Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:03, курсовая работа
Современный разум отказывается поверить идее, согласно которой сознание лишь направлено на вещь и обретает значение и смысл в мире лишь в связи с последней. Смысл в мир вносит человек. Только в связи с его физическим и духовным бытием возникают все те потребности в огромном спектре познания и производства, которые бытуют среди нас. Убери человека из всего этого нагромождения знаний, и он теряет всякий смысл. Потому так важны для нас истоки этих знаний – их христианская колыбель, в которой золотым узором и красной нитью проходит следующая мысль – « в человеке я вижу тайну Боговоплощения»(святитель Фотий ( ок. 820—896) ,патриарх Константинопольский), которая говорит о высшем начале в каждой человеческой личности, возводящей ее к над-мирному источнику бытия. Не об этом ли мечтал и писал великий христианский мыслитель Аврелий Августин?
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ……………………………………………………………………………….4
1.1. Феномен европейского университета и его значение в современном мире.
1.2. Аврелий Августин, как предтеча университетской учёности……………..5
1.3. Августин, Марциал Капелла и другие отцы-основатели средневекового университетского образования………………………………………………7
ГЛАВА II. « Рождённые в года глухие» - Средневековый Университет, как проекция «medium aevum». …………………………………………………………… .10
2.1. Европейское образование до 1000 года……………………………………10
2.2. Концепция университета……………………………………………………14
2.3. Структура и привилегии. Факультеты и землячества. …………………...15
2.4. Учебный процесс. Профессора и студенты………………………………..21
2.5. Значение университетов в сакральной и профанной жизни средневековой Европы…………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...27
Сословный характер носило также воспитание и образование женщин. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания. Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям.
Таким образом, практика воспитания и обучения, вся педагогическая мысль средневековья были пронизаны духом религиозной идеологии. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе. Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати начали появляться в XII - XIII вв. Одно из наиболее известных - сочинение Винцента из Бовэ (XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей", которое составлено в основном из выдержек из различных источников.
Церковные школы означенного периода, как правило, игнорировали новые знания как не соответствовавшие духу христианства. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно ( IX в.), юридические школы в Болонье (1087 г.) и Падуе. Новое сословие горожан для удовлетворения своих потребностей в образовании создает новый тип учебных заведений - городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Усиливается переводческая деятельность. К началу XIII в. был переведен весь Аристотель и арабские комментарии к нему. Переводились с арабского труды по географии, математике, астрономии, медицине. Значительно вырос интерес к дисциплинам квадривиума. Медицина и юриспруденция становятся науками. Если раньше они были практической деятельностью (кровопускание, травы, прижигание), то теперь начинает развиваться теория. Это началось в Италии, где уже существовала знаменитая Салернская медицинская школа. Вероятно, и в других городах начинают возникать такие школы, иначе непонятным становится появление в XIII в. медицинских факультетов. Возрождается римское право, причем европейские юристы сразу обращаются к кодексу Юстиниана, т. е. к первоисточнику, а не к глоссариям. Это тоже происходит в Италии (Болонья, Равенна, Павия).
2.2. Концепция университета.
Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (IV в. до н. э.), школа права в Бейруте (III - VI вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Тем не менее, в античности отсутствовал ряд необходимых предпосылок:
1) не существовало универсальной религии - христианства;
2) не было необходимости
в массовом выпуске
3) не наблюдался еще отрыв
политической власти от
4) отсутствовала детальная специализация знания;
XII век является важным рубежом
в истории Европы. К этому времени
в ряде передовых стран уже
далеко зашел процесс
Рост самосознание горожан и общественной активности горожан находит свое проявление в коммунальном движении, в возникновении многочисленных ересей. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. Школы перерастают себя, образуя учреждение нового типа. Эти учреждением стал университет.
Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII-XIII веках. Остальные, например, в Упсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV-XV веках. Средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для XX в., как правило, университет являлся совокупностью всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние века термин "universitas" означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова "corpus", коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Даже город называли университетом граждан (universitas civium), также называли и любой ремесленный цех. Только в XIV - XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы (studium generale). Они предназначались для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира (facultas docendi ubique terrarum - способность научить в любой точке мира). Эти школы назывались изредка Академиями. Примерно с XIV в. существует эпитет alma mater, т. е. нежная мать (термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права.
