Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа
Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы в противовес другим или запрещали создание новых автономий. Так, казачество, формировавшееся в течение ряда веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского и многих других народов России и проживавшее компактно (войсками) на территории всей страны, повсеместно было лишено права на автономию.
27 апреля 1923 года Президиум
ЦИК СССР первого созыва
6 июля 1923 года вторая сессия
ЦИК СССР решила утвердить
и немедленно ввести в
Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.
31 января 1924 года Конституция
СССР была единогласно
Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:
1. О предметах ведения верховной власти СССР
2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве
3. О съезде Советов СССР
4. О ЦИК СССР
5. О Президиуме ЦИК СССР
6. О СНК СССР
7. О Верховном суде СССР
8. О народных комиссариатах СССР
9. Об ОГПУ
10. О Союзных Республиках
11. О гербе, флаге и столице СССР.
По своему содержанию первая
Конституция СССР была весьма своеобразна.
В ней отсутствовали
В исключительное ведение Союза входили:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик:
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал
землеустройства и
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал
в области народного
т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую
Конституцию постановлений
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.
Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия.
Устанавливалось единое союзное гражданство.
Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов.
В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.
В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.
Высшим исполнительным и
распорядительным органом ЦИК СССР,
возглавлявшим всю систему
В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.
Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР.
Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.
Заключение
Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.
Центром, вокруг которого сплачивались
республики, была РСФСР. Российская Федерация
дала первый образец национально-
Для объединения республик
вокруг РСФСР имелся рад предпосылок:
идеологическая общность, а также
необходимость экономической
Отмечая выдающуюся роль В. И.
Ленина в создании Союза ССР, нельзя
не вспомнить и о его ошибках,
ставших для Союза
Список используемой литературы
1. Исаев И. А. "История государства и права России: учебник."; М.; Юристъ, 2000.
2. "История государства и права.", М.; Юрайт-М, 2001.
3. "Отечественная история. Элементарный курс."; Учебное пособие; И.М. Узнародов, Я.А. Перехов.; М.; 2006.
1. Введение 3
2. Проекты объединения советских республик 5
3. Принятие Декларации и
Договора об образовании СССР 10
4. Разработка и принятие Конституции СССР. 14
5. Заключение 20
6. Список использованной литературы: 22
После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд
автономных и самостоятельных национальных республик.
Между советскими республиками установились прочные связи. Для
утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном
единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным
фактором единства было существование общей Коммунистической партии –
РКП(б). Компартии республик
правами областных комитетов.
Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную
независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской
войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав таким
образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли
год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло
объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах
обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов
и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов,
аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной,
Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-
государственном строительстве.
Одну из альтернативных
форм объединения республик
Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской
ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании
Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья.
Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная
конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами
республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией
Союзный совет.
В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в
единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику
(ЗСФСР), при сохранении
Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.
Таким образом,
к началу двадцатых годов
социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая
выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными
советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с
РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более
широкими правами, чем автономные в РСФСР.
Проекты объединения советских республик
Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и
Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в
ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского
государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК
РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин,
который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял
наркомат по делам национальностей.
В процессе работы
комиссии И. В. Сталин
который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на
правах автономных республик. При этом высшими органами государственной
власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.
Сталинский план
"автономизации" был
теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и
теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального
московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские
настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции
централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах
автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали
В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и
другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на
более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников