Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:03, курсовая работа
Современный разум отказывается поверить идее, согласно которой сознание лишь направлено на вещь и обретает значение и смысл в мире лишь в связи с последней. Смысл в мир вносит человек. Только в связи с его физическим и духовным бытием возникают все те потребности в огромном спектре познания и производства, которые бытуют среди нас. Убери человека из всего этого нагромождения знаний, и он теряет всякий смысл. Потому так важны для нас истоки этих знаний – их христианская колыбель, в которой золотым узором и красной нитью проходит следующая мысль – « в человеке я вижу тайну Боговоплощения»(святитель Фотий ( ок. 820—896) ,патриарх Константинопольский), которая говорит о высшем начале в каждой человеческой личности, возводящей ее к над-мирному источнику бытия. Не об этом ли мечтал и писал великий христианский мыслитель Аврелий Августин?
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ……………………………………………………………………………….4
1.1. Феномен европейского университета и его значение в современном мире.
1.2. Аврелий Августин, как предтеча университетской учёности……………..5
1.3. Августин, Марциал Капелла и другие отцы-основатели средневекового университетского образования………………………………………………7
ГЛАВА II. « Рождённые в года глухие» - Средневековый Университет, как проекция «medium aevum». …………………………………………………………… .10
2.1. Европейское образование до 1000 года……………………………………10
2.2. Концепция университета……………………………………………………14
2.3. Структура и привилегии. Факультеты и землячества. …………………...15
2.4. Учебный процесс. Профессора и студенты………………………………..21
2.5. Значение университетов в сакральной и профанной жизни средневековой Европы…………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
студент IV курса
заочного отделения (подпись студента)
Шмидт Владислав Александрович
Курсовая работа
« Аврелий Августин и система европейского средневекового образования»
Научный руководитель –
доцент кафедры
кандидат исторических наук Моисеенкова Л.С.
(дата) (подпись)
Симферополь – 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ………………………………………………………………………………
ГЛАВА II. « Рождённые в года глухие» - Средневековый Университет, как проекция «medium aevum». …………………………………………………………… .10
2.1. Европейское образование до 100
2.2. Концепция университета……………………
2.3. Структура и привилегии. Факультеты и землячества. …………………...15
2.4. Учебный процесс. Профессора и студенты………………………………..21
2.5. Значение университетов в
сакральной и профанной жизни средневековой Европы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Каждая историческая эпоха оставляет в человеческой памяти свой , только ей принадлежащий, неизгладимый след. Так, Древний мир заложил основы цивилизаций, античность показала вершины философии и изящных искусств, мир эллинистической культуры оставил нам объединяющие принципы имперской власти, римский мир ( Pax Romanum) – классические примеры римского права и универсальную религию – христианство. Средние века, аккумулируя предшествующий опыт, развивая христианскую и имперскую идеи, вложили свой бесценный вклад в мировую историческую сокровищницу. Этим вкладом, без сомнения, стало явление получившее название Университет.
Возникший в начале второго тысячелетия христианской эры, как корпорация независимых индивидуумов, феномен Университета - 1 стал выражением заложенной в него глубокой евангельской идеи христианского миссионерства и учительства. Именно этот фактор стал основным, для признания легитимной деятельности университетов по всей территории Западной, Центральной и Восточной Европы. Но не только это. Университет был своего рода государством в государстве, ярким выражением новаторства и либерализма эпохи, по сути своей далёкой от демократии и свободомыслия. Это были островки « тайной свободы», живущей внутри европейских интеллектуалов, той свободы, которую не в силах были подавить никакие религиозные, идеологические, социальные и политические структуры. Именно эта, присущая феномену Университета, характеристика, делает его уникальным явлением не только средневековья, но и современности. Задача настоящей работы полагается в том, чтобы путём изучения богатого наследия средневековой ученой мысли проследить пути появления и кристаллизации основных принципов, на которых было основано университетское образование. Историческое прочтение двух теологических трактатов Аврелия Августина « О граде Божием» и « О порядке» позволяют проследить духовную эволюцию средневековой образовательной мысли и аксиологию заложенных в ней проблем. Небезынтересным, с исторической точки зрения, является сочинение латинского писателя V века Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Эта своеобразная энциклопедия, написанная в стихах, в аллегорических образах повествует о содержании учебных дисциплин перешедших в средневековую образовательную систему из античных времен. Именно на этой основе родился и возмужал Университет средневековья. Понять его истоки и значимость в описываемую эпоху, и непреходящее значение,
1 - (словом universitas тогда называли
любые сообщества связанных
простирающееся до наших дней задача настоящей работы.
Историография данной проблемы не очень обширна. Но, не смотря на это можно выделить работы общего плана, посвященные истории средневековых университетов в целом: история возникновения, специфика положения в средневековом обществе, отношения с властью духовной и светской. В этой связи хочется упомянуть работу Суворова Н.С. «Средневековые университеты» а так же такие сборники, как « Средние века», издаваемые в Советском Союзе издательством Академии Наук , а также работы по истории педагогики, вскрывающие особенности средневекового высшего образования. В контексте названной темы особый интерес представляет монография Ле Гоффа Ж. «Интеллектуалы средневековья», которая непосредственно посвящена истории преподавательского труда.
Глава I.
1.1.Феномен европейского университета и его значение в современном мире.
Средневековая культура современному человеку чаще всего представляется окрашенной в мрачные тона духовного застоя и засилья церковной схоластики. А меж тем это было время, когда Европа накопила достаточно учёности, чтобы зачать новое — университетское — образование.