2.3. Структура и привилегии. Факультеты и землячества.
К XIV в. утверждается общее название университетской корпорации - universitas scolarium et magistrorum – «объединение студентов и преподавателей». К этому времени складывается и концепция университета. Университет обладал целым рядом прав и привилегий:
Во- первых, изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало, как правило, четыре факультета : младший - подготовительный, он же – факультет артистический (лат. facultas artium) т.е. - семи свободных искусств и старшие - медицинский, юридический, теологический;
Сначала преподавались дисциплины тривиума (грамматика, логика (диалектика) и риторика). Затем, квадривиум (базовой дисциплиной была арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармония). Тривиум преподавался не только на младшем факультете университета, но и отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными. Таким образом в средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования.
Педагогическая система Средневековья углубила разрыв между двумя группами предметов обучения. «Искусства» тривиума были распространены значительно шире «наук» квадривиума. Первые были достоянием относительно широких слоев средневекового общества, науки квадривиума изучались значительно более тесным кругом: в раннее Средневековье – только ученым сословием, духовенством; позднее – также и юристами, врачами, богатыми купцами.
«Наличие двух специальных терминов не означает, однако, что обобщающее выражение свободные искусства выходит из употребления. Выражение это беспрерывно встречается в разных памятниках средневековой письменности, начиная с законодательных актов Карла Великого. Позднее, в XII в., Гонорий Отенский в аллегорическом трактате «De artibus» описывает семь свободных искусств как семь крепостей, комендантами которых являются их мифические изобретатели» - 1.
Помимо семи свободных искусств на подготовительном факультете преподавались философия, художественное мастерство, основы экономических знаний и другие науки. Это первое. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра свободных искусств (magister artium liberalium). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия. Уже к XIII веку система семи свободных искусств считалась устаревшей. По приговору Фомы Аквинского, «семь свободных искусств недостаточны для деления теоретической философии». В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет, а в раннее Новое время систему свободных искусств сменила развитая сеть системных классических гимназий.
Во вторых, в числе привилегий университетов были : право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение;
В третьих : обладателю степени одной из школ разрешалось преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов ( ius ubique docendi – «обучение в нужных местах»);
В четвертых : особая подсудность для школяров по выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям;
В пятых : право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д. Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер.
1 - К.Р. Симон «Термины «Энциклопедия» и « Свободные
искусства» в их историческом развитии»
еженедельник "Русский язык" N 34/2001
изд. дом "Первое сентября"/ режим
доступа : http://rus.1september.ru/
Эти права и привилегии давались ассоциациям студентов и преподавателей с соизволения монарха или Римского папы и оговаривали круг деятельности учебного заведения, которую он проводил, как автономная корпорация. Если не было этой хартии, выдаваемой папой, императором или королём, то не было и университета. Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго. Говорят, что слово "университет" вызывало такую же неприязнь, как слово "коммуна". Первыми документами, свидетельствующими об интересе королевской власти к университетам, являются грамоты Фридриха Барбароссы болонским школам (1158) и грамота Филиппа II Августа Парижскому университету (1200), которые заложили основы «университетской» политики европейских государей. Вполне соглашаясь с Церковью в том, что университеты должны возглавить борьбу со всеми проявлениями идейной оппозиции феодальному строю, светская власть вместе с этим требовала, чтобы именно университеты, опираясь на нормы римского права, обосновывали «юстиниановскую непогрешимость» королей и содействовали расширению королевской прерогативы за счет феодальной знати, а если потребуется, и самой католической церкви.
В общей массе средневековых
университетов выделяются так
называемые "материнские". Это - университеты
Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки.
По мнению некоторых
1) это были первые по времени университеты;
2) на новые учебные заведения пос
Первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088-й. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частной собственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, которая соответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В "возрождении" римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политических притязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своего усиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.
Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины XII в. В 1158 г. германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии Милан и созвал на Ронкальском поле ( на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:
1) брал под свое покровительство
тех, кто "путешествует ради научных
занятий, в особенности преподавателей
божественного и священного
2) болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.
Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу XIII в. в Болонье обучалось до 10 тыс. человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).
Иной тип объединения
представлен Парижским
Информация о работе Аврелий Августин и система европейского средневекового образования