Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:26, курсовая работа
Экономическая политика - это поведение государства в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный подходы. Позитивный подход служит базой для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению ситуации путем разработки соответствующих рецептов, политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.
1. Аграрная политика
1.1Аграрная политика как составная часть экономической политики
1.2. Предмет и методы аграрной политики
1.3.Аграрная политика в современной России
1.4. Аграрная политика Удмуртской Республики
1. Аграрная политика
2. Основные политические идеологии.
2.1. Функции политической идеологии.
2.2 Современные политические идеологии.
2.3. Либерализм.
2.4. Национализм
2.5. Консерватизм
2.6. Коммунизм
Заключение
Содержание
1. Аграрная политика
1.1Аграрная политика как
1.2. Предмет и методы аграрной политики
1.4. Аграрная политика Удмуртской Республики
1. Аграрная политика
2. Основные политические идеологи
2.1. Функции политической идеологии.
2.2 Современные политические идеологии.
2.3. Либерализм.
2.4. Национализм
2.5. Консерватизм
2.6. Коммунизм
Заключение
1.1Аграрная политика как составная часть экономической политики
Экономическая
политика - это поведение государства
в отношении национальной экономики,
определенная система действий, направленных
на поощрение или изменение
Аграрная политика - составная часть экономической и общей политики государства.
В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики.
1.
В узком смысле слова под
аграрной политикой понимают
систему целей и мероприятий,
направленных на развитие
2. В широком смысле слова в аграрную политику включают:
- политику развития аграрного сектора;
- продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;
- агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;
- внешнеторговую аграрную политику.
В
этой связи аграрная политика может
быть определена как совокупность принципов
и действий, которые проводит государство
в решении комплекса проблем,
связанных с функционированием
агропромышленного комплекса (собственно
сельскохозяйственного
1.2. Предмет и методы аграрной политики
При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:
-
отношения, возникающие по
-
спрос и предложение на
- состояние инфраструктуры рынка;
- соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
- соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;
- необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально - демографических и территориальных групп населения.
Предмет аграрной политики - это те стороны социально - экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.
Методы аграрной политики - это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.
Задачами государственного регулирования АПК являются:
- стабилизация и развитие агропромышленного производства;
- обеспечение продовольственной безопасности страны;
- формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- улучшение продовольственного обеспечения населения;
- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
- сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;
- защита отечественных товаропроизводителей.
По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.
Методы
прямого воздействия
Методы
прямого воздействия часто
Методы косвенного воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.
Можно ли говорить о последовательности
в государственном
Следуя в своем выступлении хронологии перечисленных событий, Светлана Барсукова остановилась на содержательной стороне национального проекта. Обратившись к статистическим показателям в сфере АПК, она пришла к выводу, что нацпроект стал, безусловно, положительным моментом в развитии сельского хозяйства. Финансовая поддержка крупных агрохолдингов и малых форм хозяйствования стала ощутимым стимулом для восстановления животноводства, в частности повышение продуктивности отмечено в птицеводстве и свиноводстве. Позитивные тенденции особенно видны по контрасту с драматическим упадком сельхозпроизводства в 1990-е годы, когда инвестиции в агросферу рассматривались предпринимателями как «самый надежный способ разориться».
Доктрина продовольственной
безопасности РФ — следующая веха
в развитии АПК — формально
возвела проблемы сельского хозяйства
в ранг национального вопроса. Идея
документа состоит в
Финальной точкой в аграрной
политике России на сегодня является
вступление страны в ВТО. Согласно условиям
присоединения, в ближайшие годы
предполагается существенное снижение
господдержки производства сельхозпродукции,
отказ от экспортных субсидий, уменьшение
импортных пошлин. В результате этих
мер позитивные сдвиги, которые начали
формироваться в сельском хозяйстве
во второй половине 2000-х годов, могут
не получить развития. Потребуется
существенная коррекция прежних
форм поддержки сельского хозяйства,
поскольку протекционизм в
Завершая свое выступление, Светлана Барсукова отметила, что уязвимое положение аграрной сферы на сегодняшний день — это последствия доминирующего у власти отношения к сельскому хозяйству как к отрасли, с которой много хлопот и от которой мало результатов. При вхождении России в ВТО защита интересов этой сферы не оказалась в числе приоритетов переговорного процесса. В «большой игре» сельскому хозяйству отвели очень скромную роль, выводя отрасль из числа приоритетов экономической политики. Однако, по мнению Светланы Барсуковой, это неоправданно, если принимать в расчет потенциал сельского хозяйства и выполняемые им социальные функции, в числе которых удержание российских земель в орбите хозяйственного освоения как гарантия целостности страны.
