Соловьёв,
безусловно, прав в том, что нравственное
сознание человека настоятельно
требует осуществления абсолютного
добра, какие бы идеи им ни
овладевали (религиозные, политические,
экономические, гносеологические, метафизические
и пр.), и разум может развивать
концепцию, соответствующую этому
требованию, только руководствуясь
идеалом абсолютного добра. Концепция
эта включает нравственность
в самое логику мышления. Или, как говорит
Соловьёв, «нравственный элемент требуется
самими логическими условиями мышления»,
в «мериле истины заключается понятие
добросовестности». Или: «Истина есть
лишь форма Добра», — утверждает Соловьёв,
заканчивая этой формулой свой знаменитый
трактат «Русская идея».
Однако
нравственное начало независимо
и от религии. Соловьёв, вслед
за Кантом, склонен считать религию
не причиной морали, а ее следствием.
Мораль не возникает из божественных
установлений. Но этот тезис дополняется
и другим: мораль неизбежно ведет
к религии.
Самостоятельность
нравственной философии в ее
собственной области, — считает
Соловьёв, — не исключает внутренней
связи самой этой области с
предметом теоретической философии.
«Оправдавши Добро как таковое,
в философии нравственной, мы
должны оправдать добро как
Истину в теоретической философии».
«Положительное
всеединство», по Соловьёву, предстает
как благо, истина и красота. Для
метафизики и гносеологии всеединства
важны прежде всего эти наиболее насыщенные
содержательные категории. Однако полная
концепция всеединства предполагает значительно
более расширенную систему категорий.
Так, философия, призванная выразить концепцию
всеединства, рассматривается и в таких
категориальных триадах, как опыт-мысль-вера,
наука-философия-религия, эмпиризм-рационализм-мистицизм
и т.д.
Важной
чертой концепции всеединства
русского философа является утверждение
неразрывной связи добра с
единым космоэволюционным процессом,
что существенно отличает этику всеединства
от идеалистических учений платоновско-гегелевского
типа.
Таким образом,
объективно человек участвует
в мировом процессе. На этом
убеждении строится вся онтология
добра Соловьёва. Это же убеждение
составляет основу его идеи
богочеловечества — центральной
идеи всей жизни и творчества
Соловьёва. С этой идеей было
связано его своеобразное понимание
христианства. Вл. Соловьёв, отмечает
Н.А. Бердяев, был прежде всего и больше
всего защитником человека и человечества.
Для него свобода и активность человека
есть неотъемлемая часть христианства.
Христианство для него — религия богочеловечества,
предполагающая веру в Бога столь же значимой,
как и веру в Человека. По Соловьёву, Человек
совечен, а в итоге эволюции и сомогущ
Богу. (Следовательно, мы имеем дело с существенно
измененным христианством). Субъективно
человек также опирается на определенные
начала нравственности, которые философ
называет первичными данными. Эти начала:
стыд, жалость (сострадание), благоговение.
Вл. Соловьёв подробно и весьма логично
разъясняет, почему основу «субъективной»
морали составляют именно эти три чувства,
эти три переживания.
Обратим
внимание на еще один момент
метафизики Соловьёва, свидетельствующий
о том, что идея «положительного
всеединства» более этическая, нежели
«чисто» онтологическая категория.
Перемещение смыслового центра с бытия
на сущее у Соловьёва произошло по целому
ряду взаимосвязанных мотивов. Это прежде
всего реакция против имперсонального,
обезличенного духа гегелевского учения
о бытие. Определенное значение имела
и особенность веры русского философа
в Христа как богочеловеческое существо.
Переосмысление этих категорий было обусловлено
и стремлением укрепить личностное начало
в философии всеединства, возвысить учение
о человеке. Вот почему тенденцию Соловьёва
к построению философии сущего нужно связать
с попыткой выйти за рамки традиционного
объективного идеализма. Отрицание первичности
бытия и обоснование приоритета субъекта
как сущности роднит онтологию Владимира
Соловьёва с такими последующими направлениями
философской мысли, как экзистенциализм
и персонализм, в которых этические решаемые
проблемы онтологии выступают на первый
план. Онтология В.С. Соловьёва приводит
нас к этической евангельской формуле:
«Бог есть любовь».
Возвращаясь
к понятию сущего у Соловьёва,
обратим внимание, что сущее —
единая первооснова бытия. Но, будучи
единым, сущее не может быть
беднее бытия, а, напротив, должно
быть богаче, должно включать
все, но в форме единства. Благо,
истина и красота и представляют
собой три вида или образа
единства. А так как всякое
внутреннее единство есть безусловная
благость или любовь, то благо,
истина и красота являются
тремя образами любви. В благе мы
имеем любовь в особом, приоритетном смысле,
как идею идей: это есть единство существенное.
