Абулхаир хан (каз. Әбілқайыр хан) (1693—1748) — хан Младшего жуза (1718—1748)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 18:41, реферат

Краткое описание

В 1718 году под ударами джунгар и после смерти общеказахского хана Тауке распалось Казахское ханство. От него осталось три жуза — Старший, Средний и Младший. Абулхаира выбирают ханом Младшего жуза. В 1722 году Джунгария заключает мир с Китаем и активизирует нападения на казахские степи.

Вложенные файлы: 1 файл

Абулхаир хан.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

Согласно Мас'у да бен Усмана Кухистани, автору исторического сочинения под названием «История Абулхаирхана», Абулхаир родился в год дракона, в1412г. Он рано осиротел; ему пришлось служить у другого потомка Шибана, Джумадук-хана, и участвовать в его борьбе за верховную власть в степи. Шестнадцатилетний Абулхаир-оглан был захвачен в плен, но по решению мангытских биев отпущен на свободу. После гибели Джумадука он довольно быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Узбекского улуса. В 1428г. в области Тура (Западная Сибирь) в возрасте 17 лет Абулхаир был провозглашен ханом. В числе участвовавших в избрании Абулхаира ханом были не только султаны, предводители племени и родов, бахадуры, но и представители мусульманского духовенства. Абулхаирхан опирался не только на определенные круги Шибанидов, но и на мангытских эмиров, которые благодаря многочисленности своих улусных людей, играли заметную роль в политической жизни Узбекского улуса XV- нач. XVI вв. Если сын мангытского эмира Едигея Мансур принимал деятельное и, по-видимому, постоянное участие в мероприятиях Барак-хана, то внук того же Едигея, Ваккас-бий, сыграл важную роль в возвышении Абулхаира. Молодой хан на первых порах был “в большой дружбе с сыном Нур ад-Дина, Ваккас-бием”. “Рассказывают, - уверяет нас Кадырали-бек, - что они их одной чашки пили, один с одного края, второй с другого”. Однако впоследствии Ваккас-бий покинул предводителя кочевых узбеков и даже сражался против Абулхаира, примкнув к его противнику по имени Мустафа-хан.

 

Обязанный своим избранием и ханским троном влиятельным кругам кочевого общества, Абулхаир должен был проводить политику, отвечающую их интересам, совершать военные походы на соседние земледельческие страны, покорять новые земли. “Менее всего затронутые городской культурой, - писал В.В. Бартольд о кочевых узбеках Восточного Дешт-и Кипчака, - потомки Шибана остались более всего верны воинственным традициям кочевников и потому могли выступать в роли завоевателей в такое время, когда могущество династии Чингиз-хана почти везде находилось в полном упадке”.

 

C воцарением Абулхаир хана политика в Центральной Азии резко меняется. Направление интересов хана Абулхаира и его наследников изменяется с запада на юг. Они больше не направлены на борьбу за престол Золотой Орды.

 

Хан Абулхаир соблюдал все мусульманские обряды и молитвы. Его армию называли Войском ислама. По его повелению все подданные его государства должны были жить по законам шариата, основанным на Коране, и высказываниях Пророка Мухаммеда - суннах.

 

При хане Абулхаире среднеазиатские летописцы начинают называть тюркское кочевое население Ак-Орды узбек-казаками. Между тем, они по-прежнему, считали себя кипчаками, найманами, аргынами, мангытами, дурманами, карлуками, уйсунями, адаями. Кочевые тюркские племена уже считали себя мусульманами, но в отличие от своего хана не читали Коран и не признавали авторитета мулл и ишанов и других служителей мечетей в суде над собой.

 

По законам шариата полагается наказывать человека ударами палкой по спине. Тюрки не любили, когда их бьют.

 

В середине XV в. многие тюркские племена окончательно отказались подчиняться хану Абулхаиру. Они открыто отвергали законы шариата и продолжали жить по тюркским законам Туру. Этих тюрков стали называть казаками.

 

Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.