Оппонентом на семинаре выступил директор Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Александр Никулин. Прежде всего, он отметил, что доклад фокусируется преимущественно на связке «государство — бизнес», тогда как аграрная политика этим не исчерпывается, включая муниципальное управление в селах, поддержку фермеров и много другое.
Главное замечание Александра Никулина касалось заключительного утверждения Светланы Барсуковой о перспективности агросферы в случае господдержки. Апеллируя к опыту нашей страны, он отметил, что эффективность АПК — это сложный вопрос: правительственные дотации во времена СССР не привели к повышению продуктивности деятельности колхозов. В качестве альтернативы Александр Никулин предложил иное направление для госрегулирования. Центральный вопрос для аграрной политики, по его словам, сформулировал еще Михаил Ломоносов, и касается он сохранения крестьянского населения и сельскохозяйственных поселений. Без этой группы населения Россия в скором времени подвергнется риску территориального распада, так как единство пространства на протяжении нескольких веков было задачей крестьян, а их численность стремительно падает.
Таким образом, проблема, поднятая Светланой Барсуковой в рамках доклада, представляет собой один из самых насущных вопросов не только для аграрных социологов и экономистов, но и для страны в целом.
1.4. Аграрная политика Удмуртской Республики
Меры, принимаемые по преодолению кризисных процессов в агропромышленном комплексе, позволили сохранить производственный потенциал села и стабилизировать объемы производства сельскохозяйственной продукции. Однако, еще не в полной мере преодолены факторы, сдерживающие развитие агропромышленного комплекса.
Пока не решена проблема высокой степени изнocа мaтepиaльнo-теxничecкoй бaзы агропромышленного комплекса, пocкoлькy именно развитая материально-техническая база позволит поднять ypoвень пpoизвoдcтвa и увеличить oбъeм сельскохозяйственной пpoдyкции.
Продолжает требовать
значительных затрат сохранение почвенного
плодородия, как одного из главных
факторов, влияющих на успех осуществления
сельскохозяйственного
Cлeдcтвиeм нерешенности вышепеpeчиcлeнныx пpoблeм cтaнoвитcя снижение эффeктивнocти функционирования агропромышленного комплекса, чтo негативно cкaзывaeтcя нa финaнcoвoм cocтoянии организаций, oпpeдeляющeм вoзмoжнocть иx дальнейшего paзвития.
Финанcoвая несостоятельность значительной части организаций агропромышленного комплекса обостряет coциaльные проблемы села, решение которых является важной составной частью общегосударственного процесса перехода к устойчивому развитию экономики.
Такая ситуация, в свою очередь, препятствует обновлению руководителей и специалистов, работающих на селе, и, как результат, наблюдается ухудшение качественного состава этого звена и снижение действенности управленческих решений.
Влияние вышеназванных пpoблeм в организациях агропромышленного комплекса усугубляется отсутствием в них оптимальной организационно-экономической структуры.
Стратегической целью государственной политики в сфере агропромышленного комплекса является создание необходимых организационно-экономических условий для повышения устойчивости и эффективности агропромышленного производства и на этой основе насыщения рынка продовольствием, улучшения основных социальных параметров жизни на селе.
Для достижения стратегической цели необходимо решение следующих основных задач.
Реализация первоочередной
задачи совершенствования
- формирование у сельских
тружеников рыночного
- финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- внедрение оптимальных
моделей внутрихозяйственных
- передача имущества разорившихся предприятий собственникам, способным организовать эффективное производство;
- привлечение для работы
в сельской местности кадров,
обладающих высокой
- приведение структуры производства в соответствии с требованиями рыночной и общеэкономической конъюнктуры;