Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 05:01, доклад
Если в начале 90 годов в мировом общественном сознании родилось критическое отношение к процессам глобализации, то во второй половине 90-х годов этот настрой породил широкою оппозицию глобализации, включая как умеренную критику, так и тотальное противоположение в виде так называемых антиглобалистских движений (АГД). Именно эта оппозиция – ее состав, социальные основания, ориентация и прочее – являются темой дискуссии, задача которой, однако, не могут быть ограничены характеристикой предлагаемого предмета.
Между тем у этого «триумфа»
есть оборотная сторона – небывалая
поляризация богатства и
Под флагом «свободы торговли» транснациональные корпорации стремятся понизить планку ограничений, которые возникли в странах Запада благодаря прошлым завоеваниям рабочего движения и институтам политической демократии, или обойти их посредством экспансии на тех рынках, где труд дешев, а профсоюзы бесправны, где нет или почти нет препятствий для эксплуатации женского и детского труда, где в изобилии (пока!) относительно дешевые сырьевые ресурсы и не надо особенно тратиться на охрану природы.
Поэтому накопление
недовольства и протестных настроений
(«горючего материала», как сказали
бы раньше) происходит на обоих полюсах
глобального социального
В новом социальном движении, которое стали называть «антиглобалистским» (хотя это, по меньшей мере, неточно), представлены различные течения – и те, которые оспаривают глобализацию как таковую, и те, которые видят свою цель в поисках альтернативной модели глобализации – более демократичной и человечной. Чего они хотят? Каковы их требования? Отстаиваемые ими ценности – это справедливость, демократия, экономические и социальные права, самоуправление, здоровая окружающая среда, культурное разнообразие и т.д. Они добиваются прозрачности в деятельности международных финансовых учреждений, более справедливого распределения доходов, увеличение налогов на экспорт и импорт капитала, включения в торговые соглашения положений, предусматривающих соблюдение норм трудового права и защиту окружающей среды, сокращение долгового бремени для развивающихся стран.
В мае 2000 года представители свыше тысячи неправительственных и иных гражданских организаций из более чем ста стран по предложению генерального секретаря ООН Кофи Аннана провели в Нью-Йорке свою встречу – Форум тысячелетия. Одобренная ими общая программа действий очень конкретна, детально разработана и лишена какой-либо специфической социальной или идеологической окраски. Она не призывает к борьбе против глобализации, но определяет направление совместных усилий как курс на такую глобализацию, которая осуществляется самими людьми в их собственных интересах. Предусмотренные программой меры, подчеркивают ее авторы, должны проводиться в жизнь гражданским обществом, правительствами, Организацией Объединенных Наций на основе сотрудничества.
Декларация, принятая этим Форумом, предлагает: если «архитекторов глобализации» не призвать к ответу, то последствия для всех могут быть катастрофическими. «В конечном итоге богатым не будет спасения, поскольку нетерпимость, болезни, экологические катастрофы, войны, распад общества и политическая нестабильность станут вездесущими». Для того, чтобы глобализация стала благом для всех, говорится там же, надо, чтобы всемирные компании, международные финансовые и торговые учреждения и правительства находились под эффективным демократическим общественным контролем.
Решения Форума тысячелетия, несмотря на отдельные радикально звучащие оценки, носят в целом довольно умеренный характер. В них отчетливо просматривается различные глобализации «сверху», проводимой в интересах богатых и сильных (и воспринимаемой большинством людей как установление экономического, политического и культурного господства, более сильных над более слабыми), и глобализация «снизу», выражающейся в беспрецедентных контактах, связях, обменах и взаимодействии между индивидами, группами, общинами и организациями (благодаря тем же средствам телекоммуникации и информации!), в кристаллизации нового общественного сознания на основе ценностей мира, равноправия, социальной справедливости, демократии, прав человека.
