Альтернативные подходы образования СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы в противовес другим или запрещали создание новых автономий. Так, казачество, формировавшееся в течение ряда веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского и многих других народов России и проживавшее компактно (войсками) на территории всей страны, повсеместно было лишено права на автономию.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение  Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе  Украинская Центральная рада, Белорусская  социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская  Алаш и др.).

Политические предпосылки. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Экономические и  культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

2. Этапы образования  СССР

Война и особенно иностранная  интервенция продемонстрировали необходимость  создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был  подписан декрет «Об объединении  советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования  были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло  огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический  союз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили  между собой военно-хозяйственные  договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР  вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение  некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился  в орган управления промышленностью  всех республик. В феврале 1921 г. был  создан Госплан РСФСР во главе  с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого  хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

В феврале 1922 г. в Москве совещание  представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в  Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских  республик, заключать от их имени  любые договоры и соглашения. Делегация  РСФСР была пополнена представителями  Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

3. Формы федерирования республик

Создание автономий. Практика федерирования (объединения) первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

Формы автономий. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Договорные отношения  между республиками. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения. Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

Ленин подчеркивал необходимость  создания общесоюзных органов, стоящих  над РСФСР в такой же мере, как  и над другими республиками. Отстаивая  принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: «…мы признаём себя равноправными  с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый  союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии"». [8, с.211] И.В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

4. Образование  Союза ССР и национально-государственное  строительство

Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения  независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость  заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении  их в Союз Социалистических Советских  Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы  в компартии республик для  обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании  Союза ССР и предложил созвать  съезд Советов СССР.

Х Всероссийский съезд  Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и  совещательным голосами.

С докладом об образовании  СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил  проект резолюции, одобренной Президиумом  ВЦИК и включающей те положения, которые  были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик  с сохранением за каждой из них  права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х  Всероссийский съезд Советов  принял предложенное Президиумом  ВЦИК постановление об образовании  СССР. Съезд закончился взволнованными  словами М. И. Калинина, встреченными  продолжительными аплодисментами: «Я вижу, как над нами развевается  красное знамя с пятью священными  буквами - РСФСР. И мы, делегаты  Х съезда Советов, полномочные  представители всей Советской  Российской Федерации, склоняем  это дорогое, овеянное битвами  и победами, укреплённое жертвами  рабочих и крестьян знамя перед  Союзом Советских Республик. Мы  видим, как уже поднимается  новое красное знамя Союза  Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого знамени в руках  товарища Ленина». [1, с.223]

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

I съезд Советов СССР  открылся 30 декабря 1922 г. В нем  приняли участие 2215 делегатов.  Численный состав делегаций от  республик определялся пропорционально  количеству населения в них.  Самой многочисленной была российская  делегация - 1727 человек. С докладом  об образовании СССР выступил  И.В. Сталин. Съезд в основном  утвердил Декларацию и Договор  об образовании СССР в составе  четырех республик - РСФСР, Украинской  ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР.  Декларация законодательно закрепляла  принципы устройства союзного  государства: добровольность, равноправие  и сотрудничество на основе  пролетарского интернационализма.  Доступ в союз оставался открытым  всем советским республикам. Договор  определял порядок вхождения  отдельных республик в состав  СССР, право свободного выхода, компетенцию  высших органов государственной  власти. Съезд избрал Центральный  исполнительный Комитет Союза  ССР (ЦИК) - верховный орган власти  в период между съездами.

В январе 1924 г. была принята  первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах  между ними верховную власть осуществлял  ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза  и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось  три вида комиссариатов (союзные - иностранных  дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском  уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также  полномочия по международной обороне  границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция  СССР содержала в себе унитарные  тенденции, поскольку, например, лишь декларировала  и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство  центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

С конца 20-х гг. многие республиканские  предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция  которых значительно расширилась  в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточивается в союзных органах, в частности Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР). В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.

Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование  новых союзных республик; изменение  государственно-правовой формы некоторых  республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов  власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где  границы не совпадали с этническими  границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и  Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР  и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в  состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о  ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабия и Северная Буковина).

5. Значение образования  СССР

Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и  развитию экономики, культуры, преодолению  отсталости некоторых республик. В  ходе национально-государственного строительства  проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю  Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием  и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения  в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются  национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов  СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями  коренной национальности). Союз народов  СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

На деле суверенитет союзных  республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них  концентрировалась в руках комитетов  РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные  решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как  право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был  поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового  многообразия. Отрицательным образом  сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках  и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом  страдали не только народы СССР, но в  неменьшей степени сам русский  народ. Административные, унитаристские  тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных  конфликтов. Одновременно Советское  руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной  бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при  реальном жестком контроле со стороны  центральной власти.

Информация о работе Альтернативные подходы образования СССР