Истина есть та же любовь, т.е. единство
всего, но уже как объективно представляемое
— это есть единство идеальное. Наконец,
красота есть та же любовь, но как проявленная
— это есть единство реальное.
Отношение
этих трех образов любви В.С.
Соловьёв выражает в следующей
формуле: «Абсолютное осуществляет
благо через истину в красоте».
Но если вспомнить, что абсолютное
есть идея идей, что оно есть
абсолютная благость и, следовательно,
совпадает по своему значению
с собственно благом, то преимущественно
этический смысл этой рационально
доказываемой формулы Соловьёва
станет очевидным.
Этика всеединства
— это наиболее важная и
оригинальная часть философии
всеединства Владимира Соловьёва.
Уже в первой своей большой
работе «Кризис западной философии»
Соловьёв заявляет, что «философия в смысле
отвлеченного, исключительно теоретического
познания окончила свое развитие». Устарелость
философии «отвлеченных начал» заключатся
в том, что она все время имела в виду лишь
субъекта познающего — вне всякого отношения
к требованиям субъекта как хотящего,
волящего, что и создает проблему всеединства
и вместе с тем является предпосылкой
ее решения.
Только
через связывание в философии
теоретической и этической ее
составляющих, через разрешение
проблемы сущего и должного
преодолевается, по Соловьёву, прежний
«отвлеченный» характер философии.
Единство сущего и должного, науки
и нравственности создает возможность
цельного знания, а «цельное знание»
вместе с «цельным творчеством»
образует в «цельном обществе»
«цельную жизнь».
«Само по
себе связывание теоретической
и этической сферы чрезвычайно
типично вообще для русской
мысли, — здесь Соловьёв явно
продолжает линию Киреевского
и Хомякова, — не говоря уже
о других мыслителях его эпохи
(Лавров, Михайловский, Толстой)». Примат
этики в философии Соловьёва
объясняется тем, что «от начала
до конца философской деятельности
Соловьёва практический интерес
действительного осуществления
всеединства жизни стоит для
него на первом месте».
Парадокс,
однако, состоит в том, что вместе
с этикой в проблему всеединства
вносится не только гармонизирующее
начало, но также и разлад, дисгармония,
ибо проблема мирового добра
диалектически сопряжена с проблемой
мирового зла. Трагизм данной
ситуации показан в последней
книге В.С. Соловьёва (своеобразном
его завещании) «Три разговора
о войне, прогрессе и конце
всемирной истории», в целом «нетипичной»
в ряду его работ по философии
всеединства.
«Грусть
от того, что не видишь добра
в добре», — эти слова Н. Гоголя,
взятые в качестве эпиграфа
Н. Бердяевым к его книге «О
назначении человека. Опыт парадоксальной
этики», передают антиномичность идеи
«положительного всеединства» Вл. Соловьёва
столь четко и выразительно, как ни какие
логические и метафизические ее формулировки.
3. Религиозно - философское
обоснование всемирной теократии
В. Соловьеву
принадлежит заслуга в постановке
и разработке проблемы, которую
принято с тех пор обозначать
словосочетанием «русская идея».
В мае 1888г. он выступил в Париже
с лекцией на Французском языке
под названием «Русская идея».
В ней мыслитель поставил вопрос,
который считал крайне важным
- вопрос о смысле существования
России во всемирной истории.
Ответом на него и служила
сформулированная автором «русская
идея». Соловьев считал, что каждая
нация, объединенная соответствующее
государственное единство, призвана
выполнять в составе человечества
определенную миссию, или роль. Миссия,
или роль, нации в составе мирового
целого и есть национальная
идея.
Национальная
идея не вытекает непосредственно
из материальных условий существования
России. Национальная идея- это задание,
данное Богом, долг народа перед Богом.
Соловьев пишет: «Идея нации есть не то,
что сама она думает о себе во времени,
но, то что Бог думает о ней и вечности».
Для Соловьева все нации - это члены и элементы
человечества как социального организма,
но при этом они - «существа моральные».
Причем Соловьев считает, что в этом моральном
мире существует роковая необходимость.
Он пишет: «Призвание или та особая идея,
которую мысль Бога полагает для каждого
морального существа - индивида или нации
- и которая открывается сознанию этого
существа как верховный долг, - эта идея
действует во всех случаях как реальная
мощь, она определяет бытие морального
существа, но делает она это двумя противоположными
способами: она проявляется как закон
жизни, когда долг выполнен, и как закон
смерти, когда это не имело места».