В массовых выступления конца 90-х годов громче всего звучали лозунги и требования радикального крыла нового социального движения. Один из радикальных идеологов крыла, Уолден Белло (ученый специалист по Юго-Восточной Азии), утверждает, что международные финансовые институты и ТНК «нереформируемы», поэтому надо путем демонстрации «живой силы» оспорить и подорвать их власть, лишить их легитимности и в конечном счете добиться их устранения. Целью, настаивает он, должна быть «деглобализация». Это, конечно, максимальная идея, она нереалистична и контрпродуктивна – какие бы оговорки при этом ни делались.
Вместе с тем альтернативный план, который предлагает Уолден Белло, содержит немало здравых идей, например, - когда он говорит о том, что развивающимся странам следует ориентировать свои экономики преимущественно на внутренний рынок, а не на экспорт; всячески способствовать развитию внутреннего рынка; поощрять производство на коммунальном и национальном уровне, направляя большую часть финансовых ресурсов на внутреннее развитие; не гнаться за показателями экономического роста, а максимизировать принцип справедливого распределения в целях радикального оздоровления окружающей среды; придерживаться демократической процедуры принятия экономических решений, не уступая диктату рынка, и т.п. Поскольку речь не идет ни об обособлении от мирового рынка, ни об отказе от частного предпринимательства, то надо признать, что многое в этих суждениях справедливо и для России.
Международная дискуссия о глобализации
приобрела «после Сиэтла» новое
качество – на первый план выдвигается
проблема реформы существующей глобальной
системы, финансово-экономических
Налицо ряд серьезных
Лидеры стран «восьмерки» еще при встрече на Окинаве в 2000 году сочли необходимым заявить: «Мы должны признать существование опасностей, связанных с глобализацией…». В заключительном коммюнике по итогам их последней встречи в Генуе говорится о «фундаментальном значении» открытых публичных дебатов по ключевым проблемам, с которыми сталкиваются их общества. В этом же документе они обязуются продвигать «новаторские решения», основанные на партнерстве с гражданским обществом, а также искать пути усиления сотрудничества и солидарности с развивающимися странами.
Накапливается все больше
данных, позволяющих констатировать
кризис неолиберального
Различные общественные и политические
силы традиционного спектра
АНТИГЛОБАЛИСТЫ СЕГОДНЯ:
ВСЯ ТУСОВКА ОТ СИЭТЛА ДО ПРАГИ
Движение антиглобалистов крайне неоднородно. Большинство в нем составляют молодежные организации ненасильственного толка, протестующие против «неразумного» мирового экономического порядка, господства транснациональных корпораций и финансового «рабства» людей и требующие немедленного решения проблем голодающего третьего мира.
В политическом аспекте антиглобалистского течения основными силами выступают анархисты и неонацисты – и те, и другие понимают антиглобализм в контексте изоляционизма, становящегося все более популярным во многих развитых странах. При этом нации и анархисты между собой ведут не менее жестокую войну, чем та, которую они объявили непосредственно «глобалистам».
Психологи объясняют феномен антиглобализма издержками сытой и скучной западной жизни. Молодежь ищет смысл в этой жизни, борясь с тем, что так мило старшему поколению: культом потребления, технологии и политкорректности. Бунт антиглобализма сравнивают со студенческой революцией 60-х, когда на улицах Парижа, Рима, Нью-Йорка и Западного Берлина тоже выходила бунтующая молодежь. Проводят параллели с поколением хиппи.
У антиглобалистов крайне
активные методы в отстаивании своих
взглядов, с битьем стекол в магазинах
и стычками полицией. Из-за этого
присущего антиглобалистам
Силы антиглобалистов объединенные в «Генуэзский социальный форум», выдвигали пять конкретных требований:
Антиглобалисты распространяют свои
материалы и в России. Вот одна
из цитат из распространяемых материалов:
«Антиглобалисты борются с
Из истории.
По некоторым данным, впервые так называемые «антиглобалисты» громко заявили о себе во время третьей конференции Всемирной торговой организации, проходившей в Сиэтле в декабре 1999 года, тогда съехавшиеся из разных стран «стихийные» демонстранты сорвали нормальную работу форума, вынудив полицию защищать делегатов и вступить в бой с протестующими.
Информация о работе Антиглобалистские движения – начало великой Смуты XXI века