Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:24, реферат
Краткое описание
Уильям Петти – основоположник классической политеческой экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е гг. XVII в. По словам К. Маркса, У. Петти – «отец политической экономии гениальнейший и оригинальнейший исследователь – экономист».
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный
технический университет»
Контрольная работа по дисциплине: «История экономических
учений»
На тему: Экономические взгляды
У. Петти.
Выполнил: студент 1 курса группы
ЭУ-18 Гончарова И.С.
Проверил: доц. Фандева
Е.А.
Волгоград 2011
Оглавление
Введение.
Уильям Петти – основоположник
классической политеческой экономии в
Англии, изложивший свои экономические
взгляды в произведениях, опубликованных
в 60-80-е гг. XVII в. По словам К. Маркса, У. Петти
– «отец политической экономии гениальнейший
и оригинальнейший исследователь – экономист».
Он родился в г. Ромси, что на
юге Англии, в семье суконщика. В детстве
в годы учебы в городской школе изучаемые
дисциплин и особенно латынь постигал
с заметной легкостью. В 14 лет, не восприняв
отцовские ремесла, ушел из дома, нанявшись
юнгой на корабль. Уже через год волею
случая из-за перелома ноги был высажен
с корабля на ближайшем берегу, которым
оказался север Франции. На чужбине, благодаря
знанию латыни, юный У.Петти был принят
в Канский колледж, обеспечивавший полное
материальное содержание. В колледже он
овладел греческим и французским языками,
математикой, астрономией.
Возвратившись в 1640 г. По окончании
колледжа в Лондон, У.Петти не терял надежды
продолжить свое образование. Зарабатывая
на жизнь черчением морских карт, а затем
службой в военном флоте, спустя три года
20-летний У.Петти покинул Англию для изучения
медицины за границей. В Амстердаме и Париже
прошли первые четыре года учебы, которую
необходимо было сочетать с различными
побочными заработками. Завершил медицинское
образование У.Петти все же на родине,
проучившись еще три года в Оксфордском
университете.
В 1650г. в 27 лет У.Петти получил
степень доктора физики, стал профессором
анатомии одного из английских колледжей.
Но через год неожиданно для многих принял
предложение занять должность врача при
главнокомандующем английской армией
в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного
медика кардинально изменилась. Проявив
завидную предприимчивость, по подсчетам
самого У. Петти, ему удалось «заработать»
9 тыс. ф.ст. за обычный, казалось бы, правительственный
подряд по подготовке им лично планов
земельных участков для последующих замеров
и составления карты покоренной Ирландии.
Как выяснилось, У.Петти оформил на свое
имя скупку земли на разных концах
острова за всех тех офицеров и солдат,
кто не мог или не хотел дождаться получения
своего земельного надела.
Всего через 10 лет, в 1661г., 38-летний
интеллигент-разночинец был возведен
в рыцарское звание, заслужил право именоваться
сэром У. Петти. В дальнейшем положение
состоятельного и практичного земледельца
в сочетании с пытливым умом и острой интуицией
отразилось на новых занятиях У. Петти,
связанных с описанием собственного видения
экономической жизни общества и государства.
В результате появились такие его произведения,
как «Трактат о налогах и сборах» (1662),
«Политическая анатомия Ирландии» (1672),
«Разное о деньгах» (1682) и др., в которых
красной нитью прослеживается мысль о
неприятии протекционистских идей меркантилистов.
Подход к предмету и общий диапазон.
Содержание памфлета гораздо
шире его названия. Помимо налогов и сборов,
там обсуждаются также вопросы о монополиях,
природе и ценности денег, ссудном проценте
и вексельном курсе, земельных рентах,
страховании, экспорте денег и товаров,
банках и ломбардах, нищих, смертной казни,
войнах, церкви, университетах, вольных
портах, свободе и совести и др.
Различие в подходах к научному
занятию вызывает и различие в выдвигаемых
вопросах. Ум Петти озабочен не только
самой проблемой богатства страны и наилучшими
способами привлечь в страну денежные
потоки. Он копает глубже и шире. Петти
не делает секрета из того, что Ирландия
для его размышлений есть только пример
– по его выражению, «чистый лист бумаги»
(после кровавого восстания, начавшегося
в 1641 г. и завершившегося кровавым же подавлением
в 1652г., в Ирландии, опустошенной донельзя,
были разрушены все административные
и хозяйственные связи, все нужно было
организовывать заново).
Что такое богатство страны?
В каких случаях дело сводится к золоту
и серебру, а в каких более верным выражением
богатства являются продукты труда? Всегда
ли деньги хорошо измеряют уровень богатства?
От чего зависит ценность самой монеты?
Почему один и тот же налог может вызывать
недовольство населения или не вызывать
– в зависимости от метода и сбора? Как
действует один и тот же налог, если
в стране избыток денег или же, наоборот,
недостаток их? Как измерять действительную
ценность земель и рент, облагаемых налогом?
Что такое ссудный процент? В каких случаях
он оправдан, а в каких – нет? Как сравнивать
между собой ценность золотых и серебряных
монет текущего и прошлого столетий? В
чем суть таможенных пошлин, что и как
лучше облагать ими? И еще много подобных
вопросов ставит и выясняет Петти в этом
произведении.
В своих ответах на эти и другие
вопросы Петти иногда оказывается на уровне
своих современников, но часто поднимается
над этим уровнем. Подобно большинству
меркантилистов он высказывается протиз
законодательного ограничения ставки
ссудного процента и против повышения
заработной платы наемных рабочих выше
прожиточного минимума. Но и в подобных
случаях он подчас выдвигает свои, оригинальные
доводы.
У меркантилистов был в обычае
один характерный прием, которого Петти
никогда себе не позволяет. К примеру,
Серра начинает свой трактат такими словами:
«Насколько важно для государства иметь
в изобилии золото и серебро…Какие это
дает выгоды и насколько это является
мощным средством, предотвращающим
Для Петти нет ничего заранее
доказанного. Все подлежит разностороннему
рассмотрению:
« - Не является ли страна
тем более бедной, чем меньше у нее имеется
денег?
- Не всегда, ибо, подобно
тому, как преуспевающий человек
держит при себе мало денег
или совсем их не держит
при себе, а постоянно превращает
их снова и снова в различные
товары с большой выгодой для
себя, так же может поступать
и вся страна, которая представляет
не что иное, как соединение
большого количества отдельных
людей» («Разное о деньгах», 1682).
В то же время любая страна,
по мнению Петти, может иметь иногда и
слишком много денег. «Ибо деньги, - пишет
Петти, - это только жир политического
тела, избыток которого столь же часто
лишает его активности, как часто недостаток
влечет за собой болезнь. Несомненно, что
подобно тому, как жир облегчает движение
мускулов, питает при недостатке продуктов
питания, заполняет неровные впадины и
украшает тело, так и деньги в государстве
убыстряют его деятельность, питают продуктами,
привезенными из-за границы во времена
неурожая в собственной стране, служат
благодаря своей делимости для ведения
отчетности и украшают общество в целом,
хотя более специально тех отдельных людей,
которые имеют их в изобилии» («Слово
мудрым»,1664). Наверняка он улыбался, делая
последнее замечание. Можно представить,
с каким удовольствием писал он свои трактаты
с их блестками невозмутимого юмора.
Теория богатства и денег.
Богатство, по мнению У. Петти
образуют не только драгоценные металлы
и камни, включая деньги, но и земли страны,
дома, корабли, товары и даже домашняя
обстановка. Именно в рассуждениях по
данному поводу он высказывал весьма популярное
и в наши дни убеждение: «Труд есть отец
и активный принцип богатства, а земля
его мать».
Для увеличения богатства страны
У. Петти полагал, что вместо наказания
тюремным заключением необходимо ввести
денежные штрафы, а «несостоятельных воров»
отдавать «в рабство», заставлять трудиться.
Это в противовес меркантилистам означало,
что богатство создается, прежде всего,
трудом и его результатами, т.е. отрицалась
особая роль денег в хозяйственной жизни.
Поэтому, уточнял У. Петти, если какое-либо
государство прибегает к порче монет,
то это характеризует его упадок, бесчестное
положение государя, измену общественному
доверию к деньгам.
В развитие данной мысли У. Петти
обращает внимание на бессмысленность
и невозможность запрета вывоза денег.
Подобное деяние государство равносильно,
по его словам, запрету ввоза в страну
импортных товаров. В этих и других суждениях
У. Петти проявляет себя как сторонник
количественной теории денег, демонстрируя
понимание закономерности о количестве
денег, необходимом для обращения. Однако
в то же время очевидна и его упрощенческая
позиция по поводу роли денег в экономике.
С одной стороны, количественная теория
денег действительно показала, что «деньги
сами по себе не контролируют богатства»,
с другой же – эта теория «вела к игнорированию
взаимосвязи между товарными и денежными
рынками, проистекающей от функции денег
как средства сохранения ценности».
Под влиянием меркантилистов
Петти все-таки выделяет внешнюю торговлю,
которая, по его мнению, в большей степени,
чем другие отрасли хозяйства, способствует
росту богатства нации, разделяя убеждение,
что действительный смысл богатства заключается,
скорее, в отношении, чем в количестве,
и поэтому любой стране выгодно иметь
в запасе больше денег (драгоценных металлов),
чем имеют другие страны.
У. Петти совершенно предвзято
отрицает участие торговли и торгового
капитала в создании национального богатства,
настаивая даже на сокращении значительной
части купцов. Последних, он сравнивает
с «игроками», занятыми распределением
«крови» и «питательных соков» государства,
под которыми имел ввиду продукцию сельского
хозяйства и промышленности.