 

Главой государства являлся хан, власть которого считалась наследственной по прямой линии или передавалась старшему представителю правящей династии. По традиции соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью - беками, эмирами - и от их воли зависело, будет ли "поднят ханом" прямой наследник, старший в роде или какой-либо иной претендент. Правление и власть хана всегда находилась в прямой зависимости от воли господствующего класса - феодалов. Предводители улусов и межплеменных объединений находились в вассальном подчинении у хана. Хан вручал им официальные документы, дающие право на управление страной и сбор налогов. Поэтому они были ответственны перед ханом. Управляя от имени хана племенем или несколькими племенами, они должны были выставлять в случае войны определенное число воинов в виде ополчения, отдавать хану часть взимавшихся ими с подвластного населения налогов. Хан имел личную дружину из нукеров. Периодически проводилась перепись войск. Войско составляли десятки, сотни, тысячные и тумены. Основная часть войск комплектовалась на базе упомянутых ополчений вассалов хана. Но эти войска были ненадежны, так как их военачальники в любое время могли увести подчиненные им отряды.

 

Представители кочевых феодалов и вельмож сами правили народом. Они одновременно являлись исполнителями административно-политической и судебной власти. Пожалования кочевых улусов вместе с земледельными территориями предоставлялись ханами отдельным феодалам, вождям родов и племен не только за постоянную службу, но и за отдельные военные подвиги, за личные заслуги перед ханом.

 

В вассальных отношениях ханов с феодалами в ханстве Абулхаира довольно широко практиковалась система тарханных пожалований. Получивший такое пожалование феодал освобождался от налогов в пользу государства, имел право на свободный доступ к хану, не делился ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний до девяти раз.

 

Представители знати в своем лице совмещали политические, судебно-административные функции и экономическую власть над зависимым населением. Имея значительные военные силы в виде ополчения, знать нередко не подчинялась хану, а крупнейшие ее представители сами стремились к захвату государственной власти, выдвигали из своей среды претендентов на ханский трон и поддерживали их. Обычно после смерти хана начиналась борьба между его наследниками, и эти усобицы также поддерживались различными группировками знати.

 

Для решения вопросов созывался ханский совет. Ханский совет состоял из приближенных и знати. Есть упоминание о существовании в ханстве Абулхаира дивана, как главной государственной канцелярии, и дафтаров (финансовых ведомств, налоговых управлений, канцелярий). Государственно-важные документы скреплялись печатью. Важнейшую роль в делах государства играл улусбек, который активно влиял на решение вопросов о престолонаследии, командования армией, дипломатических отношениях с соседними государствами. Для соблюдения порядка во время прохождения собраний, праздников выделялись специальные люди, называемые есаулами.

 

Имелись высшие должностные лица, в частности, атабек (воспитатель, дядька наследника), обладавший большими полномочиями при хане, кукельдаш («молочный брат» ханских сыновей). Лицо, имевшее титул кукельдаша, по своему положению было равно атабеку или аталыку. В ханстве Абулхаира кукельдаш выполнял обязанности атабека (аталыка), т.е. воспитателя наследника ханского трона. Когда же ханский отпрыск становился самостоятельным правителем, кукельдаш продолжал оказывать большое влияние на своего воспитанника.

 

Важным административным лицом был даруга - правитель, ханский наместник в городе, области, управляющий делами города. В его обязанности входили сбор дани и прочих налогов и присмотр за порядком.

 

Масса оседлого и кочевого населения ханства Абулхаира обозначалась термином «карачу» («простолюдины», «чернь»).

 

Государственно-административная система ханства Абулхаира была направлена на защиту интересов правящей верхушки. Сложившаяся военно-ленная система с ее иерархией обеспечивали ей возможность эксплуатации рядовых скотоводов и зависимых оседлых крестьян. Но вместе с тем она обеспечивала возможность сохранения целостности государства, защиты его территории во взаимоотношениях с соседними государствами, как это было в период реализации агрессивных устремлений их соседей.

 

Политическая власть знати ханства Абулхаира, начиная с хана и кончая вождем рода, базировалась на экономической мощи, основой которого являлось традиционное право распоряжения, фактическое владение как пастбищными территориями, на которых кочевали подвластные феодалам племена и роды, так и обрабатываемыми участками в местах зимовок и в оседло-земледельческих оазисах, а также владения громадными стадами скота.