Что предшествовало этому феномену? Философско-педагогическая мысль раннего Средневековья основной своей целью ставила спасение души. Монастырские школы являются сосредоточением образования и воспитания. Существовало три уровня обучения: 1) элементарный (чтение, письмо, счет, пение), 2) средний (курс тривиума), 3) повышенный (курс квадриума). В IX веке появляется схоластика. Далее Западная Европа переходит в период Развитого Средневековья (XI-XV вв.), когда развитие схоластики приводит к упаду старую церковную школу. В этот период в Западной Европе выделяются три уровня учебных заведений: начальный, средний и высший. Появляются школы независимые от церкви: школа счета ( абака) , латинские школы, школы родного языка. В 1158 году в Болонье открывается первый университет. Это событие коренным образом меняет не только всю систему европейского образования, но и говорит об очень важных изменениях возникших в самой структуре общества и всей западноевропейской цивилизации.
Когда мы говорим о том, что какое-то явление в жизни социума отмирает и уступает место другому, то мы подразумеваем эволюционное движение, которому присуща, прежде всего, идея преемственности. Ничто до конца не разрушается, а становится питательным раствором для развития новых явлений. Также и наше современное высшее образование не просто имеет свою историю, уложенную в хронологические рамки, а прежде всего движение преемственности идей, методов и практик, отражающих духовный мир средневекового человека. Потому что ясли, в которых оно было вскормлено и возросло – христианский мир раннего Средневековья и мир идейных представлений и философских открытий, связанных с именем одного из выдающихся деятелей этого времени блаженного Августина епископа Иппонского.
Большинство исследователей склоняются к мысли, что система образования средневековья начинает вызревать еще в эпоху Римской империи. Этот переходный период продолжался до V - VI вв. н. э. Первостепенное значение имело то, что христианство являлось, во–первых, монотеистической религией, во–вторых, «ревеляционистской» религией, т. е. религией откровения, религией Священных Писаний (sacra scriptura). Для любой ревеляционистской религии, будь то христианство, иудаизм или ислам, характерно благоговейное преклонение перед словом, книгой, особого рода литературой, что, между прочим, указывает на то, что ревеляционистские религии могут возникнуть только в достаточно развитых в культурном отношении обществах.
Проблема отношения к античной культуре решалась двояким образом : от полного отрицания ( Татиан, Тертуллиан, Арнобий.), до виртуозного использования ее плодов в полемике с язычниками, иудеями и еретиками ( Юстин Философ, Лактанций, Климент Александрийский, Ориген и др.). «Ариане, например, использовали логику, доказывая неравенство Бога Отца и Бога Сына. Кроме того, римская культура еще не исчезла и христиане стремились не отпугивать своей враждебностью ее питомцев. Многие христианские авторы употребляли слово "римлянин" как синоним слова "человек" и ставили его в один ряд с понятием "христианин". Античная риторика была мощным средством идеологического воздействия и христиане это прекрасно понимали» -1 .
Попытку примирить эти две крайности предпринял епископ Аврелий Августин (354 - 430). Его отношение к античной культуре и педагогические идеи прослеживаются по различным сочинениям: "Исповедь", "О граде Божием", "О христианской религии", « О порядке», в трактате "Об учителе" и др. Его педагогика вытекает из общей философии. В качестве отправной точки он использует четыре главных догмата христианства: о творении; о грехопадении; об искуплении; о воскресении.
На основании первого
догмата - о творении человека
по образцу и подобию Бога -
он делает вывод о высоком
достоинстве человеческой
1 - Пиков Г. Г. «Из истории европейской культуры» Учебное пособие / Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2002. с. 24
Второй догмат - о грехопадении, который он подробно рассматривает в антипелагианских сочинениях и в сочинении "О граде божьем", приводит его к пессимистическому заключению о том, что для человека неотвратима духовная и физическая смерть. Человек после грехопадения, считает Августин, в своей сущности по-прежнему сохраняет образ и подобие Бога, ибо они заключаются в неотчуждаемом от человека разуме, но они настолько затемнены порочными страстями, что человек становится подобным также и дьяволу. Тень первородного греха падает и на саму человеческую природу, которая становится неполноценной, испорченной. Поэтому и смертная жизнь - это не что иное, как "жизненная смерть". Угроза "порчи" человеческой природы существует из-за того, что человек создан из "ничего", из "праха земного", а тот, в свою очередь, тоже из "ничего". Отсюда следует августиновское определение сущности человека: "Человек - животное разумное, смертное" - 1. Но сотворенность из ничего несет только возможность смерти.
Догматы третий и четвертый
- об искуплении и о воскресении
- приводят Августина к
Первородный грех привел
к тому, что тело из смертного
(mortale) стало умирающим (moriturum), вышло
из подчинения душе и душа
стала служанкой тела. Искупление
дало возможность
Необходимо учитывать еще и свободу воли. Человек сам собой уже не в состоянии вернуться к изначальному порядку святой жизни и ему нужна особая божественная помощь - благодать. Человек не способен ориентироваться в добре и зле, и лишь благодать формирует стойкого и сознательного христианина. Но Августин идет дальше. Он заявляет, что расслышать в себе голос истинного Учителя может только Он Сам, то есть Сам Господь в лице Иисуса Христа. Этот голос, выраженный в Слове, звучит в Церкви и может быть истолкован только устами богодухновенных толкователей - учителей Церкви. Это они являются выразителями Божественного Слова. Слово такого учителя не адекватно божественной истине, ибо истинным учителем человека может быть только Бог, однако в немалой степени именно с помощью учителя-человека Бог озаряет человеческую душу. Это признание Августином важной роли учителя будет с энтузиазмом воспринято гуманистической педагогикой в эпоху Возрождения и гуманисты с восторгом будут цитировать его слова о том, что у учителя высокая миссия, благородное суждение.
1 – Августин О граде Божием в 22-х книгах М.:1994. – Т.1. с. 78
В учебной практике
Информация о работе Аврелий Августин и система европейского средневекового образования