Альтернативные подходы образования СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы в противовес другим или запрещали создание новых автономий. Так, казачество, формировавшееся в течение ряда веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского и многих других народов России и проживавшее компактно (войсками) на территории всей страны, повсеместно было лишено права на автономию.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

 

       и) руководство  транспортным и почтово-телеграфным  делом;

 

       к) организация  и руководство Вооруженными Силами  Союза Советских

           Социалистических  Республик;

 

       л) утверждение  единого государственного бюджета  Союза Советских

           Социалистических  Республик, в. состав которого  входят бюджеты

           союзных  республик; установление общесоюзных  налогов и доходов, а

           также  отчисление от них и надбавок  к ним, поступающих на

           образование  бюджетов союзных республик; разрешение

           дополнительных  налогов и сборов на образование  бюджетов союзных

           республик:

 

       м) установление  единой денежной и кредитной  системы;

 

       н) установление  общих начал землеустройства  и землепользования, а

           равно  пользования недрами, лесами и  водами по всей территории

           Союза  Советских Социалистических Республик;

 

       о) общесоюзное  законодательство о межреспубликанских  переселениях и

           установление  переселенческого фонда;

 

       п) установление  основ судоустройства и судопроизводства, а также

           гражданского  и уголовного законодательства  Союза;

 

       р) установление  основных законов о труде;

 

       с) установление  общих начал в области народного  просвещения;

 

       т) установление  общих мер в области охраны  народного здравия;

 

       у) установление  системы мер и весов;

 

       ф) организация  общесоюзной статистики;

 

       х) основное  законодательство в области союзного  гражданства в

           отношении  прав иностранцев;

 

       ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию  Союза;

 

       ч) отмена нарушающих  настоящую Конституцию постановлений  съездов

           Советов  и центральных исполнительных  комитетов союзных

           республик;

 

       ш) разрешение  спорных вопросов, возникающих между  союзными

           республиками.

 

      Утверждение  и   изменение  основных  начал   Конституции  находилось  в

исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

 

      Суверенитет союзных  республик ограничивался лишь  в пределах, указанных

в Конституции, и лишь по  предметам,  отнесенным  к  компетенции  Союза.  За

союзной республикой было сохранено  право выхода из Союза,  территория  могла

быть изменена только с её согласия.

 

      Устанавливалось  единое союзное гражданство.

 

      Высшим органом  власти СССР объявлялся Съезд  Советов СССР, избиравшийся

от городских советов и от губернских съездов Советов.

 

      В  период  между   съездами  высшим  органом   власти  был   Центральный

Исполнительный  Комитет  СССР.  ЦИК  состоял  из  Союзного  Совета,  который

избирался съездом из представителей республик пропорционально их  населению,

и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и  автономных

республик, автономных областей. ЦИК  работал в сессионном режиме.

 

      В  промежутках   между  сессиями  ЦИК  СССР  высшим  законодательным  и

исполнительным органом был  Президиум ЦИК СССР,  избиравшийся  на  совместном

заседании палат. Президиум ЦИК  мог приостанавливать  действие  постановлений

съездов  Советов  союзных  республик  и  отменять  постановления  СНК  СССР,

Наркоматов СССР, ЦИК и СНК  союзных республик.

 

      Высшим   исполнительным   и   распорядительным   органом   ЦИК   СССР,

возглавлявшим всю систему органов  государственного  управления,  был  Совет

Народных комиссаров СССР.  В  него  входили:  Председатель  Совета  Народных

Комиссаров   Союза   Советских   Социалистических   Республик;   Заместители

Председателя, Народный комиссар по иностранным  делам, Народный  комиссар  по

военным и  морским  делам,  Народный  комиссар  внешней  торговли,  Народный

комиссар путей сообщения, Народный  комиссар  почт  и  телеграфов,  Народный

комиссар  рабоче-крестьянской   инспекции,   Председатель   Высшего   Совета

Народного   Хозяйства,   Народный   комиссар   труда,   Народный    комиссар

продовольствия, Народный комиссар финансов.

 

      В пределах своих  полномочий СНК СССР издавал  декреты, постановления  и

распоряжения,  обязательные  к  исполнению  на  территории  СССР.  СНК   был

подотчётен съезду Советов и  ЦИК СССР.

 

      Органы власти  союзных республик  строились   примерно  так  же,  как   и

органы СССР.

 

      Конституция предусматривала  создание Верховного Суда при  ЦИК СССР,  на

который возлагались и функции  конституционного надзора.

 

 

 

                                 Заключение

 

 

      Территориальный  распад Российской империи,  в   результате  которого  к

концу 1918 года РСФСР располагалась  примерно  в  тех  же  границах,  что  и

средневековая Московия  до  завоеваний  Ивана  Грозного,  завершился  спустя

всего  4  года  объединением  разных  частей   государства,   за   небольшим

исключением, в Союз  Советских  Социалистических  Республик.  Это  свершение

представляет   собой   выдающийся   результат   созидательной   деятельности

В. И. Ленина   и   И. В. Сталина.   Российская    Коммунистическая    партия

(большевиков)  обеспечила  необходимое   твёрдое   ядро,   вокруг   которого

разрозненные территории могли  снова объединиться.

      Центром,  вокруг  которого  сплачивались   республики,   была   РСФСР.

Российская  Федерация  дала  первый   образец   национально-государственного

строительства, она утвердилась, как  союз народов, объединившихся  на  основе

социалистической национальной автономии.  "Будучи  первым  многонациональным

Советским государством, РСФСР явилась  прообразом Союза ССР"[3].

