Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа
Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы в противовес другим или запрещали создание новых автономий. Так, казачество, формировавшееся в течение ряда веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского и многих других народов России и проживавшее компактно (войсками) на территории всей страны, повсеместно было лишено права на автономию.
среди коммунистов окраин.
Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и
Закавказским крайкомом РКП(б).
ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме
автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики
необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это
означало оформление конфедерации советских республик, основанной на
единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной
деятельности.
В целом, не
возражая против резолюции,
высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми
союзными республиками.
ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа
независимости Украины.
Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей
республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О
взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за
проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за
исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены
все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам
разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать
назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные
представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих
представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд
союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала
его пленуму ЦК.
Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в
работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он
направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект
"автономизации" и
республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить
принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском
социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин
подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в
такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного
равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы
признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с
ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы
и Азии"[1]. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации
ошибочным.
6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на
ее основе новую резолюцию.
18 декабря 1922 года
Пленум ЦК принял проект
В течение декабря
1922 года съезды Советов
приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I
Всесоюзный съезд Советов.
Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем
присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным
голосами.
С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил
проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения,
которые были приняты съездами других республик: добровольность и
равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного
выхода из Союза.
27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное
Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился
взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными
аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью
священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные
представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое,
овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя
перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое
красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого
знамени в руках товарища Ленина"[2].
На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была
завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.
Принятие Декларации и
29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей
полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и
Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и
Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда
Советов.
30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе
съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.
Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович
Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.
В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран
его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал
М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР
И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР,
одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.
Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять
Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для
дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их
поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона
союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда
Советов.
Предложение было принято.
В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР –
экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся
заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные
ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные
усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление
народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании
республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность
новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских
республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей
классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь
объединения в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских
республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю
безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу
национального развития народов".
В ней говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением
равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного
выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским
республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое
союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения
трудящихся в Мировую
В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые
советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на
равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих
полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор
определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик,
предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти.
Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и
морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились
общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия,
труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-
республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия,
просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел,
юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам,
специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре
народов.
В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных
республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе
с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность
отмены.
Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный
Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех
объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин,
Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.
Разработка и принятие
Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось
принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой
Конституции союзного государства.
27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал
Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик
для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.
6 июля 1923 года вторая
сессия ЦИК СССР решила
ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное
утверждение II съезда Советов СССР.
Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет
Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.
31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II
Всесоюзным съездом Советов.
Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР
и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались
система органов государства, предметы ведения органов власти и управления
СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на
11 глав:
1. О предметах ведения верховной власти СССР
2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве
3. О съезде Советов СССР
4. О ЦИК СССР
5. О Президиуме ЦИК СССР
6. О СНК СССР
7. О Верховном суде СССР
8. О народных комиссариатах СССР
9. Об ОГПУ
10. О Союзных Республиках
11. О гербе, флаге и столице СССР.
По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна.
В ней отсутствовали
и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и
управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.
В исключительное ведение Союза входили:
а) представительство
Союза в международных
дипломатических сношений, заключение политических и иных
договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов
об
изменении границ между
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских
Социалистических
Республик и разрешение
займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство
внешней торговлей и
торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства
Союза,
определение отраслей
промышленных
предприятий, имеющих
заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от
имени союзных республик;