Как определить
существо национальной идеи? Кто
скажет народу о его долге?
Ведь народ может и заблуждаться
относительно своего призвания.
Надо проанализировать всю историю
российского государства от зарождения
до современности, проанализировать
те моменты в развитии христианской цивилизации,
в которые Россия внесла небольшой вклад,
и на этой основе определить ее миссию
в будущем. Русская идея, или историческая
миссия России, состоит в том, чтобы стать
инициатором в создании европейского
сообщества стран на основе христианских
ценностей, в создании теократии.
Проработка
утопического проекта всемирной
теократии осуществляется Соловьевым
во многих трудах 80-х годов: «История
и будущность теократии», «Россия
и вселенская церковь», «Великий
спор и христианская политика».
Всемирная
теократия предстает у Соловьева
как социальная форма Богочеловечества,
отражающая в себе принцип
троичности Божества. Три ипостаси
- Отец, Сын и Святой дух - проецируется
в человеческую деятельность
соответственно как три «служения»:
священство, царство и пророчество.
Возникает вопрос о том, как
в реальной человеческой истории
эти три служения распределены.
Соловьев без колебаний признает
функции первосвященство за папой
римским. Он сомневается в том,
что воплотить царственный элемент
теократии выпало на долю Византии.
Византийский цесаризм не справился с
этим служением, и задача создания праведного
общества потерпела в Византии решительное
крушение. Но для служения царского подходит
«третий Рим» - Россия как наследница Византии.
От народа, являющегося носителем третьей
силы, требуется свобода от ограниченности,
возвышение над узкими национальным интересами.
Эти свойства, по мнению Соловьева, присущи
в особенности национальному характеру
русского народа. Действительно, идеалы
русского народа носят религиозный характер,
он способен к сочетанию восточной и западной
культуры (что доказали реформы Петра
1), он обладает прирожденной способностью
к самоотречению, что подтверждается приглашением
варягов на правление еще в 862г.
Гораздо
хуже в христианском мире обстоит
дело с пророческим служением.
Оно изначально появилось в
форме протестантства, которое возникнув
из распри Рима и Константинополя,
существенно исказило это третье
теократическое начало: отделив пророчество
от священства, оно не подарило миру и
истинных пророков. Для пророческого служения
он находит замену в лице ортодоксального
иудаизма («еврейства») на том основании,
что у последнего имеется совпадающее
с истинно христианским понятие о пророческом
призвании и что само протестантство является
до известной степени возвратом к еврейству.
По замыслу
Соловьева, вселенская теократия
должна быть свободной теократией:
объединение наций происходит
на добровольных началах. В теократическом
обществе исключалось всякое
принуждение к вере, этим оно
радикально отличалось от Средневековья,
когда церковь допускала жестокие
гонения на инакомыслящих. И Соловьев
сурово критиковал русскую православную
церковь за ее стремление опереться на
государственную власть в искусственном
насаждении веры.
Соловьев
прямо заявлял, что только католическая
церковь обеспечит самостоятельность
церковной власти перед государством
и обществом. Что же касается
русской православной церкви, то
она давно превратилась в послушное
орудие мирской власти, и отвергает
единство христианских конфессий.
Первый шаг, который должна сделать
Россия, - это совершить подвиг
национального самоотречения, принести
в жертву свой национальный
эгоизм. На деле это означало
соединение русской церкви с католической,
что непосредственно могло быть достигнуто
благодаря подчинению русского государства
римскому первосвященнику. Новый миропорядок
будет поддерживаться государственной
властью русского монарха, и в семейство
христианских народов войдут мир и благословение.
Таким образом,
для того чтобы национальная
идея была осуществлена на
практике, необходимы определенные
предпосылки. Во-первых, необходимо
обеспечить соблюдение гражданских
свобод - свободы слова, свободы совести.
Во-вторых, должна быть преобразована
русская православная церковь: нужно
преодолеть подчиненность ее государству
и ее враждебность по отношению к западному
христианству.
Соловьев
считал, что с созданием вселенской
теократии Россия внесет в
отношении европейских народов
элементы сердечности, непосредственности,
утраченные рациональным Западом.
С другой стороны, сотрудничеством
Западом позволит преодолеть
характерные для России тенденции
варварства, нигилизма и тем самым
будет способствовать вступлению
России на путь подлинного
просвещения и прогресса. Для
России этот проект важен еще
и потому, что находясь на границы
двух миров, она испытывала постоянное
давление со стороны Азиатского
Востока. Объединение со странами
Европы позволило бы России
более тесно интегрироваться
в сообщество христианских стран,
что дало бы твердую гарантию
сохранения христианских основ
русской культуры.