 

Этнический состав населения состоял из тюркских родов и племен - кипчаков, найманов, уйсуней, аргынов, карлуков, конгратов, канглов, кереитов и многих других. У этих племен были схожие языки и хозяйства, а также общие культура, обычаи и традиции.

 

Что касается названия государства, созданного Абулхаир ханом, то в источниках оно обычно именуется по традиции "Узбекским улусом", а также "улусом Шайбана", "улусом Абулхаира". Термин "улус" иногда применяется в источниках вместе с термином иль (эль) и с именем собственным: "иль ва улус-и Абулхаирхан", или с обобщенным этнополитическим названием подвластного населения "иль ва улус-и узбек" и т.д. Применяется также последнее название и в сочетании с географическим понятием "дийар" - страна (Дийар-и узбек). В исторической литературе государство Абулхаирхана именуется "Узбекским ханством", "Государством кочевых узбеков", "Ханством

 

Абулхаира". Последнее наименование представляется более нейтральным, так как на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но главным образом казахи, мангыты, о чем пишет автор начала XVI в. Рузбихан Исфахани. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаира, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.

 

Кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака еще более усилили свою активность при Абулхаирхане и при всяком удобном случае совершали нападения на пограничные с их улусами владения. Характерно, что ко времени правления Абулхаира основным направлением внешней политики предводителей кочевых племен Восточного Дешт-и-Кыпчака была не борьба за сарайский трон, а борьба с Тимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Последнее обстоятельство может служить показателем того, что улус Шибанидов вступил отныне в более тесные взаимоотношения со Средней Азией, которые закончились на рубеже XV-XVI вв. окончательным завоеванием государства Тимуридов внуком Абулхаирхана Мухаммадом Шайбани. Связи же с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенно ослабевали, хотя, по словам автора «Тарих-и кассира», власть Абулхаира в годы его могущества распространялась вплоть «до пределов Булгара».

 

Внутриполитическое положение государства, несмотря на сорокалетнее правление Абулхаирхана, было непрочным. Ханство Абулхаира не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриторий, этнополитических групп, владений (улусов) во главе с чингизидами. Весь период правления Абулхаира был заполнен усобицами. Ему пришлось вести упорную и ожесточенную борьбу с многочисленными Джучидами, претендовавшими на верховную власть. Уже в 1430г., вскоре после того, как он был провозглашен ханом, Абулхаир вынужден был выступить в поход для «приведения в повиновение» Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана. Противники встретились на берегу реки Тобола. После жаркого боя Махмуд-Ходжа-хан был разбит и обратился в бегство в надежде, что быстроногий скакун унесет его с поля брани. Однако перехитрить судьбу невозможно: он был схвачен и казнен по приказу Абулхаира. А жену Махмуд-Ходжа-хана, по имени Аганак-бике, которая по красоте своей «спорила с луной, Абулхаир по мусульманскому обычаю взял в жены». Богатство и военная добыча, которые достались от противника, были поделены между воинами. «Всех высокопоставленных султанов и славных эмиров он отличил и одарил дорогими вещами, поясом и высокими должностями». Так на берегу Тобола было покончено с притязаниями Махмуд-Ходжа-хана, но явились другие претенденты, наиболее влиятельные из числа которых были Махмуд-хан и Ахмад-хан.

 

Следующим шагом Абулхаирхана на пути укрепления своей власти в Узбекском улусе явился тщательно подготовленный поход против упомянутых ханов. Поход против Махмуд-хана и Ахмад-хана был предпринят вскоре после возвращения предводителя кочевых узбеков из низовьев Амударьи, где он в 834/1430-31 гг. завоевал Хорезм с главным городом Ургенчем, разграбил его, однако в том же году оставил его. Главной причиной похода Абулхаирхана в район нижней Сырдарьи была не только династийная борьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи и Приаралья. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана, столь важным для укрепления могущества кочевого государства. Молодому Шибаниду и на этот раз сопутствовал успех: в сражении, разыгравшемся в местности Икри-Тупа, Махмуд-хан и Ахмад-хан были разбиты и отступили. По рассказу Мас'у да бен Усмана Кухистани, тука-тимуриды потерпели полный разгром, "Махмуд-хан и Ахмад-хан... отказались от [дальнейшего] сражения и, бросив [всякое] притязание на верховную власть и государство, обратились в бегство от войска [Абулхаира]". Было захвачено большое число пленных и добычи ("беспредельное богатство и многочисленное имущество", среди которого автор перечисляет "быстроногих лошадей, вереницы верблюдов, палатки и шатры на повозках, оружие"). Абулхаир овладел Орду-Базаром (так назывались ставки ханов).