 

      Для  объединения   республик  вокруг  РСФСР   имелся  рад   предпосылок:

идеологическая общность, а также  необходимость экономической интеграции  для

борьбы с империалистической агрессией  и внутренней контрреволюцией.

 

      Отмечая выдающуюся  роль В. И. Ленина в создании  Союза ССР,  нельзя  не

вспомнить  и  о  его  ошибках,  ставших  для  Союза  смертельными.   Принцип

свободного  выхода  республик  из  состава  СССР,  введенный  в  Договор  по

настоянию В. И. Ленина и сохраняемый  в  конституциях  Союза  ССР  в  течение

десятилетий,  послужил  в  1991  году  основой  для  растаскивания   союзных

территорий по  национальным  углам.  Российская  Федерация,  в  формировании

которой самое непосредственное участие  принял И. В. Сталин на посту  наркома

по  делам  национальностей,  продемонстрировала   большую   устойчивость   к

сепаратизму и национализму. Сталинский  план  "автономизации"  доказал  свою

историческую верность и обоснованность.

 

 

 

                      Список использованной литературы:

 

 

        1. Исаев И.  А. История государства и права  России: учебник.  –  М.:

           Юристъ, 2000.

        2. История  государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001.

        3. История  Коммунистической партии Советского  Союза. Учебник. – М.:

           Госполитиздат, 1963.

        4. История  СССР: Эпоха социализма. Учебное  пособие  для  ист.  фак.

           пед.  ин-тов   /   С. А. Сераев,   С. Ф. Найда,   В. И. Погудин,

           Ф.  В. Носов; под ред. С. А.  Сераева. – М.: Просвещение, 1983.

        5.  Карр  Э.  История  Советской   России.   Кн. 1:   Том 1   и   2.

           Большевистская  революция. 1917-1923. Пер.  с  англ.  /  Предисл.

           Ненарокова  А. П. – М.: Прогресс, 1990.

        6. Микоян А.  И. В начале двадцатых… - М.: Политиздат, 1975.

        7. Недавний  А. Л. Органы государственного  управления в СССР. Для ун-

           тов  марксизма-ленинизма. – М.: Мысль, 1967.

        8. Новейшая  история Отечества: ХХ век:  Учеб. Для студ. высш.  учеб.

           заведений:  В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.:

           Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1

        9. Очерки истории  КПСС. Учеб. Пособие  для  школ  основ  марксизма-

           ленинизма.  – М.: Политиздат, 1967.

 

-----------------------

      [1] Ленин В. И.  Об образовании СССР. – ПСС,  т.45, с.211.

      [2] "Десятый Всероссийский  съезд Советов. Стенографический  отчёт". М.,

1923, стр. 223.

      [3] О 60-й годовщине  образования Союза Советских  Социалистических

Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982, с. 4.

 

 

 

Проекты образования  СССР Мдивани, Раковского, Султан-Галиева

 

 
   В 1922 году на обсуждении проекта образования  нового государства - СССР - Мдивани (Грузия), Султан-Галиев (Татарстан) и Раковский (Украина) представили альтернативные предложениям Москвы проекты.  
 
   Проект Мдивани: сильные республики – сильный центр, представительства республик за рубежом, местные власти назначают уполномоченных, создание смешанных государственно-экономических структур, национальные воинские формирования, право формирования местного бюджета, исключение возможности дисркедитирования государственного языка, центр формулирует только общие принципы. Этот проект был слишком либеральным, давал экономический суверенитет республикам, что привело бы и к политическому суверенитету, этого нельзя было допустить.  
   Султан-Галиев: реструктуризация отношений между центром и местными образованиями, все субъекты должны быть представлены на союзном уровне, равенство всех субъектов. Обязательное существование федеративных государств «Татаро-Башкирии, ЗСФСР, Северного Кавказа. Этот проект был вообще утопическим дл воплощения, сулил огромными опасностями для целостности и внутреннего спокойствия государства в случае его воплощения.  
   Раковский: предоставление республикам действительного суверенитета, самостоятельность в сфере экономического, социального и национального развития. Излишняя либерализация. Расшатывание унитарно го характера СССР.

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение

1. Предпосылки образования  СССР

2. Этапы образования СССР

3. Формы федерирования  республик

4. Образование Союза ССР  и национально-государственное строительство

5. Значение образования  СССР

Заключение

Список литературы

Введение

Договор о создании Союза  Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских  республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия). Эти государства  образовали в годы Гражданской войны  военно-политический союз, заключив систему  межгосударственных договоров и  соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения  активизировались.

Сближение республик, с одной  стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних  врагов. С другой стороны, оно опиралось  на сходство политических систем, возникших  после Октября 1917г., на партийное  единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии  входили в состав РКП(б). Этот процесс  не был простым. Давали о себе знать  и националистические настроения части  местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.

Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена  новая форма совместного сосуществования  народов, длительное время входивших  в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными -- унитарными.

Цель реферата - рассмотреть  предпосылки, этапы и значение образования  Союза ССР.

1. Предпосылки  образования СССР

Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная  политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.

В образовании СССР большую  роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян  было важно хозяйственное объединение  всех трёх закавказских республик. Это  объединение вызвало горячий  спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что  применимы ли принципы нэпа к объединению  всех республик. Нэп требовал воссоздания  государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это  был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был  сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил  проект, в котором предлагал «...приспособить форму взаимоотношений между  центрами и окраинами к фактическим  взаимоотношениям, в силу которых  окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру...». [3]

Информация о работе Альтернативные подходы образования СССР