………………………………….15—21
2.4. Культ Конфуция. Конфуцианство…………………………….22—23
Заключение………………………………………………………….24—25
Список литературы…………………………………………………26—27
Электронные источники:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Наиболее характерные изречения Конфуция, сущность и предмет которых свидетельствует об особенностях его характера и указывают, на что было направлено его внимание.
«Чего ищет возвышенный человек, то находится в нем самом; то, чего ищет низменный человек, находится в других».
«Возвышенный человек держит себя с достоинством и не ссорится; он общителен, но не пристрастен. Он не покровительствует человеку только из-за его слов и не пренебрегает хорошими словами из-за человека».
«Бедный человек, который не льстит, и богатый, который не горд – недурные характеры; но их нельзя сравнить с бедными, которые веселы, несмотря на бедность, и с богатыми, уважающими права собственности».
«Непереваренные знания – потерянный труд; мысль не поддержанная знанием, пагубна».
«Все, что требуется от слога, это чтобы он соответствовал смыслу».
«Расточительность ведет к неповиновению, а бережливость – к скупости. Лучше быть скупым, чем непокорным».
«Человек может расширить свои принципы; принципы не могут расширить человека». Иначе говоря, человек выше какой-либо философии.
«Рассудительные люди редко ошибаются».
«Те, кто красиво говорят и любят красоваться, редко бывают истинно человечны».
«Если царь не докажет своей доброты нравственными делами, то народ не будет питать к нему доверия, а кто не пользуется доверием народа, тому люди не повинуются».
«Когда царствует мудрец, то на всей земле будет мир».
«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, – я для того не повторяю».
«Мудрость состоит в том, чтобы с полной искренностью исполнять свой долг по отношению к людям».
Мудрые изречения, подобные этим, сохраняются не только в книгах китайских ученых, но и в памяти народной и оказали немалое влияние на развитие китайского характера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы)
Жэнь – человеколюбие. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Позже, символом постоянства жэнь стало дерево.
И – справедливость. Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли, поскольку понимает, что это правильно. И основано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество «жэнь» и сообщает благородному человеку необходимую твердость и строгость. «И» противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет ДиУ, а низкий – выгоды». Добродетель и впоследствии была увязана с металлом.
Ли – буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли – любая деятельность, направленная на создание идеального общества.
Чжи – здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность – умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество «и», предупреждая упрямство. «Чжи» противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом воды.
Синь (иероглиф сердца) – искренность, доброе намерение, непринужденность и добросовестность. «Синь» уравновешивает «ли», предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент земли.