Безусловно, Петти видел негативные
последствия притока драгоценных металлов,
выражающиеся в росте цен. В своих работах
он неоднократно подчеркивал, что существует
определенная мера, или пропорция, денег,
необходимых для ведения торговли страны,
где излишек или недостаток их против
этой меры принесет вред. Излишек, как
мы уже говорили, вызывает рос цен, но Петти
тут же предлагает противоядие – избыток
денег должен храниться в государственной
казне, что по его мнению не принесет вреда
ни стране, ни королю, ни частным лицам.
В то же время и недостаток денег имеет
вредные последствия. Во-первых, это является
причиной плохого платежа налогов, во-вторых,
приводит к сокращению числа производимой
работы.
Теория доходов.
Теперь рассмотрим положения,
высказанные У. Петти по поводу доходов
рабочих и собственников денежного капитала
и землевладельцев. Многие из них послужили
основой для теоретических изысканий
последующими представителями «классической
школы». Например, следуя У. Петти, заработная
плата характеризовалась и Д. Рикардо
и Т. Мальтусом как цена труда рабочего,
представляющая минимум средств для существования
его и его семьи.
У. Петти, в частности, утверждал:
«Закон должен был бы обеспечивать
рабочему только средства к жизни, потому
что если ему позволяют получать вдвое
больше, то он работает вдвое меньше, чем
мог бы работать и стал бы работать, а это
для общества означает потерю такого
же количества труда».
Доходы предпринимателей
и земледельцев охарактеризованы У. Петти
посредством унифицированного им по существу
понятия «рента». В частности, называя
рентой с земли разницу между стоимостью
хлеба и издержками на его производство,
он подменял такое понятие, как прибыль
фермера. В другом примере, рассматривая
суть происхождения ссудного процента,
У. Петти вновь прибегает к упрощению,
заявив, что этот показатель должен быть
равен «ренте с такого-то количества земли,
которое может быть куплено на те же данные
в ссуду деньги при условии полной общественной
безопасности».
Еще в одном примере У. Петти
ведет речь об одной из форм проявления
земельной ренты, обусловленной местоположением
земельных участков и рынка. При этом он
заключает, что поблизости населенных
мест, для пропитания населения которых
нужны большие районы, земли приносят
не только более высокую ренту, но и стоят
большей суммы годичных рент, чем земли
совершенно такого же качества, но находящиеся
в более отдаленных местностях. Тем самым,
У. Петти затронул еще одну проблему, связанную
с определением цены на земли. Однако и
здесь ученый довольствуется только поверхностной
характеристикой, утверждая следующее:
«почти всегда одновременно живут только
три члена непрерывного ряда нисходящих
потомков (дед, отец и сын1). Поэтому, - заключает У. Петти,
- я принимаю, что сумма годичных рент,
составляющая стоимость данного участка
земли, равна естественной продолжительности
жизни трех таких лиц. У нас в Англии эта
продолжительность считается равной двадцати
одному году. Поэтому и стоимость земли
равна приблизительно такой же сумме годичных
рент».
В тесной связи с теорией ренты
у Петти находится вопрос о ссудном проценте.
Кстати, окончательно порывая со средневековыми
представлениями о грабительской сущности
процента. Петти обосновывает взимание
процента как компенсацию за неудобства,
которые, ссужая деньги, кредитор создает
для самого себя, поскольку он не может
потребовать их обратно до наступления
известного срока, как бы он сам ни нуждался
в течение этого времени. При небольшом
усилии здесь можно увидеть зачатки теории
процента как платы за воздержание, которая
окончательно сформировалась лишь в XIX
в.
Определяя «естественный» уровень
процента, Петти утверждает, что он должен
быть равен ренте с такого количества
земли, которое может быть куплено на данные
в ссуду день при условии полной общественной
безопасности. Но если это условие под
сомнением, естественный процент сплетается
с чем-то вроде страховой премии, что может
повысить процент до любого размера.
Значительное место в работах
Петти уделяется вопросам налогообложения
и финансов. Одна из основополагающих
идей Петти, связывающая его с принципами
классической политической экономии,
- идея естественного порядка и пагубности
его нарушений государственной властью.
Недостаток государственного управления,
по Петти, заключается в том, что «слишком
многое из того, что должно было бы управляться
природой, древними обычаями и всеобщим
соглашением, попало под регулирование
закона».
В тоже время он возлагает на
государство важные функции по обеспечению
полного использования рабочей силы, а
также по повышению ее качества. Петти
предлагает за счет государственных средств
обеспечивать бродяг и нищих работой по
постройке дорог, возведению мостов и
плотин, разработке рудников. И здесь говорит
не только гуманность, но и экономический
расчет, ведь, согласно взглядам Петти,
«…разрешение кому-либо нищенствовать
– это более дорогостоящий способ содержания
тех людей, которым закон природы не разрешает
умереть с голоду».