 

Победа Абулхаира нашла сильную поддержку со стороны влиятельных групп феодалов кочевых племен, способствовала укреплению власти, подняла авторитет хана в глазах своих подчиненных. Также победа доставила Абулхаирхану возможность овладеть Орду-Базаром, “который был столицей Дешт-и Кипчака”, где была прочитана хутба (проповедь, читавшаяся в мечети по пятницам, в которой произносилось моление за правящего государя) на его имя и выбиты монеты с его именем. Затем на короткое время Абулхаирхан завладел «троном Саин-хана» (Бату). Однако вскоре Махмуд-хану и Ахмед-хану удалось вернуть свои владения. «Вместе с тем, - пишет по этому поводу Махмуд б. Вали, - во времена правления Абулхаирхана после смерти Мухаммад-хана сыновья последнего - Махмуд - хан, Ахмад - хан, Джувак - султан и Башлык - султан, - вступили в войну с Абулхаирханом. Потерпев поражение, они кочевали в тех краях, пока, некоторое время спустя, не взошли вновь на унаследованный престол».

 

Следующая победа Абулхайра, которую подробно описал его историограф, была одержана только через 15 лет, в 1446 г., над Мустафой-ханом в районе Атбасара. С немногочисленным войском Мустафа отнял Хорезм у Тимура и правил им до 60-х гг.

 

Молодой и честолюбивый Абулхаир в начале своей политической карьеры едва ли мечтал о том, что ему удастся одержать верх над большинством своих соперников, объединить Восточный Дешт -и Кипчак в единое «кочевое государство» и в течение сорока лет править этим государством самодержавно. Однако поддержка со стороны наиболее влиятельных кругов кочевого общества и большинства племён Узбекского улуса, первые победы над Джучидами значительно упрочили власть и расширили сферу влияния Абулхаира в степи. Многие Джучиды, среди них - Джанибек-султан и Гирей - и другие, не хотели повиноваться Абулхаиру. В 1446 г. Абулхаирхан захватил ряд городов на р. Сырдарье и в предгорьях Каратау - Сыгнак, Аркук, Сузак, Ак-Курган, Узгенд. Сыгнак сдался добровольно: "Когда хаким [города] Сыгнака увидел многочисленность и величественность войска хакана [Абулхаирхана], то, выйдя к нему с повиновением и послушанием, вручил город эмирам и слугам хакана, подобного Сатурну, и Ак-Курган, и Аркук, и Сузак, и Узгенд также подчинились деснице власти и завоевания [его] наместников". Сыгнак стал столицей ханства (до этого столицей был г. Тура или Чимги-Тура, затем Орду-Базар). Сырдарьинские города и для него, как раньше для Ак-Орды, могли послужить фактором сплочения, удержания в его власти степных районов государства. Взятие сырдарьинских городов - ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахстанских степей, могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаира. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и Кипчаке, на свою мощь, накопленную им за два десятка лет властвования над степью. Кроме того, следует сказать, что правящая верхушка этих городов, постоянно испытывавших на себе все тяготы длительной борьбы правителей Мавераннахра с владетелями Восточного Дешт-и Кипчака, привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность. Города были пожалованы в управление эмирам и султанам. По мнению В. В. Бартольда, утверждение Абулхаира на Сырдарье - наиболее важное для дальнейшей истории узбеков событие его царствования.

Информация о работе Абулхаир хан (каз. Әбілқайыр хан) (1693—1748) — хан Младшего жуза (1718—1748)